Методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию в условиях дистанционного обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, октябрь 2020)

Дата публикации: 30.09.2020

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Гуськова, Е. А. Методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию в условиях дистанционного обучения / Е. А. Гуськова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 46-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16052/ (дата обращения: 16.10.2024).



Одна из задач по подготовке к ЕГЭ — возможность управления знаниями в процессе обучения. Особую важность здесь имеет не накопление знаний, а их структурирование, систематизация, конструирование. Одним из механизмов выполнения этой задачи является тезаурусное обучение, т. е. составление тезауруса.

Понятие (термины) и связи между ними составляют скелет любой дисциплины. Поэтому умение оперировать ими дают возможность говорить о понимании учащимися и знании ими предмета. Усваивание учеником терминологии происходит постепенно, взаимосвязи между понятиями начинают проявляться только после изучения курса. К 10 классу ученики имеют уже достаточную базу, позволяющую непосредственно переходить на более высокий уровень систематизации и обобщения, структурирования знаний. Здесь мы можем говорить о введении педагогической технологии тезаурусного обучения.

Изучением и разработкой этого педагогического приема в КемГУ несколько лет назад занималась Губанова Маргарита Ивановна. Ею был написан ряд работ, в том числе докторская диссертация, объясняющие данную педагогическую технологию, роль учителя и ученика при использовании этого приема: «Каждый педагог (мастер, умелец, артист) работает по — своему. Формирует свой стиль». Старшеклассник здесь «становится субъектом самостоятельного поиска и взвешенного принятия решения» (цит. по: Губанова М. И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников. Автореферат диссертации на соискание уч. степ. доктора пед. наук, Кемерово, 2004)

Тезаурусное обучение — одна из технологий, позволяющая структурировать учебную, научную информацию, свернуть и развернуть учебный материал. Особенность составления и заполнения тезаурусного поля состоит в том, что оно читается слева — направо, сверху — вниз, т. е. как мы читаем. Рубрикаторы располагаются исходя из логики исторического процесса: прошлое (известное, доказанное, значимое — слева; настоящее (то, что может измениться, находится в динамике — по центру; будущее (перспектива) — справа.

Как это работает? Смотрим алгоритм:

  1. Расположить лист, выбрав альбомное положение.
  2. В центре листа расположить ключевое слово, выделив его цветом и шрифтом.
  3. Дать определение ключевому слову (можно с использованием словаря, учебника, сформулировать самостоятельно).
  4. Найти однокоренные слова, связанные с ключевым словом.
  5. Найти слова, близкие по значению.
  6. Найти слова, уточняющие характеристики однокоренных слов.
  7. Объединить подобные слова в логические группы или блоки.
  8. Распределить блоки (рубрикаторы) во входящие в них слова.

Сам алгоритм представляет правильную последовательность действий. Однако сложность у учащихся может вызывать именно формирование рубрикаторов. Поэтому мы выделяем по предмету «обществознание» основные рубрикаторы, что, конечно же, облегчает задачу учащегося: «Основные функции, признаки, особенности, свойства»; «Структура, классификация, типы, виды» (в зависимости от понятия, которое мы должны объяснить). Завершаем наш тезаурус рубрикаторами: «Основные проблемы» («Современные проблемы… в мире и России»), «Развитие…в современном мире и России», «Возможности решения данных проблем в мире и России».

Данные рубрикаторы можно уточнять, изменять в зависимости от задания. Таким образом, мы заканчиваем план (задания № 28, № 25), (основные характеристики понятий у нас указаны), запоминаем ключевые характеристики понятий и терминов нашего КИМа.

Рис. Учебный тезаурус «Политический процесс»

Технология «тезаурусное обучение» используется мною по предмету «обществознание» для закрепления и повторения пройденного материала, предполагает самостоятельную работу учащихся на данном этапе. Изучение нового материала в условиях дистанционного обучения методом тезауруса может быть применимо, но для подготовленных детей. Сейчас я использую эту технологию для закрепления и систематизации уже пройденного материала. Результат работы: запоминание большого объема информации в систематизированном виде (словесная память, зрительная, механическая и логическая, долговременная).

Используемая мною методика, на мой взгляд, может быть применима в классах, где четко прослеживается работа с терминами, выделение их ключевых признаков. Таким образом, подготовка к тезаурусному обучению имеет долгий подготовительный период. В 11 классе переходим к «математическому», системному, схематическому усвоению темы.

И эти темы, их отработка, может происходить при тезаурусном обучении в рамках дистанционного обучения.

Проводимые мною наблюдения работы данного метода доказали: ребята 2011–2013 годов выпуска могут легко воспроизвести события 19 века (например, Крымская война), вспомнив зрительно тезаурус. Ребята 2017- 2019 годов выпуска (период отступления мною от данной технологии) с трудом вспоминают данные события.

Таким образом, мы говорим о возможности управления знаниями, процессом «создания, сохранения, распределения и применения знаний на практике» (цит. по: Дыбина А. В. Управление знаниями в учебном процессе на основе онтологий и тезаурусов.essuir.sumdu.edu.ua)

Литература:

  1. Губанова М. И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников. Автореферат диссертации на соискание уч. степ. доктора пед. наук, Кемерово, 2004).
  2. Дыбина А. В. Управление знаниями в учебном процессе на основе онтологий и тезаурусов.essuir.sumdu.edu.ua).

Похожие статьи

Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ при подготовке к ЕГЭ по математике

Особенности электронного учебно-методического комплекса дисциплины при дистанционной форме обучения

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка

Особенности формирования заданий заключительного тестирования учителей на курсах повышения квалификации

Учебное сотрудничество на уроках математики в условиях перехода на ФГОС

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка в условиях современного школьного образования

Методические преимущества использования ролевой игры на уроках иностранного языка

Модель мониторинга учебных достижений и ее использование при подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования

Похожие статьи

Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ при подготовке к ЕГЭ по математике

Особенности электронного учебно-методического комплекса дисциплины при дистанционной форме обучения

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка

Особенности формирования заданий заключительного тестирования учителей на курсах повышения квалификации

Учебное сотрудничество на уроках математики в условиях перехода на ФГОС

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка в условиях современного школьного образования

Методические преимущества использования ролевой игры на уроках иностранного языка

Модель мониторинга учебных достижений и ее использование при подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования