Система формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в системе среднего профессионального образования
Автор: Денисова Инна Викторовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 30.09.2020
Статья просмотрена: 126 раз
Библиографическое описание:
Денисова, И. В. Система формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в системе среднего профессионального образования / И. В. Денисова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16055/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье представлен опыт внедрения системы работы с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами с целью формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Изложенные принципы и подходы могут быть внедрены в образовательный процесс на неязыковых специальностях в других учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: иностранный язык, мотивация, будущая профессиональная деятельность, современный специалист, профессионально-ориентированные интернет-ресурсы.
В условиях глобального научно-технического развития во всех сферах жизни общества, повышения требований к конкурентоспособности будущих специалистов меняются и требования к языковой подготовке в системе среднего профессионального образования. В настоящее время подготовка высококвалифицированного медицинского специалиста, способного ориентироваться в стремительном потоке научной и медицинской информации на иностранном языке, является первоочередной задачей образовательных учреждений [1]. В документе, определяющем стратегию развития страны — «Инновационная Россия — 2020», в разделе «Образование» указывается на «владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению», как на одно из ключевых инновационных компетенций современного специалиста [2].
Однако ни для кого не секрет, что между запросами общества и имеющейся образовательной действительностью пропасть: средний балл при входящем контроле по дисциплине «Иностранный язык» порой не дотягивает до 3,0…, а некоторые в школе вообще изучали другой язык. Дополнительная трудность, с которой сталкиваются преподаватели иностранного языка на неязыковых специальностях — низкая мотивация обучающихся. Многие студенты не понимают, для чего иностранный язык им нужен в будущей профессиональной деятельности. А через 3–4 года они должны уметь читать и переводить профессионально-ориентированные тексты, поддерживать беседу на профессиональные темы, ориентироваться в профессиональных документах на иностранном языке.
В сентябре 2017 года для выявления отношения к изучению иностранного языка и тенденций в целеполагании и основных мотивов изучении английского языка в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж» в частности нами был проведен опрос обучающихся специальностей «Сестринское дело» и «Лечебное дело» 2 курса.
Мы получили следующие результаты:
- Больше половины опрошенных обучающихся (55 %) испытывают трудности при изучении дисциплины «Иностранный язык» в колледже.
- Кроме того, большая часть респондентов (65 %) считает, что иностранный язык им не пригодится в будущей профессиональной деятельности.
- Из пяти преобладающих мотивов изучения английского языка в медицинском колледже цель понимать и использовать современные профессиональные англоязычные источники оказалась на последнем месте (8 %). Данные представлены на диаграмме 1.
Рис. 1. Основные цели изучения иностранного языка в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж», сентябрь 2017 г.
- На вопрос о способах изучения иностранного языка современная молодежь, «живущая в интернет-пространстве», отдала предпочтение современным образовательным технологиям (55 %).
Полученные данные демонстрируют актуальность повышения «профессиональной» мотивации к изучению иностранного языка, так как очевидно, что студенты колледжа недостаточно осознают, насколько полезным и необходимым является владение иностранным языком именно в будущей профессиональной деятельности.
Для решения данной задачи нами была разработана и внедрена в образовательный процесс система работы с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами — проект «iLearning». Название проекта не случайно. «iLearning» — i nteractive learning — интеративное обучение, вовлечение каждого в образовательный процесс; «iLearning» — i am learning — самостоятельное обучение, где преподаватель только направляет, а обучающийся сам проектирует, осуществляет и анализирует свою деятельность; «iLearning» — i nternet learning — обучение с помощью интернет-ресурсов.
В период с декабря 2017 года по декабрь 2019 года преподаватели иностранного языка ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж» включали в образовательный процесс работу с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами.
На постоянной основе в этот период обучающиеся работали с двумя сайтами — сайт Всемирной организации здравоохранения (WHO) и сайтом Международный совет медицинских сестер (International Council of Nurses). Кроме того, при организации занятий и внеаудиторных мероприятий использовались материалов международных организаций по актуальным вопросам здравоохранения, а также медицинских онлайн-журналов на английском.
При этом использовались разнообразные технологии и формы проведения мероприятий, что позволило привлечь максимальное количество обучающихся в зависимости от исходного уровня владения иностранным языком. Например, WEB-quest по теме «Инфекционные заболевания» по материалам сайта MedlinePlus, мастер-класс по пошаговому использованию сайта Международного совета медицинских сестер (ICN), конкурс информационных бюллетеней, посвященных вопросам иммунизации, по материалам сайта Всемирной организации здравоохранения (WHO), разбор клинических случаев по материалам онлайн-журналов British Journal of Medicine, Dynamic Medical, New England Journal of Medicine (NEJM).
Дополнительно преподавателями иностранного языка были проведены мастер-классы и тренинги по интернет-серфингу с целью поиска профессионально-ориентированной информации для подготовки проектов, курсовых работ и выпускных квалификационных работ.
Повторный опрос по выявлению мотивов изучения английского языка, проводимый в декабре 2019 года, выявил, что умение понимать профессиональную литературу и пользоваться англоязычными интернет-сайтами оказалось в числе приоритетных целей для обучающихся ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж» (28 %). Данные представлены на диаграмме 2.
Рис. 2. Основные цели изучения иностранного языка в ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж», декабрь 2019 г.
Кроме того, больше половины респондентов (70 %) уверены, что приобретенный навык использования англоязычных профессионально-ориентированных интернет-ресурсов поможет им в решении учебных и будущих профессиональных задач.
Таким образом, анализ внедрения в образовательный процесс работы с англоязычными профессионально-ориентированными интернет-ресурсами свидетельствует о ее эффективности, так как полученные результаты наглядно демонстрируют повышение, так называемой, «профессиональной» мотивации к изучению иностранного языка. Повышение мотивации, в свою очередь, приведет к более успешному формированию компетенции владения иностранным языком, как одной из ключевых инновационных компетенций современного специалиста. Широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, позволит будущим специалистам «идти в ногу» с требованиями современного общества, быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, быть востребованными на рынке труда.
Литература:
- Пушка Ю. С. Роль иностранных языков в медицинском профессиональном обучении медицинских кадров [Электронный ресурс]// Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://scienceforum.ru/2014/article/2014001481 (дата обращения: 22.09.2020).
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [электронный ресурс]. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 23.09.2020).
Ключевые слова
мотивация, иностранный язык, будущая профессиональная деятельность, современный специалист, профессионально-ориентированные интернет-ресурсыПохожие статьи
Условия оптимизации профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах вузов
В статье рассматривается профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам на неязыковых факультета вузов. Автор подчеркивает, что профессионально-ориентированное обучение становится важной частью профессиональной деятельности будущих специ...
Особенности обучения иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей (на примере испанского языка)
В статье рассматриваются особенности обучения студентов неязыковых специальностей, описываются подходы в обучении лексике, анализируется проблемы и трудности, которые препятствуют изучению иноязычной лексике. Также рассматриваются цели и задачи неязы...
Связь академической мотивации и личностных характеристик студентов неязыковых вузов при изучении ими иностранного языка
Многие авторы обращаются к проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей, однако вопрос влияния различных факторов на уровень мотивации остается актуальным. Современные тенденции глобализации обществ...
Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе
Статья затрагивает вопрос профессиональной подготовки специалистов. С этой точки зрения иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин. Метод кейсов рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранном...
Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка
В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...
К проблеме отсутствия мотивации изучения иностранного языка в ссузах
Статья посвящена проблеме отсутствия мотивации к изучению иностранного языка учащимися средне-специальных учебных учреждений. Цель статьи — уточнить понятие мотивации, определить виды мотивации и структуру ее формирования в контексте учебного процесс...
К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)
В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...
Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода
В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...
Сравнительная характеристика инструментов деятельности по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока (по сайтам и публикациям в научных изданиях)
В статье рассматриваются вопросы кадрового обеспечения ключевых отраслей Дальнего Востока, основные инструменты для подготовки кадров, которые ориентированы на профориентацию подрастающего поколения, обучение студентов по востребованным специальностя...
Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий
В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...
Похожие статьи
Условия оптимизации профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах вузов
В статье рассматривается профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам на неязыковых факультета вузов. Автор подчеркивает, что профессионально-ориентированное обучение становится важной частью профессиональной деятельности будущих специ...
Особенности обучения иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей (на примере испанского языка)
В статье рассматриваются особенности обучения студентов неязыковых специальностей, описываются подходы в обучении лексике, анализируется проблемы и трудности, которые препятствуют изучению иноязычной лексике. Также рассматриваются цели и задачи неязы...
Связь академической мотивации и личностных характеристик студентов неязыковых вузов при изучении ими иностранного языка
Многие авторы обращаются к проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей, однако вопрос влияния различных факторов на уровень мотивации остается актуальным. Современные тенденции глобализации обществ...
Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе
Статья затрагивает вопрос профессиональной подготовки специалистов. С этой точки зрения иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин. Метод кейсов рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранном...
Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка
В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...
К проблеме отсутствия мотивации изучения иностранного языка в ссузах
Статья посвящена проблеме отсутствия мотивации к изучению иностранного языка учащимися средне-специальных учебных учреждений. Цель статьи — уточнить понятие мотивации, определить виды мотивации и структуру ее формирования в контексте учебного процесс...
К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)
В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...
Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода
В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...
Сравнительная характеристика инструментов деятельности по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока (по сайтам и публикациям в научных изданиях)
В статье рассматриваются вопросы кадрового обеспечения ключевых отраслей Дальнего Востока, основные инструменты для подготовки кадров, которые ориентированы на профориентацию подрастающего поколения, обучение студентов по востребованным специальностя...
Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий
В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...