Формирование духовно-нравственной личности на уроках музыки через приобщение к культуре и ценностям кубанского казачества | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, октябрь 2020)

Дата публикации: 28.09.2020

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Цатурова, С. Ю. Формирование духовно-нравственной личности на уроках музыки через приобщение к культуре и ценностям кубанского казачества / С. Ю. Цатурова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16046/ (дата обращения: 15.11.2024).



Каждый народ обладает своей исторической памятью, традициями, в которых запечатлены его духовные ценности. Память об истории страны — залог нравственного здоровья общества. Краснодарский край — это казачий край. Культура кубанского казачества богата и разнообразна. Воспитание любви к отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей «малой родине», ее людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в духовно-нравственном воспитании личности.

Я стараюсь регулярно включать большой музыкальный материал, основанный на самобытной культуре кубанского казачества в уроки музыки и во внеурочные занятия. Использовать кубанское музыкально-культурное наследие в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Народная мудрость, воплощённая в устном народном творчестве, отточенные столетиями музыкальные интонации — всё это способствует осознанию чувства Красоты и позволяет привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.

Хочется сказать, что на уроках музыки мы нередко сталкиваемся с детской пассивностью, закомплексованностью, их неумением раскрывать свои возможности. Поэтому учителю необходимо создать благоприятный психологический климат в классе, способствующий раскрепощению ребят. На занятиях, посвященных устному народному творчеству, через пословицы, поговорки, сказки, ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. На этих уроках, дети подбирают пословицы, поговорки, составляют ребусы, кроссворды, придумывают мелодии песен, попевок, закличек. Совместная деятельность детей на уроках музыки создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успехам других. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Главной целью моей педагогической деятельности является формирование духовно-нравственной личности через обретение духовного опыта, основанного на традициях музыкально-культурного наследия кубанского казачества.

Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:

  1. Устанавливать личные связи учеников с представителями казачества, чтобы ценности культурного наследия кубанского казачества стали личными ценностями обучаемого, что позволит при таком внутреннем перестроении взглядов добиться хороших результатов.
  2. Воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус, а также патриотические чувства на основе духовно-нравственных ценностей кубанского казачества.
  3. Прививать интерес и любовь к самобытной музыке кубанского казачества, желание слушать и исполнять её.
  4. Увлечь детей творческой деятельностью и через неё приобщить к истокам культуры казаков, познакомить с их обрядами, традициями, бытом.

Формирование духовно — нравственной личности происходит поэтапно: от подготовки к восприятию культуры кубанского казачества до приобщения к культурным ценностям кубанского казачества.

Развитие духовно-нравственной культуры учащихся основывается на принципах:

– Любви к детям через милосердие, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка.

– Признания равенства педагога и ребенка в правах как партнеров учебно-воспитательного процесса и их сотрудничества.

– Признания права ребенка на индивидуальность и индивидуальную работу.

– Воспитывающего характера обучения.

– Личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей.

– Развития первоначального успеха ребенка.

Свою работу по формированию духовно-нравственной личности на уроках музыки через приобщение к культуре и ценностям кубанского казачества выстраивается в несколько этапов.

Первое знакомство с музыкальной культурой кубанского казачества происходит в начальной школе на уроках музыки. Для этого можно использовать уроки: «Родной обычай старины»; «Край, в котором ты живёшь»; «Пришло Рождество, начинается торжество»; «Рождество Христово. Колядки»; «Жанр молитвы, православные праздники»; «Русские народные инструменты, фольклор»; «Обряды русского народа. Масленица»; «Встреча весны»; «Вербное воскресенье». Дети знакомятся с истоками культуры кубанского казачества, народными праздниками, с инструментальной фольклорной традицией, обрядами, играми, забавами.

Учитывая, что в этот период для ребенка характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, детям предлагаются занимательные и поучительные рассказы, сказки, игры, анимированные истории, используется большое количество иллюстративного материала.

Детям предлагаются творческие задания на сочинение мелодии на текст закличек, колядок, частушек.

К концу первого этапа обучения дети знают названия народных праздников, жанровое разнообразие кубанского фольклора, детские игры и забавы, годовой круг обрядов.

На первом этапе выделяется группа учащихся, которые наиболее увлечены культурой казачества, кому интересно, и в последующем эти ребята посещают занятия внеурочной деятельности — кружки «Мой край — моя культура», «Фольклор Кубани», где на занятиях также продолжают приобщаться к культурной жизни кубанских казаков.

На втором этапе, где уже обучающиеся имеют определенный багаж знаний (5–7 классы) необходимо сформировать связи представлений ребенка о его жизни с культурой казачества.

Дети глубже изучают традиции родной Кубани, быт, праздники и обряды кубанских казаков, разучивают песни к обрядам, фигуры хороводов (круг, круг в кругу, стенка).

Для приобщения к культуре кубанского казачества учащихся среднего звена, на втором этапе я использую следующие уроки: «Фольклор в музыке русских композиторов»; «Вторая жизнь песни»; «Живительный родник творчества»; «Жанры инструментальной и вокальной музык»; «Небесное и земное в звуках и краска. Молитва»; «Дыхание русской песенности»; «Образы борьбы и победы в искусстве»; «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»; «Образы русской народной и духовной музыки»; «Героическая тема в русской музыке»; «Сюжеты и образы религиозной музыки».

На этих уроках дети знакомятся с историческими песнями кубанских казаков, воинским фольклором. Слушают и разучивают песни к разным обрядам, например исполнявшиеся при проводах на службу казака.

Среди многообразия жанров и образов музыкальной культуры Кубани, в творчестве композиторов нашего региона значительная роль отведена военной тематике. На уроках ребята знакомятся с Симфонической поэмой «Память», написанной В. А. Кеворковым в 1977 году. Включение симфонической поэмы В. А. Кеворкова в школьный урок позволяет учащимся не только познакомиться с музыкальным материалом, но и ощутить тесную связь музыки с поэзией, заглянуть в историческое прошлое нашей страны и нашей малой Родины — Кубани. К концу второго этапа обучения дети могут инсценировать обряд (свадебный обряд, обряд проводов на службу).

Особо необходимо отметить, что больший эффект в работе по формированию духовно-нравственной личности через приобщение к культуре и ценностям кубанского казачества достигается при интегрировании уроков музыки с уроками «Основы православной культуры», где обучающиеся 4 классов знакомятся с церковными праздниками «Рождества Христова», «Пасха». При проведении интегрированных мероприятий акцент делается на особенности праздновании христианских праздников кубанским казачеством.

Знакомство с культурой и нравственными ценностями кубанского казачества осуществляется и через интегрированные уроки кубановедения и музыки в 8 классе, где учащиеся представляют обряд «Проводы казака на службу».

Проведение интегрированных уроков и мероприятий требует большой подготовки, но эффективность таких уроков и мероприятий довольна высока. На всем протяжении курса учащиеся последовательно знакомятся с культурой и ценностями кубанского казачества, ищут свое место в общей картине мира, осознают себя и свою позицию в окружающей духовно-религиозно-нравственной социокультурной среде.

Основными методами при знакомстве детей с культурой и ценностями кубанского казачества на уроках музыки являются:

– наглядно-слуховой;

– словесный;

– практический.

Основной формой обучения и воспитания является занятие, но также активно использую возможности участия в конкурсах, концертах, фестивалях.

Практические навыки проверяются через участие детей в выставках и концертах на День матери, День защитника Отечества, Рождество и Пасху.

Главным результатом является то, что происходит постепенная интеграция детей в культуру кубанского казачества: дети посещают выставки, посвящённые казачеству на Кубани, проводят мероприятия в школе «День матери Казачки», участвуют в выставках и концертах, уроках мужества.

Цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Один из путей интенсификации музыкального образования — это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание является приоритетным направлением становления личности.

Литература:

  1. Бондарь Н. И., Жиганова С. А. Фольклор и этнография Кубани. Изд. Традиция 2009.
  2. Покладова Е. В. Музыка Кубани. Изд. Традиция. Краснодар 2011.
  3. Гомзякова Н. Н. Традиционная культура кубанского казачества как фактор воспитания патриотизма у молодых людей // Вестник Военного института радиоэлектроники. — 2005.
  4. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2000.
  5. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982–1984.
  6. Кашапова Л. М. Региональные музыкальные традиции в формировании этноличности школьника — 2005. — № 4 (36).

Похожие статьи

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников и чувства сопричастности к культурному достоянию страны через музыкально-театрализованную деятельность

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле

Формирование патриотических чувств у дошкольников через музыкальную деятельность как важное звено преемственности в системе воспитания гражданина — патриота России

Формирование национально-патриотического микроклимата подрастающего поколения через пропаганду отечественной культуры, народных традиций и обычаев

Формирование интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа

Формирование эстетического отношения младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Развитие интереса к культуре народов России у населения посредством подготовки праздников и обрядов

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки

Похожие статьи

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников и чувства сопричастности к культурному достоянию страны через музыкально-театрализованную деятельность

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле

Формирование патриотических чувств у дошкольников через музыкальную деятельность как важное звено преемственности в системе воспитания гражданина — патриота России

Формирование национально-патриотического микроклимата подрастающего поколения через пропаганду отечественной культуры, народных традиций и обычаев

Формирование интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа

Формирование эстетического отношения младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Развитие интереса к культуре народов России у населения посредством подготовки праздников и обрядов

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки