Выявление уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Родионова Анастасия Орислангареевна, Ганенкова Марина Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2020)
Дата публикации: 14.10.2020
Статья просмотрена: 606 раз
Библиографическое описание:
Родионова, А. О. Выявление уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста / А. О. Родионова, М. А. Ганенкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16080/ (дата обращения: 19.12.2024).
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значениевсистеме работы с дошкольниками. Это определяется, в первую очередь, ведущей рольюсвязной речи в обучении дошкольников.
Чтобы исследовать уровень развития речи, на начальном этапе нужно выявить уровень развития детей среднего дошкольного возраста.
Задачи начального эксперимента:
1) определить критерии развития речи у детей 5–6 лет;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику уровня речевого развития у детей 5–6 лет.
Для определения уровня речевого развития использованы критерии, предлагаемые в исследованиях О. С. Ушаковой.
Таблица 1
Уровни и критерии развития связной речи у детей дошкольного возраста
Уровни |
Критерии развития речевого развития у детей дошкольного возраста |
Высокий уровень |
Высокий уровень умения описывать предмет (картину, игрушку), связывать слова в предложения, умения составлять описание предмета без наглядности, связно излагать свои мысли, способность выделять главную тему рассказа, повествовать |
Средний уровень |
Недостаточная способность ребенка самостоятельно составлять рассказ по предмету, описание предмета по наводящим вопросам взрослого, использование при таком описании лишь признаков предмета, качеств или действий, рассказ и пересказ только с подсказкой от взрослого. Ошибки в произношении шипящих и сонорных звуков, недостаточное развитие интонационной выразительности |
Низкий уровень |
Рассказывая о предмете, называет отдельные слова, не связывая их в предложение, не умеет составить описание предмета без наглядности, называет небольшое количество слов, отвечает на вопросы односложно, испытывает трудности в составлении рассказа и пересказе. Не владеет умением строить описание и повествование: нарушает структуру, последовательность, не владеет умением связывать между собой предложения и части высказывания |
Для проверки уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста используется наглядность представления предметов, игрушек.
Для выявления уровня используются пять методик (Приложение 1).
Первая методика «Опиши предмет» сводилась к тому, что ребенку предлагалось описать представленный предмет. Описание — это характеристика предмета в статике. В данном случае для мальчиков предлагается описать машинку, для девочек — куклу. В рассказывании по картине или игрушке дети сначала учатся строить высказывания описательного и повествовательного типа. Педагог предлагает ребенку рассказать о предмете: какой он, что с ним можно делать, как с ним играют. С помощью этой методики можно выявить способность ребенка описывать предмет, связывать слова в предложения. Оценка результатов описания оценивается по трехбалльной системе.
Вторая методика «Опиши мяч» направлена на выявление умения ребенка описывать предмет без наглядности. Педагог предлагает ребенку составить описание мяча: какой он, для чего он нужен, что с ним можно делать. В результате по данным ребенком ответам оценивается уровень развития связной речи ребенка: высокий, средний или низкий.
Цель третьей методики «Опиши собаку» заключается в выявлении умения ребенка описывать предмет, составлять рассказ, умения связно излагать свои мысли. Для этого педагог предлагает ребенку описать собаку, какая она, или придумать про нее рассказ. По результат такого описание уровень развития связной речи ребенок оценивается по трехбалльной системе.
В четвертой методике «Рассказ на определенную тему» ребенку предлагается ребенку составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья». Рассказ — самостоятельное развернутое изложение определенного содержания. В возрасте 4–5 лет дети способны пересказывать содержание не только хорошо известных сказок и рассказов, но и тех, которые услышали впервые. Цель применения этой методики — выявить умение ребенка дать самостоятельное развернутое изложение заявленной темы, выделять главную тему рассказа, повествовать. Оценка результатов также оценивается по трехбалльной системе.
Применение пятой методики «Пересказ» направлено на выявление умения ребенка пересказывать. Пересказ — осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. В данном случае педагог читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать. Результаты этого пересказа оцениваются по трехбалльной системе.
В заключении проверки осуществляется подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку «3 балла», то это I уровень развития речи (высокий). Если больше половины ответов с оценкой «2 балла», то это II уровень (средний), а с оценкой «1 балл» — уровень III (ниже среднего).
Таблица 2
Оценка выполнения заданий по выявлению уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Количество баллов |
Оценивание содержания ответа |
3 балла |
точный и правильный ответ, который ребенок дал самостоятельно |
2 балла |
ребенок допустил незначительную неточность, отвечал по наводящим вопросам и уточнениям |
1 балл |
ребенок ответил неточно либо неверно на вопрос, повторяет вопрос, не понимает задание |
В каждой методике определены критерии оценивания результатов исследования, в соответствии с которыми и определялось количество баллов. Затем по каждому ребенку выводился средний балл на основе применения всех пяти методик. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов детей оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если 2/3 ответов детей оцениваются в 1 балл — это средний или ниже среднего уровень.
Для удобства фиксации результатов исследования детей старшей группы составляется сводная таблица, в которую и выставляются оценки по каждому ребенку, а затем подсчитывалось среднее количество баллов по каждому ребенку. Для определения преобладающего уровня развития связной речи у детей в группе подсчитывалось количество детей по каждому из уровней и высчитывалась их доля в общей структуре.
В результате проведенного исследования по О. С. Ушаковой выявляется распределение детей старшей группы по уровням развития связной речи.
Работа по речевому развитию трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает не только учитель логопед, но и воспитатель, который является активным участником и помощником в использовании различных средств активизации речи детей.