Исторические этапы развития образования и педагогики в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кожина, Н. В. Исторические этапы развития образования и педагогики в России / Н. В. Кожина, Г. А. Кленкова, Л. Р. Дойнова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16058/ (дата обращения: 15.11.2024).



Образование и педагогика прошли несколько тысячелетий своего становления, прежде чем из разобщенных взглядов, теорий, гипотез и отдельных идей превратиться в науку и комплексную систему. При этом процесс развития воспитательно-образовательных институтов был многообразным, неоднозначным и порой противоречивым.

История образования и педагогических учений, давая представление о процессе развития теоретических аспектов и практических канонов образования и воспитания, способствует формированию мировоззрения и профессионализма будущего педагога, а также является важным условием развития общей и педагогической культуры личности.

История педагогики и образования предметом исследования и изучения ставит сложные процессы формирования педагогической теории и практики в условиях различных культур, стран и цивилизаций, а также в различные исторические вехи. Учитывая структуру историко-педагогических знаний, здесь можно выделить две предметные зоны: исследование теории и исследование практики. Эти зоны в своей сущности едины, ведь педагогика, являясь одной из форм духовного и практического освоения мира, реализуется в педагогической практике, являющейся платформой воплощения педагогических идей: от государственной политики в сфере образования до деятельности семьи и школы.

Система образования России занимается непрерывной подготовкой молодых специалистов, на достойном уровне разбирающихся в технике, медицине, современных информационных технологиях. Культивируя представление о качественной учебе, как о залоге и гарантии успешной службы, отечественные образовательные институты прививают молодым специалистам стремление к постоянному профессиональному совершенствованию и планомерному повышению квалификации в соответствии с ускоренными темпами развития и жизни современной цивилизации. Образованный человек, обладая здравыми амбициями, стремится занять в обществе достойное место, эту возможность ему дает труд. Вкупе с этим воспитание человека (а в данном контексте — будущего специалиста), способного слаженно и качественно трудиться в коллективе, что является основной целью педагогики, обеспечивает подъем на более высокий уровень развития всех отраслей экономики страны, что крайне важно для государства и общества в целом.

Таким образом, играя важную роль в социализации человека, в формировании его активной жизненной позиции, в развитии разносторонней личности, система профессионального образования обеспечивает также и развитие кадрового потенциала всего социума.

Однако в последние годы преподаватели отмечают назревшую потребность в творческих личностях. Поэтому система российского образования, обладая достаточной долей гибкости и проявляя личностный подход, стала тщательнее присматриваться к детям дошкольного возраста, чтобы как можно раньше выявлять талантливых и одаренных нестандартными способностями. С этой целью создаются детские развивающие центры, клубы развития творчества и интеллекта, центры выявления и поддержки одаренных детей, школы «Почемучки», «Развивайка» и другие, куда приглашаются дети с трех лет, для развития многогранной, разносторонней личности.

Цель образования в России — не только дать учащимся знания, но и взрастить и воспитать достойных членов общества, готовых перенимать многовековые традиции, уважать старшее поколение, продолжать дело предков, усердно и добросовестно трудиться, и работать в команде.

Всемирный день учителя отмечается 5 октября более чем в ста странах мира, в этот день принято поздравлять всех трудящихся в сфере образования. Для России это особый праздник, ведь отечественные педагоги известны во всем мире.

История образования в России.

Согласно материалам исследователей истории образования в России, при первобытнообщинном строе в период с VI в. по IХ в. воспитание детей у восточных славян развивалось по аналогичной схеме и с теми же особенностями, что и у других первобытных народов. Как отмечает М. Мазалова в публикации «История педагогики и образования», первоначально процесс воспитания был неотделим от жизнедеятельности племени и осуществлялся через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. Девочек обучали ведению домашнего хозяйства, рукоделию и ткачеству. В то же время целью воспитания мальчиков было приобщение их к труду и развитие навыков ведения сельского хозяйства: юноши приобретали умения в областях земледелия и животноводства. Главными средствами воспитания того времени являются языческие ритуалы, а также плоды устного народного творчества, которые и в будущих эпохах сохранят свое педагогическое значение.

В VIII в. у славян появилась письменность, они пользовались «чертами и резами» — своеобразным вариантом пиктографического письма (Е. Ф. Карский. Очерк славянской кирилловской палеографии. Варшава 1901, стр. 159–160). Некоторые дети имели возможность обучиться письму при языческих святилищах. Процесс обучения грамоте упростился лишь к ХVI в., когда для письма стала использоваться бумага и появляется полууставное письмо — упрощенный вариант написания. Обучение грамоте начиналось с достижения семилетнего возраста и содержательно не отличалось в разных сословиях. Учебной литературой в русской школе на начальных этапах обучения были богослужебные книги, в частности Часовник и Псалтырь.

В середине XVII века начинают появляться посольские, лекарские, типографские школы, так начинает складываться систематическое профессиональное образование в России.

Как отмечает А. Л. Михащенко, в Типографской школе, основанной в 1681 году при Приказе печатного двора, к 1684 году обучалось 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора. В организации учебного процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался «поденный корм» и в обязанности которых входило «спрашивать уроки у товарищей» [1].

Печатные азбуки и буквари, появившиеся в ХVII в., помимо дидактического материала, содержат и отрывки нравственной направленности. Так постепенно складывается новый вид учебной литературы — азбуковники, которые представляли собой сборник правил поведения для учащихся, нравственных поучений и методических указаний для учителей. «Грамматика» Милентия Смотрицкого — одна из первых печатных учебных книг.

В ХVIII в. в России предпринимается попытка создания государственной системы народного просвещения. Возникают новые типы светских школ. Они имеют разную направленность и отличаются содержанием образования. Реформе подвергаются традиционные учебные заведения: в практику вводятся новые принципы организации образования — классно-урочная система. В этот период были впервые теоретически разработаны и применены практически концепции средних учебных заведений, готовивших инженеров, специалистов в области медицины, мореплавания и других сферах, и концепции светского обучения и воспитания в целом, призванного давать начальные практические знания.

Процесс овладения грамотой значительно упростился с появлением гражданского алфавита, кроме того, это дало толчок к развитию светской литературы.

Огромное влияние на развитие отечественной науки и системы образования оказала Академия наук с университетом и гимназией при ней. В России создаются предпосылки к становлению высшего образования по типу западноевропейского. Организация учебного процесса базировалась на строгой дисциплине.

В 1755 году при непосредственном участии М. В. Ломоносова в Москве открывается первое в России учреждение высшего образования, это самый значительный виток в развитии образования того времени. Университет состоял из трех факультетов: медицинского, философского и юридического. Для подготовки студентов при университете были открыты две гимназии, в программу обучения, которых входили словесность, родной язык, иностранные языки и латынь, математика и история. Складывается преемственность систем высшего и среднего образования. Выпускники университета составляют верхушку российской культуры и науки. Университет становится центром светского образования.

В 1786 г. Комиссией по учреждению в России народных училищ создается соответствующий проект и «Устав народным училищам Российской империи». Согласно Уставу, народные училища для детей представителей дворянства, купечества и духовенства создавались двух типов: главное народное училище и малое народное училище. Обучение организовывалось по принципам классно-урочной системы. В малых народных училищах обучение длилось два года и включало в свою программу чтение, письмо, арифметику, рисование, катехизис и церковную историю. Срок обучения в главных народных училищах составлял пять лет, а кроме вышеупомянутого перечня предметов дети изучали также русскую грамматику и начала общей истории. Учебный день в училищах длился с 8:00 до 18:00 с полуденным трехчасовым перерывом. Мальчики и девочки обучались совместно, а прием детей осуществлялся два раза в год.

«Руководство учителям первого и второго класса» И. И. Фильберга в переводе Ф. И. Янковича де Миерево было главным методическим документом в то время, регламентирующим деятельность учителей народных училищ, раскрывающим методику работы с классом, описывающим специфику преподавания различных предметов. К концу ХVIII в. для народных училищ рядом ведущих ученых и педагогов России были созданы учебники по различным дисциплинам.

Отечественная педагогика XIX века развивалась на основе западных идей, но в результате российских реформ начала века была создана государственная система образования. Основу ее составили отношения преемственности между учебными заведениями всех уровней. Система отечественного образования заметно расширилась в 1832–1842 гг. и количество учащихся в различных государственных учебных заведениях увеличилось почти до ста тысяч.

Таким образом, во второй четверти ХIХ в., в результате реформ школы приобрели «свой» характер и были предназначены для населения определенного сословия.

Для преподавательской деятельности приглашались учителя-иностранцы и наставники, с положительными характеристиками и отечественным (русским) аттестатом об образовании. В результате проводимых реформ в области образования, увеличилось число школ и количество учащихся, разработана национальная государственная система народного просвещения, реализовывается идея о всеобщем начальном образовании.

Среднее профессиональное образование в России после революции становится частью системы народного образования. В техникумах появляются специальности инженеров и помощников инженеров, с различными сроками обучения. В связи с увеличением количества промышленных предприятий и развитием отраслей, многие техникумы стали готовить узких специалистов на базе семилетний школы, большее количество учебных часов отводилось на практические занятия. Индустриализация требовала квалифицированных специалистов и перестройки образования.

Уже в 30-х годах отмечается интенсивный рост числа техникумов, а к 1941 году количество учащихся составило 800 тысяч человек. В этот период были разработаны стабильные учебные планы.

Но Великая Отечественная война внесла изменения в подготовке специалистов со средним профессиональным образованием, количество студентов резко сократилось, лишь к 1947 году был достигнут прежний уровень.

Периодом развития научно-технической базы учебных заведений отмечают 60-е годы. Возрастающая потребность в квалифицированных специалистах привела к увеличению контингента обучающихся.

Для развития профессионального образования педагоги и психологи разрабатывают новые подходы для успешной реализации учебного процесса.

Профессиональное образование — это среда, в которой человек развивает не только профессиональные качества, но и демонстрирует свою воспитанность, интеллигентность, культуру. Современный обучающийся должен обладать профессиональными качествами и должен быть компетентным, самостоятельным, ответственным. Повышению эффективности обучения и воспитанию личности способствуют активно развивающиеся инновационные технологии.

Литература:

  1. Михащенко, А. Л. История начального и среднего профессионального образования в России: учебное пособие [Текст] /А. Л. Михащенко. — Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2002. — 157 с.