Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя как средство выявления творческих способностей у детей
Авторы: Мавлютова Александра Витальевна, Трохина Наталья Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 30.09.2020
Статья просмотрена: 61 раз
Библиографическое описание:
Мавлютова, А. В. Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя как средство выявления творческих способностей у детей / А. В. Мавлютова, Н. В. Трохина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16054/ (дата обращения: 15.11.2024).
На протяжении длительного времени проблема творчества и творческих способностей выступает предметом научного исследования. В рамках педагогики, психологии, философии рассматриваются вопросы, связанные с творчеством, поскольку именно творчество является наивысшей ступенью развития человека в конкретном виде деятельности.
Ключевыми предпосылками для развития творчества личности являются творческие способности, под которыми понимаются индивидуальные особенности личности, качества человека, определяющие успешность выполнения творческой деятельности. В дошкольном образовании внимание к развитию творческих способностей также неоднократно уделялось многими исследователями.
В работах В. Н. Дружинина, Н. А. Ветлугиной раскрываются особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте [1; 2]. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие творческих способностей является одной из значимых задач работы с детьми дошкольного возраста. Значение творческих способностей состоит в том, что они помогают каждому человеку адаптироваться к изменяющимся условиям, обеспечивая возможность действовать не шаблонно, привычно, а проявлять гибкость и подвижность мышления, быструю ориентацию и адаптацию к новым условиям, творческий подход к решению разнообразных проблем.
По мнению Е.Торренса творческие способности являются высшим мыслительным процессом, который связан с догадкой или инсайтом, соединяющим в себе новые ассоциации с решаемой проблемой [3].
В. Н. Дружинин под творческими способностями понимает совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, которые влияют на возможность успешно осуществлять разные виды деятельности. В развитии творческих способностей способности важную роль играют разные факторы, такие как особенности развития мышления, восприятия, памяти, мотивации, социальные условия развития личности, воспитательные воздействия [2].
А. В. Хуторской считает, что целесообразно говорить не о творческих способностях как таковых, а о креативных качествах личности, таких как образность, ассоциативность, созерцательность, инициативность, способность к генерации идей, независимость, склонность к риску и так далее. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста базируется на определенных предпосылках психического развития. Таковыми предпосылками выступают особенности развития психических процессов, в частности, воображения [4].
На протяжении дошкольного возраста воображение приобретает новые черты, и ребенок становится способным к комбинированию разнообразных образов. Способности к разным видам деятельности проявляются по-разному, в связи с чем, способности разделяют на группы. В научной литературе выделяются такие виды способностей, как: математические способности, музыкальные способности, педагогические способности и другие виды способностей. В дошкольном возрасте у детей могут проявляться способности к музыке, танцам, к другим видам деятельности. Вовремя распознать в ребенке задатки и содействовать развитию способности является важной задачей, для решения которой необходимо осуществлять взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя.
Опираясь на практический опыт, мы представляем совместную деятельность воспитателя и музыкального руководителя как важнейший источник информации о творческих способностях ребенка. В большей степени творческие способности проявляются в творческой деятельности, которой является пение, танцы, продуктивные виды деятельности.
Музыкальный руководитель, наблюдая за детьми, проводя различные задания, направленные на восприятие и воспроизведение музыки, замечает, насколько ребёнок вовлечен в этот процесс, насколько успешно он справляется с заданием, что позволяет выявить предпосылки для развития творческих способностей. Воспитатель в своем ежедневном взаимодействии с ребёнком также наблюдает над тем, к каким видам деятельности ребёнок в большей степени тяготеет, как он выражает себя.
По рекомендациям музыкального руководителя воспитатель может создавать в группе условия для проявления ребенком его творческих способностей, например, размещая в предметно-пространственной среде группы материалы для прослушивания музыки, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры и другие материалы, которые послужат дополнительным источником для стимуляции творческих проявлений у ребенка и источником для выявления творческих способностей.
Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя важна, поэтому обменивались впечатлениями о том, каковы творческие проявления у детей воспитатель и музыкальный руководитель могут осуществлять планирование совместной работы, которая в последствии может продолжиться и в организации взаимодействия с родителями ребенка, поскольку информирование родителей является важным для организации развития творческих способностей ребенка в семье.
Музыкальный руководитель для выявления творческих способностей детей в музыкальной деятельности может использовать, прежде всего, специальные методы диагностики, которые применяются в рамках музыкального воспитания. Педагог на основе совместно разработанных критериев может осуществлять наблюдение за ребенком в группе, как в свободной деятельности, так и в специально организованной деятельности.
Обобщая вышесказанное, мы можем отметить, что для развития творческих способностей дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом. При этом своевременное выявление творческих способностей является залогом того, что будут созданы необходимые условия для их развития, поэтому важное значение имеет совместная деятельность педагога и музыкального руководителя по выявлению творческих способностей у детей.
Литература:
1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер Ком, 2018. — 368 с.
2. Зацепина М. Б. Роль Н. А. Ветлугиной и А. В. Кенеман в становлении и развитии теории художественного и эстетического воспитания детей // СДО. 2009. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-n-a-vetluginoy-i-a-v-keneman-v-stanovlenii-i-razvitii-teorii-hudozhestvennogo-i-esteticheskogo-vospitaniya-detey (дата обращения: 26.09.2020).
3. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е.Торренса. Адаптированный вариант [Текст] / Е. Е. Туник. — СПб., Речь, 2006. — 176 с.
4. Хуторский, А. В. Развитие творческих способностей [Текст] / А. В. Хуторской. — М., 2000. — 128 с.