Структурно–организационные аспекты проектирования методической недели в специальной школе
Авторы: Скочедубова Татьяна Викторовна, Миронова Оксана Викторовна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 30.09.2020
Статья просмотрена: 50 раз
Библиографическое описание:
Скочедубова, Т. В. Структурно–организационные аспекты проектирования методической недели в специальной школе / Т. В. Скочедубова, О. В. Миронова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16049/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье авторы представляют опыт работы по подготовке методической недели в специальной школе.
Ключевые слова: школа, проектирование, методическая неделя
В современных условиях методическая работа учреждений образования приобретает особое значение, которого она не имела во все предыдущие десятилетия. Это определяется ее сущностью — содействием адекватному реагированию образовательного процесса со всеми его ресурсами и возможностями на происходящие ныне существенные изменения образовательной системы.
Методическая работа в специальной школе — сложный процесс, требующий большой самоотдачи, творческой инициативы и активности. Для повышения эффективности методической работы необходимо применять активные формы работы, которые стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону их ближайшего развития. Использование этих форм также способствует проявлению самостоятельности, творческому поиску, выработке собственной позиции, развитию способности анализировать свою работу и работу коллег, принимать решения. Одной их таких форм работы является методическая неделя.
Проблема повышения качества подготовки и проведения методической недели является чрезвычайно актуальной как для новичков, так и для опытных руководителей методических объединений и завучей. Как провести методическую неделю, которая бы отличалась оригинальностью темы, формой, методическим оснащением? Как организовать методическую неделю так, чтобы она стала трибуной для предъявления коллегам результатов своей работы?
Методическая неделя — это форма организации внутришкольного повышения квалификации педагогов, это форма изучения, распространения и обобщения педагогического опыта.
Основная цель проведения методической недели — повышение качества методического сопровождения образовательного процесса; обобщение и внедрение передового педагогического опыта; повышение профессиональной компетентности педагогов.
Специальные темы, которые могут быть в центре методической недели:
- Оказание комплексной модульной методической поддержки в реализации смежных методических тем.
- Обеспечение индивидуального подхода в формировании и повышении уровня компетенции педагогов.
- Создание условий для реализации творческого потенциала как коллектива в целом, так и каждого его члена в отдельности.
Определение целей и задач проведения методической недели формируется на основе анализа итогов работы за год, результатов анкетирования, анализа методических затруднений, учета пожеланий публичного предъявления опыта.
Зачастую профессиональная и общественная активность педагогов блекнет, если она подавлена невозможностью публичного предъявления и общественного признания результатов работы.
Работа над проектированием методической недели начинается с включения её в план учебно-воспитательной работы на год.
Первый этап работы — это обсуждение и проектирование предстоящей работы, формирование оргкомитета, в состав которого могут входить группы:
- Группа планирования, консультирования, поддержки, стимулирования, обобщения.
- Группа для подготовки интегрированных уроков и внеклассных мероприятий.
- Группа для подготовки мероприятий, объединённых ресурсами школы и родительской общественности.
- Пресс группа.
- Аналитическая группа.
Члены первой группы занимаются вопросами составления плана подготовки и проведения, подготовки материалов для анкетирования, определением формы проведения методической недели, консультациями для педагогов и членов творческих групп. В компетенцию второй группы подготовки входит обсуждение просмотров предполагаемых мероприятий, обработка цифрового материала, подготовка методического и дидактического инструментария. Группа для подготовки мероприятий, объединённых ресурсами школы и родительской общественности, занимается вопросами организации и работой координационного центра по изучению запросов родителей к специалистам группы сопровождения, разработкой мероприятий по организации диалоговой площадки. Пресс группа обеспечивает ресурсное и информационное сопровождение методической недели.
Организаторам методической недели следует учитывать некоторые ограничения: методическое объединение проводит неделю не чаще 1 раза в год; предельное количество рассматриваемых вопросов не более 3–4; предельный расход рабочего времени педагога 10–12 часов за неделю (2–3 часа в день).
По окончанию методической недели проводится заседание школьного методического совета, на котором анализируются мероприятия, диагностика педагогов по результатам методической недели, отмечаются успехи и недостатки. Все материалы методической недели оформляются в электронной методической копилке школы для дальнейшего использования педагогами. Аналитическая справка с оценкой проведенной недели включает:
- Время проведения недели.
- Цели и задачи проведения недели.
- Участники методической недели.
- Охват учащихся.
- Содержательный компонент недели.
- Анализ работы на этапе подготовки.
- Организационное начало.
- Анализ и самоанализ проведенных уроков и внеклассных мероприятий.
- Мониторинг использованных образовательных технологий.
- Мониторинги результативности деятельности членов МО по показателям эффективности работы учителя (профессиональное мастерство и творчество учителя при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий); по показателям зрелости личности педагога (его способности к накоплению и анализу собственного опыта при составлении анализов посещенных и проведенных уроков); по показателям активности обучающихся ( возросший познавательный интерес, самостоятельность, уровень речевого развития); по показателям развития профессионального общения ( владение приемами работы в «команде», создание новых форм делового и творческого общения, бесконфликтное сотрудничество).
Методическая неделя позволяет выявить положительный опыт педагогической деятельности и повысить квалификацию педагогов, сплотить коллектив, каждому педагогу почувствовать себя необходимым и значимым, благодаря спланированной работе и профессиональному взаимодействию.
В целях повышения методической компетентности учителей необходимо расширять рамки методической недели различными формами работы, направленными на демонстрацию и презентацию педагогического опыта, на исследование, анализ и внедрение инновационных коррекционных технологий.
Литература:
- Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой: Методическое пособие / Под ред. Н. В. Немовой. — М.: АПКиПРО, 2014,- с 87.
- Бессолицина Р. В. Инновационные подходы к организации научно- методической работы // Методист.-2016.-№ 1.- с.25–27.
Похожие статьи
Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики
В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.
Формирование функциональной математической грамотности
В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной математической грамотности.
Проблемы организации современного урока информатики в школе
Данная работа является описанием трудностей, с которыми сталкиваются учителя информатики, в современных образовательных организациях.
Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности
В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.
Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения проектной детальности как одного из активных методов обучения на уроках литературы в основной школе.
Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ в условиях реализации ФГОС
В статье рассматривается необходимость нового подхода к конструированию урока информатики и ИКТ, связанного с реализацией ФГОС.
Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике
Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.
Приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию на уроках информатики в школе
В статье автор описывает приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию.
Групповые технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на примере общественного смотра знаний
Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на нетрадиционных уроках математики с использованием технологии работы в группах.
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Похожие статьи
Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики
В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.
Формирование функциональной математической грамотности
В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной математической грамотности.
Проблемы организации современного урока информатики в школе
Данная работа является описанием трудностей, с которыми сталкиваются учителя информатики, в современных образовательных организациях.
Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности
В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.
Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения проектной детальности как одного из активных методов обучения на уроках литературы в основной школе.
Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ в условиях реализации ФГОС
В статье рассматривается необходимость нового подхода к конструированию урока информатики и ИКТ, связанного с реализацией ФГОС.
Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике
Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.
Приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию на уроках информатики в школе
В статье автор описывает приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию.
Групповые технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на примере общественного смотра знаний
Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на нетрадиционных уроках математики с использованием технологии работы в группах.
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.