Анализ физических качеств детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера
Автор: Дедков Константин Витальевич
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 24.09.2020
Статья просмотрена: 86 раз
Библиографическое описание:
Дедков, К. В. Анализ физических качеств детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера / К. В. Дедков. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16035/ (дата обращения: 19.12.2024).
На территории Крайнего Севера достаточно много факторов, негативно влияющих на человека. Наиболее известны дефицит тепла и освещенности, а также резкая смена фотопериодичности и напряженный иономагнитный режим из-за близости магнитного полюса земли [1]. В основном понятны механизмы неблагоприятного воздействия указанных параметров на организм человека и определены многочисленные последствия этого воздействия. В ряде работ показано, что продвижение к полюсу места проживания в пределах Севера всего на 5° значимо и негативно влияет на физиологический статус как взрослых жителей, так и детей дошкольного и школьного возраста [2,3,4].
Нормальное протекание роста и развития ребенка свидетельствует о благоприятном состоянии его организма, отсутствии выраженных вредных влияний и, поэтому физическое развитие в этом возрасте является одним из ведущих признаков здоровья, от которого зависят и другие его показатели. Уровень достигнутого физического развития обязательно оценивается врачом при проведении медицинского осмотра и является необходимым критерием общей оценки состояния здоровья ребенка.
На сегодняшний день отмечается ухудшение как соматического, так и нервно-психического здоровья детской популяции, регистрируются достаточно низкие физиологические показатели и адаптационные возможности подрастающего поколения [5]. Младший школьный возраст является особенно важным и ответственным периодом, характеризующимся незавершенностью морфогенеза, гетерохронностью развития и недостаточной зрелостью основных функциональных систем организма и, соответственно, большей чувствительностью к воздействиям неблагоприятных факторов окружающей среды [6,7,8].
Актуальность темы обусловлена тем, что профилактика заболеваний в природно-климатических условиях Севера имеет свои особенности, отличные от профилактических мероприятий в регионах с другими климатическими характеристиками.
Цель исследования — оценить динамику показателей физического развития, функционального состояния младших школьников в процессе занятий оздоровительным спортом.
Объект: развитие детей младшего школьного возраста 7–10 лет, занимающихся оздоровительным спортом.
Предмет: направления и содержание медико-биологического сопровождения детей младшего школьного возраста 7–10 лет, занимающихся оздоровительным спортом
Гипотеза исследования: предполагается, что в процессе занятий оздоровительным спортом (на примере дополнительных занятий лыжной ходьбой) у детей младшего школьного возраста происходят положительные динамические изменения физических качеств и функциональных возможностей.
Задачи:
- Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
- Оценить динамику развития физических качеств детей 7–10 лет, занимающихся оздоровительным спортом.
Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ненецкого автономного округа «Средняя школа № 1» Нарьян-Мар. Участниками исследования стали 20 детей в возрасте 7–8 лет, учащиеся 1 класса школы.
Исследование основано на методах педагогического наблюдения и тестирования, включает следующие методы:
- Анализ научно-методической литературы
Были изучены работы отечественных авторов, которые позволили обосновать актуальность темы исследования, определить цель и задачи исследования. Изучению были подвергнуты учебники, учебные пособия, научно-методические статьи, в которых освещались вопросы особенностей физического и морфофункционального развития детей младшего школьного возраста, проживающие в условиях Крайнего Севера.
- Функциональные пробы
1) Оценка функционального состояния дыхательной системы
Оценка жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Используется спирометр сухой, секундомер, спирт, вата.
Методика: закрыв нос зажимом или пальцами, испытуемый делает максимальный вдох, а затем постепенно (за 5–7 с) выдыхает в спирометр. Обязательно 2–3 — кратное повторение процедуры измерения. Из полученных результатов выбирают максимальный. Следует рекомендовать при вдохе сделать небольшую паузу, а затем, не выдыхая, произвести 2–3 дополнительных вдоха. После выдоха в спирометр следует также максимально освободить легкие от воздуха дополнительными выдохами.
Нормативными показателями ЖЕЛ для возраста 7–8 лет считался показатель 1600 мл (А. В. Мазурин, И. М. Воронцов, 1999).
2) Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы
Определялась на основании показателей в покое: частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (САД и ДАД). Нормы для детей 7–8 лет приведены в таблице 1
Таблица 1
Физиологические нормы показателей сердечно-сосудистой деятельности детей 7–8 лет в состоянии покоя
Показатель |
Нормативы |
Частота сердечных сокращений, уд/мин |
78–85 |
Систолическое артериальное давление, мм.рт.ст. |
91–114 |
Диастолическое артериальное давление |
53–71 |
- Тестирование физических качеств
1) Бег 30 м (сек)
Цель: оценка скоростных качеств.
Тест проводился на дорожках стадиона с твердым покрытием. Бег выполнялся с высокого старта. По команде «Марш» учащиеся в парах преодолевали на скорость дистанцию 30 м.
Фиксировалось точное время преодоления дистанции.
2) Прыжок в длину с места
Цель: оценка скоростно-силовых качеств.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполнялся в зале. Участник принимал исходное положение: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией измерения. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками разрешен.
Участнику предоставляются две попытки. В зачет идет лучший результат.
Ошибки:
– заступ за линию измерения или касание ее;
– выполнение отталкивания с предварительного подскока;
– отталкивание ногами разновременно.
Измерение производилось по перпендикулярной прямой от линии измерения до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника. Длина прыжка фиксировалась в сантиметрах.
3) Метание набивного мяча весом 1 кг.
– Цель: оценка силовых качеств.
– Метание набивного мяча проводилось двумя руками из-за головы.
– Фиксировалась дальность метания мяча от линии, где находился учащийся до места соприкосновения мяча с полом. Результаты фиксировались в сантиметрах.
4) Наклоны вперед из положения сидя.
Цель: оценка гибкости.
На полу обозначались центровая и перпендикулярная линии. Сидя на полу, ступнями ног учащиеся должны были касаться центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20–30 см. Выполнялось три наклона вперед, на четвертом регистрировался результат на перпендикулярной мерной линии по кончикам пальцев при фиксации этого результата в течение 5 секунд, при этом не допускалось сгибание ног в коленях.
Результаты определялись с точностью до 1 см.
В таблице 2 представлены контрольно-измерительные материалы для оценки физических качеств учащихся 7–8 лет.
Таблица 2
Контрольно-измерительные материалы для учащихся 1 класса
Тесты |
Мальчики |
Девочки |
||||
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
|
Бег 30 м (сек) |
6,1 |
6,9 |
7,0 |
6.6 |
7,4 |
7,5 |
Прыжок в длину с места (см) |
140 |
115 |
100 |
130 |
110 |
90 |
Метание набивного мяча (см) |
295 |
235 |
195 |
245 |
220 |
200 |
Наклон вперёд сидя (см) |
9 |
3 |
1 |
12,5 |
6 |
2 |
Результаты сформированности физических качеств у детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера, полученные на этапе констатирующего эксперимента, показали их недостаточную сформированность и несоответствие некоторых из них требуемым нормативам (таблица 3).
Таблица 3
Показатели сформированности физических качеств у детей 7–8 лет на констатирующем этапе, M ± m
Тест, ед. изм. |
Физические качества |
Фактические значения |
Нормативные значения |
р |
Бег 30 м, сек |
скорость |
6,93±0,28 |
7,0 |
1,2 |
Прыжок в длину с места, см |
скоростно-силовые качества |
98,3±1,02 |
100,0 |
1,7 |
Метание набивного мяча, см |
сила |
188,35±1,43 |
195,0 |
4,7 |
Наклон вперёд сидя, см |
гибкость |
1,75±0,23 |
2,0 |
0,9 |
Средние значения скорости, скоростно-силовых качеств и гибкости у детей 7–8 лет не имеют статистически значимых различий с нормативными (р=1,2; р=1,7; р=0,9).
Средние показатели силы, определенные с помощью теста «Метание набивного мяча» у детей 7–8 лет отличаются от нормативных на высоком уровне статистической значимости (р=4,7; р≤0,01). Недостаточные показатели силы в сравнении с нормативными у детей 7–8 лет могут быть обусловлены тем, что младший школьный возраст не является сензитивным периодом для развития данного качества, а так же недостаточным вниманием педагогов к физической культуры к мероприятиям по развитию силы на уроках физической культуры.
Показатели функционального развития детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели функционального состояния у детей 7–8 лет на констатирующем этапе, M ± m
Функциональные показатели, ед. изм. |
Фактические значения |
Нормативные значения |
р |
ЖЕЛ, мл |
1586,5±4,74 |
1600 |
2,8 |
ЧСС, уд/мин |
84,45±0,62 |
85,0 |
0,9 |
АД сист, мм рт. ст. |
107,7±2,11 |
114,0 |
3,0 |
АД диаст, мм рт. ст. |
64,8±1,42 |
71,0 |
4,4 |
Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера, соответствуют нормативным. Хотя средние показатели систолического и диастолического артериального давления статистически значимо отличаются от верхней границы нормативного значения, они соответствуют нормативным и не свидетельствуют об отклонениях.
Показатели ЖЕЛ у детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера, статистически значимо ниже нормативных на высоком уровне статистической значимости (р=2,8; р≤0,01). Низкие показатели ЖЕЛ у детей 7–8 лет свидетельствуют о ее недостаточной адаптации к условиям Севера, недостаточностью проводимых уроков физической культуры для повышения ее адаптационных возможностей, что может усугубляться респираторными заболеваниями.
Сравнение показателей физического и функционального развития детей 7–8 лет экспериментальной и контрольной групп показало отсутствие значимых различий (таблица 5)
Таблица 5
Сравнение показателей физического и функционального развития детей 7–8 лет экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе, M ± m
Изучаемые показатели, ед. изм. |
ЭГ n =10 |
КГ n =10 |
р |
Скорость, сек |
6,87±0,34 |
6,98±0,18 |
0,9 |
Скоростно-силовые качества, см |
98,3±5,02 |
98,3±4,22 |
0 |
Силовые качества, см |
187,1±7,41 |
189,6±5,48 |
0,9 |
Гибкость, см |
1,7±1,27 |
1,8±1,32 |
0,2 |
ЖЕЛ, мл |
1586,0±27,28 |
1587,0±17,67 |
0,1 |
ЧСС, уд/мин |
84,5±3,47 |
84,4±2,67 |
0,1 |
АД сист, мм рт. ст. |
104,2±9,12 |
111,2±11,19 |
1,5 |
АД диаст, мм рт. ст. |
61,8±6,21 |
67,8±7,19 |
2 |
Таким образом, результаты проведенного исследования позволили сделать выводы об особенностях физического и функционального развития детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера:
– показатели силы отличаются от нормативных на высоком уровне статистической значимости (р=4,7; р≤0,01), что может быть обусловлено тем, что младший школьный возраст не является сензитивным периодом для развития данного качества, а так же недостаточным вниманием педагогов к физической культуры к мероприятиям по развитию силы на уроках физической культуры;
– показатели ЖЕЛ статистически значимо ниже нормативных на высоком уровне статистической значимости (р=2,8; р≤0,01), что свидетельствует о недостаточной адаптации респираторной системы к условиям Севера, недостаточностью проводимых уроков физической культуры для повышения ее адаптационных возможностей, что может усугубляться респираторными заболеваниями;
Полученные результаты определили необходимость разработки оздоровительных технологий, направленных на повышение функциональных возможностей респираторной системы, развития силы у детей 7–8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера.
Литература:
- Агеевец, В. У. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации / В. У. Агеевец, Т. В. Састамойнен // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 5. — С. 47–49.
- Алексеева, Т.И Географическая среда и биология человека / Т. И. Алексеева. — М.: Мысль, 1990. — 301 с.
- Альбицкий, В.Ю., Инновационные технологии в деятельности центров здоровья детей / В. Ю. Альбицкий, А. А. Модестов, С. А. Косова, А. А. Иванова, И. М. Волков, В. И. Бондарь, Д. И. Зелинская, Р. Н. Терлецкая, С. В. Щербакова, Ю. С. Неволин // Российский педиатрический журнал. — 2014. — Т. 17, № 4. — С. 43–48.
- Анисимова, А. В. Современные проблемы формирования здоровья детей и подростков / А. В. Анисимова, Н. К. Перевощикова // Мать и дитя в Кузбассе. — 2013. — № 2(53). — С. 8–14.
- Антропова М. В. Умственная работоспособность учащихся 1–4-х классов, проживающих в экстремальных климатических условиях / М. В. Антропова, Н. В. Соколова // Гигиена и санитария. — 1996. — № 5. — С. 17–20.
- Антропология — медицине / под ред. Т. И. Алексеевой. — М., 1989. — 244 с.
- Арина Г. А. Часто болеющие дети. Какие они? / Г. А. Арина, Н. А. Коваленко // Школа здоровья. — 1995. — № 3. — С. 116.
- Ахмадищин, А. Ю. Эпидемиология врожденных пороков развития в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа: оценка эффективности дородовой диагностики и профилактики: автореф. дис.... канд. мед. наук / А. Ю. Ахмадишин. — Томск, 2004.