Развитие творческих способностей младших школьников посредством музыки в системе реализации ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калинина, О. А. Развитие творческих способностей младших школьников посредством музыки в системе реализации ФГОС / О. А. Калинина, Е. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16070/ (дата обращения: 16.10.2024).



Творческое развитие младших школьников — неотъемлемая задача уроков музыки в условиях реализации ФГОС. Творчество — это деятельность, которая порождает нечто новое и неповторимое, оригинальное и уникальное. Приоритетной ценностью творчества является не только результат, но и сам процесс творческого самовыражения личности школьников. Уроки музыки напрямую способствуют росту эффективной творческой деятельности школьников.

Ключевые слова: уроки музыки в условиях реализации ФГОС, совместная деятельность, сотрудничество, творческая деятельность, творческие задания, педагогическое воздействие.

Творческое развитие младших школьников — неотъемлемая задача уроков музыки в условиях реализации ФГОС, ориентирующие и направляющие учителя и учащихся на следующие виды результатов уровня образования: личностные, предметные и метапредметные.

Метапредметные результаты на уроках музыки — это наблюдение за жизненными явлениями, умение понимать их разнообразие; ориентированность в культурном многообразии, участие в жизни социума; овладение способностью к реализации творческих замыслов через понимание целей, способность использовать знаково-символические и речевые средства для решения познавательных задач; готовность к логическим действиям; планирование, контроль и оценка учебных действий, корректировка своих действий; совместная деятельность на основе сотрудничества; понимание окружающего мира во всём его многообразии и взаимодействии.

Особо важная задача эстетического воспитания школьников, по мнению Л. С. Выготского, — развитие творческого потенциала и его начала. Там, где проявляется творческая инициатива — происходит максимальная экономия времени и сил и, следовательно, повышается эффективность, результат учебной деятельности [1, с.25].

Что следует понимать под «творчеством»? Творчество — это деятельность, которая порождает нечто новое и неповторимое, оригинальное и уникальное [1, с.15].

Приоритетной ценностью творчества является не только результат, но и сам процесс творческого самовыражения личности школьников.

Уроки музыки напрямую способствуют росту эффективной творческой деятельности школьников, то есть формированию творческих умений в восприятии, сочинении, исполнении музыки, в умении ритмопластического интонирования.

Урок музыки, как урок творчества, создает ситуацию творческого становления и всестороннего формирования личности учащихся, что, в первую очередь, определяет гуманность, добродушие, художественное воображение, стимулирует и активизирует память, наблюдательность, проницательность, развивает внутренний мир школьника в целом [2, с.32].

Важно выделить приоритетную задачу музыкального обучения, формы и методы педагогического воздействия, творческие замыслы и упражнения на уроках музыки должны носить совершенствующий и углубляющий характер, оказывать содействие воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Например, при знакомстве с понятием «лад», учащимся предлагается воспользоваться импровизацией и фантазией, построенной на основе «ролевой игры», для этого рекомендуют посмотреть на одно и то же явление глазами человека, оказавшегося в различных эмоциональных ситуациях. Учащиеся в процессе выполнения поставленной учебной задачи устанавливают эмоциональный контакт между «внутренним» и «внешним» миром.

К установке задач на уроках музыки относится порядок вопросов и творческих заданий, способных открывать школьникам образное значение музыкального искусства, умение открывать современные решения и идеи оригинального изложения того или иного музыкального материала.

Умение работать в индивидуальных условиях выражается и закрепляется учащимися в творческой активности на уроках музыки, подчинённой всеобщей целостной концепции творческих заданий, через которую открываются отличительная взаимосвязь искусства с окружающим миром. В результате данного процесса происходит познание, постижение понятий, соответственное формирование определенных и необходимых навыков [3, с.162].

Различные виды и формы творческих заданий способствуют развитию «музыкального мышления» школьников. Современные научные исследования доказали, что уже в младшем школьном возрасте развитию «музыкальной мысли» помогают движения, способствующие ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры.

Активация творческих умений и способностей школьников на уроках музыки проявляется путем использования разнообразных вариантов и форм творческих заданий.

Приводим примеры основных видов творческих заданий:

– перевод образа из одного художественной линии в другую;

– выработка навыков смотреть и видеть, слушать и слышать.

Таким образом, использование творческих заданий необходимо для формирования и развития ассоциативного мышления, усвоения навыков сравнительного анализа при помощи рассуждения.

К примеру, игра «На что это похоже?», когда педагог дает описание конкретных явлений окружающего мира (голос зверей, пение птиц, шелест листвы) для того, чтобы дети угадали, о чем идет речь. Здесь возможны различные вариации игровой деятельности.

Вышеизложенные упражнения способствуют формированию «видения», «слышания», умения наблюдать выразительные особенности предметов и явлений.

Наиболее успешное развитие творческих способностей наблюдается на уроках музыки, если параллельно с ними проходят занятия ритмики и осуществляется внеклассная художественно-творческая деятельность. В этом случае занятия ритмикой, обогащая сенсорные возможности детей, создают необходимый объем музыкально-ритмичных движений, а соответственно, внеклассная деятельность способствует формированию большей самостоятельности учащихся, обогащая их практический опыт решения творческих задач.

В научно-педагогических исследованиях последних лет проблема формирования творческих способностей очень актуальна. Современная школа обучает и воспитывает детей, в условиях реализации системы ФГОС, что создает ситуацию для всестороннего гармоничного развития личности школьника, развивая при этом соответствующие способности.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте Психологический очерк. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1999. — 93 с.
  2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 2001. — 48 с.
  3. Эльконин Д. Б. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. — М., 1995. — 280 с.

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи

Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастер...

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Проектная деятельность как условие формирования интеллектуальных умений обучающихся начальных классов

Данная статья направлена на изучение особенностей развития интеллектуальных способностей младших школьников посредством применения проектно-исследовательской деятельности. Цель современной школы — формирование метапредметно развитой личности, готовой...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством реализации институционального проекта «Страна мастеров»

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка — его профессиональное самоопределение, процесс сознательно...

Формирование ключевых компетенций школьников посредством проектной деятельности

Сегодня современная школа должна готовить новую модель выпускника, готового и способного к технологическим, организационным, социальным инновациям. Для реализации самостоятельности учащегося требуются новые методы и технологии в деятельности педагога...

Формирование социокультурных компетенций на уроках иностранного языка

Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является в настоящее время одним из основных принципов обучения предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более ин...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи

Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастер...

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Проектная деятельность как условие формирования интеллектуальных умений обучающихся начальных классов

Данная статья направлена на изучение особенностей развития интеллектуальных способностей младших школьников посредством применения проектно-исследовательской деятельности. Цель современной школы — формирование метапредметно развитой личности, готовой...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством реализации институционального проекта «Страна мастеров»

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка — его профессиональное самоопределение, процесс сознательно...

Формирование ключевых компетенций школьников посредством проектной деятельности

Сегодня современная школа должна готовить новую модель выпускника, готового и способного к технологическим, организационным, социальным инновациям. Для реализации самостоятельности учащегося требуются новые методы и технологии в деятельности педагога...

Формирование социокультурных компетенций на уроках иностранного языка

Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является в настоящее время одним из основных принципов обучения предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более ин...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...