Повышение роли практических семинаров в технических университетах
Авторы: Макаров Сергей Васильевич, Хайтметова Дильфуза Алишеровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 29.09.2020
Статья просмотрена: 30 раз
Библиографическое описание:
Макаров, С. В. Повышение роли практических семинаров в технических университетах / С. В. Макаров, Д. А. Хайтметова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16009/ (дата обращения: 19.12.2024).
Одной из приоритетных целей в сфере деятельности высших технических учебных заведений является развитие такой системы образования, которая была бы способна максимально удовлетворить текущие и перспективные потребностей экономики в инженерных кадрах. При этом насущной задачей для ВУЗов на современном этапе развития общества является выпуск специалистов, которые обладали бы профессиональными компетенциями мирового уровня.
Одним из путей решения этой задачи является модернизация методик преподавания, в том числе, усиление значимости семинарских занятий по темам из научно-практической деятельности.
Семинары являются видом теоретико-практических занятий, на которых под руководством преподавателя обучающиеся участвуют в коллективном анализе докладов, сообщений, презентаций, подготовленных ими по результатам учебных и научно-практических исследований. Назначение учебных семинаров — стимулирование познавательной активности и повышение интеллектуальных способностей студентов на основе освоения методов аналитического мышления.
В процессе проведения учебных семинаров необходимо обращать внимание на решение целого спектра вопросов: 1. углубленное осмысление теоретического материала, предлагаемого на лекционных занятиях; 2. выработка умения находить оптимальные пути для применения теоретических знаний в практической деятельности; 3. развитие навыков формулировки собственных суждений и способности к отстаиванию своего видения решения профессиональных задач; 4. проверка преподавателем в аудиторных условиях эффективности самостоятельной работы студентов над учебным материалом.
Продуктивное решение этих задач в значительной степени будет определяться интересом аудитории к обсуждаемым проблемам. Здесь первостепенную роль играет методическая тактика преподавателя по проведению семинарского занятия, план и темы семинаров, которые должны охватывать наиболее важные практические вопросы профессиональной деятельности будущих специалистов.
План проведения семинарского занятия может иметь самую разнообразную структуру. Однако в нем должны присутствовать такие компоненты, как общая тема семинара и темы сообщений, докладов, презентаций с организационно-методическими рекомендациями по конкретным учебным и практическим вопросам, без рассмотрения которых будет затруднительно достичь дидактических целей занятия [1]. Выбор конкретной темы из предлагаемого набора должен быть свободным, без распределения со стороны преподавателя.
Некоторые примеры по темам из практики автора по проведению семинарских занятий по дисциплинам бакалавриата специальности «Радиотехника, электроника и телекоммуникации» [2].
- На лекционном занятии «Оптические кабели связи» рассматриваются теоретические основы передачи информации по оптическим каналам связи. Сопутствующее семинарское занятие «Способы и методы прокладки оптических кабелей связи» с докладами-презентациями по современным методикам воздушной, подземной, подводной прокладки ставит целью ознакомление студентов с практическими вопросами создания и функционирования направляющих систем связи этого вида.
- Лекция «Электрические фильтры» посвящена основам теории четырехполюсников с фильтрацией электрических сигналов по частоте. Семинарское занятие «Исследование работы электрических фильтров на платформе программы — симулятора «WorkBench» способствует самостоятельному разбору студентами деталей функционирования фильтров различного типа.
- На лекционном занятии «Структурированные кабельные системы, СКС» студенты знакомятся с основами функционирования и структурой СКС. Семинар «Структурированная кабельная система для локальных офисных сетей» с докладами: «Внешняя и аппаратная подсистемы СКС», «Подсистема управления и межэтажные СКС», «Горизонтальная СКС и подсистема рабочих мест». Такой подбор тем направлен на получение студентами знаний по основам практического проектирования, монтажа конкретных СКС с использованием современной элементной базы.
Одной из важных тактик проведения семинарского занятия является создание обстановки, которая способствует свободному обмену мнениями и креативной дискуссии по обсуждаемым темам. Преподаватель играет роль модератора и не прерывает доклады замечаниями, какими бы важными они не показались. Желательно, чтобы студенты сами разрешали вопросы, которые возникают в ходе выступлений. Если этого не происходит, то переносить эти ответы нужно в заключительное выступление преподавателя.
Определяющую роль в успехе семинарского занятия играет самостоятельная внеаудиторная подготовка студентов. В общем, вне привязки к конкретному виду занятия, самостоятельная работа считается одной из самых востребованной, даже универсальной компетенцией, которая применима к любому роду деятельности. Если выпускник ВУЗа не имеет навыков самообразования, то ему будет довольно сложно обеспечить себе преимущества в условиях рынка труда с высоким уровнем конкуренции. Отсюда, в период обучения в ВУЗе очень важно постараться выработать умение самостоятельного обучения. Здесь довольно высокую степень эффективности показывают такие современные методики преподавания, как «групповое», «умное» и «смешанное обучение».
Методика групповой работы (Interactive collaborative learning ) заключается в то, что вся аудитория участвует в одном командном проекте семинара, но группы выполняют различные роли [3]. Например, помимо спикеров, можно сформировать группу оппонентов, которые должны отстаивать противоположные позиции по данной теме или группу по междисциплинарным связкам (синергетический подход). Работая в группе, будущие инженеры учатся распознавать ролевую структуру коллективной деятельности, улучшать взаимодействие в команде единомышленников.
В методе «умного обучения» (smart education) основной упор делается на информационные технологии [4]. Применительно к нашей теме студенты свободны в выборе любого ресурса всемирной сети и самостоятельно определяют объем материала и его вид (презентации, видеоролики и т. п.) для формирования логически построенного и законченного по смыслу выступления на семинарском занятии.
Подобная подготовка находиться в русле с еще одной современной методикой — «смешанное обучение” (blended learning). Здесь доминирующей становится часть работы студентов с компьютером, которую можно сделать дистанционно, без участия преподавателя. Примеры применения на практике blended learning показывают, что автоматизация части труда преподавателя приводит не к ухудшению образовательных результатов, а, наоборот, к их улучшению, и особенно это выражено для отстающих студентов [5].
В заключении хотелось бы отметить, что опыт автора по проведению практических семинаров со студентами бакалавриата технических специальностей показал более высокую заинтересованность обучающихся в освоении учебного материала по сравнению с лекционными занятиями. Кроме этого большая часть участников семинаров проявили повышенную мотивацию при освоении навыков самостоятельной систематизации и анализа информации, а также стремление к грамотному формулированию собственных суждений и выводов на профессиональном языке.
Перечисленные плюсы, безусловно, способствуют процессу формирования важных профессиональных компетенций будущих специалистов в области естественно — технической деятельности.
Литература:
- Черных А. В. Учебный семинар по физике и его роль в формировании критического мышления студентов технических вузов//Физическое образование в вузах, т.20, № 4, 2014 — с. 130–136.
- Макаров С. В. Роль семинарских занятий в формировании профессиональных компетенций у студентов технических специальностей // Transactions of Kazakh -American University, No.45/46, 2019 — с. 71–76.
- Shibaev V. Ways of creating effective interaction with students in the process of organizing seminars // Современная педагогика, № 7, 2014.
- Шакирова З. Х. Самостоятельная работа студентов посредством Smart системы//Современные научные исследования и инновации. № 8, Ч. 1, 2015.
- Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности//Высшее образование сегодня, № 8, 2014. — с. 8–13.