Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников
Авторы: Мавлютова Александра Витальевна, Лукьянова Ольга Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 30.09.2020
Статья просмотрена: 45 раз
Библиографическое описание:
Мавлютова, А. В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников / А. В. Мавлютова, О. А. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16053/ (дата обращения: 15.11.2024).
Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития человека. В этот период происходит становление важных сфер психики, которые необходимы для дальнейшего успешного развития. Определяя сензитивность дошкольного возраста, исследователи отмечают, что он является значимым этапом в развитии речи детей, овладении базовыми навыками общения, познавательного развития, проявления собственной активности в разных видах деятельности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область. Это не случайно, поскольку познавательное развитие имеет большое значение для детей дошкольного возраста [4].
А. В. Щетинина подчеркивает, что в дошкольном детстве складываются благоприятные условия для развития образных форм познания, таких, как восприятие, наглядно-образное мышление, воображение. Познавательное развитие на протяжении дошкольного возраста характеризуется значительными изменениями. Эти изменения проявляются в развитии высших психических функций, познавательной активности детей, овладении способами познавательной деятельности [5].
Младший дошкольный возраст является этапом, в рамках которого осуществляется целенаправленная работа по познавательному развитию детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках образовательной области познавательное развитие в младшей группе решаются следующие задачи, которые связаны с расширением опыта ориентировки в окружающем мире, сенсорным развитием, развитием любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности. Также в рамках познавательного развития осуществляется формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов, развитие психических процессов и мыслительных операций, ознакомление с окружающим социальным миром, ознакомление с природой и природными явлениями. Решение перечисленных задач осуществляется на основе организации образовательной деятельности с детьми.
По мнению Г. П. Тугушевой, одним из средств, способствующих познавательному развитию детей дошкольного возраста, является опытно-экспериментальная деятельность, или точнее, познавательно-исследовательская деятельность согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В силу особенности развития мышления в младшем дошкольном возрасте ведущую роль в процессе познания играет непосредственное восприятие объектов и предметов окружающей действительности. Для детей важно наблюдать, взаимодействовать с предметами для того, чтобы изучать их свойства, признаки и отображать их в речи.
Раскрывая особенности познавательной исследовательской деятельности в дошкольном возрасте Н. Н. Поддьяков указывает, что у детей дошкольного возраста исследовательская деятельность является ориентировочной. Это означает, что изначально цель в ней не поставлена, она появляется и проясняется во время исследования [2].
Ориентировочно-исследовательская деятельность дошкольников разделяется Н. Н. Поддьяковым на два основных вида. Первый вид характеризуется тем, что ребенок является субъектом деятельности и проявляет познавательную активность без участия взрослого, то есть экспериментирует самостоятельно. Второй вид деятельности характеризуется тем, что взрослый организует поисковую деятельность, конструирует ситуации, обучает ребенка определенному порядку действий. Каждый из видов ориентировочно-исследовательской деятельности имеет своё значение. При этом в младшем дошкольном возрасте первичной является ориентировочно-исследовательская деятельность, которая организуется взрослым и позволяет направить внимание детей на процесс познания, содействовать формированию у них необходимых способов познавательной деятельности [2].
Раскроем возможности опытно-экспериментальной деятельности для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. В опытно-экспериментальной деятельности дети практическим путем изучают различные предметы и объекты. Это позволяет им расширять свои представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира — форме, цвете, размере, материале, звучании и так далее. Организуя различные игровые обучающие ситуации, взрослые привлекают внимание детей в опытно-экспериментальной деятельности к разным объектам, их свойствам, в результате чего дети учатся выделять их, затем происходит постепенно систематизация данных свойств на основе сравнения, использования, сопоставления и элементарного обобщения.
Экспериментируя с природным материалом, дети расширяют свои представления об окружающем природном мире, объектах природы, природных явлениях. Основной задачей познавательного развития в рамках опытно-экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте является накопление представлений детей о различных объектах для того, чтобы в дальнейшем дети могли оперировать данными представлениями.
Опытно-экспериментальная деятельность учит детей устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями. Например, поставив на чаши весов предметы разные по весу, дети устанавливают, что они различаются и более тяжелый предмет опускается вниз, поднимая более легкий предмет. Проводя простые измерительные опыты, эксперименты дети осваивают такое свойство объектов как протяжённость, понимают, что объекты отличаются между собой и их свойства имеют свое название. Опытно-экспериментальная деятельность увлекает детей младшего дошкольного возраста, демонстрируемые взрослым опыты побуждают детей к анализу, элементарным вопросам, стимулируют познавательную активность младших дошкольников. Опыты, организуемые под руководством взрослого, способствуют формированию у детей конкретных умений и навыков познавательной деятельности.
Таким образом, систематически организованная работа по опытно-экспериментальной деятельности позволяет детям научиться исследовать объекты и предметы окружающего мира. Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе помогает детям переносить полученные во взаимодействии со взрослым знания на самостоятельную деятельность.
Литература:
- Короткова, Н. А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах [Текст] / Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов. — М.: Академия, 2014. — 64 с.
- Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / Н. Н. Поддъяков. — М.: Пер Сэ-пресс, 2008. — 157 с.
- Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. –СПб.: Издательство Детство–Пресс, 2013. — 126 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: письма и приказы Минобрнауки / ред.-сост. Т. В. Цветкова. — М.: Творческий центр Сфера, 2015. — 96 с.
- Щетинина, В. В. Познавательное развитие дошкольников: учеб.-метод. пособие для бакалавров очной и заочной форм обучения [Текст] / В. В. Щетинина. — Тольятти: ТГУ, 2010–108 с.