Оптимизация процесса социализации воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через использование технологии тьюторского сопровождения
Авторы: Чумакова Юлия Александровна, Селищева Елена Александровна, Родная Татьяна Николаевна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2020)
Дата публикации: 15.10.2020
Статья просмотрена: 69 раз
Библиографическое описание:
Чумакова, Ю. А. Оптимизация процесса социализации воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через использование технологии тьюторского сопровождения / Ю. А. Чумакова, Е. А. Селищева, Т. Н. Родная. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16086/ (дата обращения: 15.11.2024).
Перспективность данной работы состоит в подготовке ребенка-дезаптанта к полноценной самостоятельной жизни в будущем посредством планомерного освоения окружающего мира под руководством мудрого наставника-тьютора, его применение возможно специалистами Служб, осуществляющими постинтернатное сопровождение выпускников, обучающихся в сузах и вузах; воспитателями интернатных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Белгородский центр развития и социализации ребёнка «Южный» — это 35воспитанников, имеющих в основном статус — «социальный сирота» (родители лишены родительских прав), проживающих в 5-ти «семьях» по 8 человек, и 20 педагогов, осуществляющих образовательный процесс.
В учреждении утверждён свой режим дня, обеспечивающий научно-обоснованное сочетание обучения, воспитания, труда и отдыха. В основу организационной структуры заложен принцип «замещающей семьи», т. е. организация проживания детей-сирот максимально приближена к домашним условиям.
Создана адаптивно-развивающая среда, полностью обеспечивающая оснащение образовательного процесса в соответствии с возрастом воспитанников, содержанием авторской программы дополнительного образования по их подготовки к жизни в семье «Дорога к дому». При ее создании педагогический коллектив ориентировался на субъект-субъектный подход к социализации (Ч.Кули, Д.Мид), предполагающий активную жизненную позицию и самоменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, взаимодействия (взаимовлияния) со стихийными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Для социальной и психологической реабилитации имеются: кабинеты психологической разгрузки и социального педагога, музыкальный и тренажёрный залы, швейная мастерская, игровые комнаты, многофункциональная спортивная площадка.
Главной задачей педагогов, работающих в ГБУ «БЦРиСР «Южный», является социально ориентированная адаптация воспитанников и успешная их интеграция в общество. Это связано, прежде всего, с наличием затруднений личностного развития ребенка-сироты в условиях интернатного учреждения, затрагивающих все аспекты развития (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). Дети-сироты к юношескому возрасту не осваивают практически ни одной из составляющих личностного саморазвития (Л. Н. Куликова), застревая на инфантильных ранних стадиях психического и интеллектуального развития. Выпускники очень часто не могут реализовать себя в жизни, жить в гармонии с нравственными нормами и законами социума. Иными словами, выходя за его порог, они умеют быть «сиротой», надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.
Модернизация образования требует сегодня от педагога огромного профессионального мастерства, ведь проблема саморазвития и самореализации личности в условиях современности приобретает доминирующее значение.
Ориентация на формирование социально-адаптированной личности побуждает к поиску инновационных форм и методов воспитания. Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает ряд практических методик педагогу, но их арсенал скуден и недостаточен. Очень трудно найти целостный подбор средств, приёмов и методов воспитания с учётом специфики проживания детей в условиях интернатных учреждений, где процесс социализации протекает очень неравномерно и чреват появлением трудностей, которые обусловлены самой организацией жизнедеятельности детей-сирот, формирующей у них преимущественно только одну ролевую позицию — позицию сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития полноценной личности ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях детского дома.
Началом решения этой задачи стало включение ГБУ «Белгородский ЦРиСР «Южный» в проектно - экспериментальную деятельность, совместно с благотворительными фондами по выявлению одаренных детей и детей с потенциальной одаренностью для расширения возможностей их развития и успешной социализации посредством участия в специальных образовательных программах.
Из основной массы ребят младшего школьного возраста была выделена группа детей методами специфического диагностирования. Результаты показали, что только у 7 % воспитанников, учащихся 1-х классов, зафиксировано наличие факторов успешности: высокий уровень интеллектуального развития, креативность (способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации), открытость новому знанию, высокая познавательная активность; 35 % детей — сирот находятся на среднем уровне и 58 % — на низком уровне.
Такие данные побудили педагогический коллектив к созданию эффективных условий для интеллектуального и личностногороста воспитанников, расширению границ пространства их жизнедеятельности.
Решение этой проблемы привело к мысли о целесообразности внедрения технологий тьюторского сопровождения, одного из главных ресурсов полноценного развития личности, в воспитательную систему учреждения.
Современное общество предъявляет ряд новых требований к молодому поколению, в том числе это касается и наших выпускников. Многие из них «озвучены» в рамках компетентностного подхода в образовании. Предполагается, что стать полноценным членом общества может человек, освоивший такие общеобразовательные компетентности как умение добывать и перерабатывать информацию, решать проблемы, участвуя в нестандартных ситуациях, налаживать коммуникацию и т. п.
Ребенку - сироте не под силу одному решить все эти проблемы. Ему требуется мудрый и опытный наставник — тьютор. Следовательно, ведущей педагогической идеей является моделирование такого образовательного пространства, где тьюторское сопровождение — особый тип педагогической и нравственной поддержки играет ведущую роль и направлено, прежде всего, на преодоление трудностей социализации ребенка-сироты.
В российской школе представление о тьюторстве как образе новой педагогической деятельности серьезно обогащено и в значительной степени осмыслено, благодаря теоретическим разработкам культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и Б. Д. Эльконина. Они рассматривают тьютора, как «Посредника», который занимает центральное место в «акте развития личности, становления субъектности».
Сегодня уже апробирован ряд технологий тьюторского сопровождения (Г. М. Беспалова, С. В. Дудчик, Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина, Н. А. Андреева), которые используются в образовательных учреждениях. Практика бесспорно доказала, что средствами тьюторского сопровождения возможно эффективное решение проблем социализации ребенка-сироты в пространстве расширенного социума. Позиция тьютора хоть и дополняет, но отличается от позиции воспитателя. Тьютор — не тот, кто передает знание, пусть даже добытое в результате самообразования, но тот, кто передает опыт Учения. Поэтому у тьютора принципиально другие основания к действию, и перечень ориентиров совсем иной:
− личный опыт воспитанника — возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности;
− инициатива самого ребенка в привлечении своих знаний и умений в дополнительных, не являющихся школьно-предметными областях знаний;
− любое, по своему содержанию активное действие ребенка как источник новых направлений в его развитии;
− ситуация общения и установление личного контакта с воспитанником;
− воля и выбор ребенка, его осмысленность по отношению к собственным действиям.
Перед педагогическим коллективом встала необходимость создания эффективной модели тьюторского сопровождения, обладающей огромными дополнительными ресурсами для всестороннего раскрытия и реализации внутреннего потенциала ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Система работы строится с учетом следующих основополагающих принципах тьюторства: индивидуализации и открытости. Следует отметить, что необходимо разграничивать понятия: «индивидуализация» и «индивидуальный подход». Индивидуальный подход понимается как средство несоответствия между уровнем познания окружающей действительности, который задается воспитательными программами, и реальными возможностями ребенка.
Принцип индивидуализации воспитания означает, что за ребенком остается право на выстраивание собственной траектории развития. Реализуя принцип индивидуализации, педагог - тьютор сопровождает процесс построения и реализации индивидуальной адресной программы развития ребенка, удерживает фокус своего внимания на осмысленности его действий, предоставляя воспитаннику возможности опробования, конструирования и реконструирования своего пространства жизнедеятельности. Однако, реализуя идеи индивидуализации , учитываем и индивидуальные особенности детей. Без этого воспитание не может быть эффективным.
Принцип открытости воспитания — это такой взгляд и такой тип рассуждения, при котором не только традиционные институты (детский дом, школа, вуз и т. п.) имеют воспитательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим образом. Поэтому сегодня мы стремимся сделать наш детский дом учреждением открытого типа посредством расширения многочисленных контактов с внешними службами сопровождения, ведь это позволяет ребенку-сироте вырабатывать качества ориентации и самоопределения, что очень важно для успешной социализации.
Мы принципиально изменили свое внутреннее воспитательное пространство: значительно расширена и качественно изменена система дополнительного образования, налажено эффективное сотрудничество с внешними службами сопровождения, освоены инновационные технологии воспитания. Организация жизнедеятельности ребенка-сироты задается не жестко регламентированным режимом проживания, а стремлением предоставить ему как можно больше возможностей для полноценной самореализации.
Тьюторское сопровождение воспитанников осуществляется в соответствии с программой психологического содействия успешной адаптации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот (М. А. Алиева, Т. В. Гришанович, Л. В. Лобанова, Н. С. Травникова, С. Г. Шанихина), авторской программой детского дома «Дорога к дому» (Н. И. Медведева, Т. Н. Родная, Е. А. Селищева, Ю. А. Чумакова), а также используются методические пособия: «Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора» (С. В. Дудчик), «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» (Г. М. Беспалова), «Открытое образование и региональное развитие концепции и практики индивидуализации» (Т. М. Ковалева), «Тьюторство: концепции, технологии, опыт» (Н. А. Андреева).
Целенаправленная работа в данном направлении проводится по следующим блокам: методическая работа с педагогическим коллективом детского дома; воспитательная деятельность с детьми-сиротами; взаимодействие с районными, городскими и областными внешними службами сопровождения.
Несомненно, что особая ответственность за успешную социализацию ребенка-сироты ложится на педагога, главного агента социализации депривированного ребенка. Именно к нему сегодня предъявляются повышенные требования. Преодоление трудностей социализации детей-сирот во многом зависит от подготовки педагогов, сформированности их профессиональной позиции.
Исходя из этого система, методической работы направлена на: повышение профессиональной компетентности педагогов детского дома, оказание эффективной методической помощи во взаимодействии детского и взрослого сообществ; поиск, апробацию и внедрение в воспитательную систему инновационных технологий тьюторского сопровождения.
В рамках методической работы с педагогами проведены: методические объединения, педагогические советы, консультации, семинары, круглые столы, деловые игры, педагогические студии, психолого-педагогические тренинги, направленные на преодоление профессионального «выгорания»; открытые просмотры воспитательно-образовательной деятельности: воспитательские часы, занятия кружков и клубов по интересам, общегрупповые тематические мероприятия. Осуществлена модернизация предметно-пространственной развивающей среды.
Воспитательная система многоаспектна по формам и методам тьюторского сопровождения. Взаимодействие с воспитанниками строится на принципах: равенства — «мир детства» и «мир взрослости» — совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга; принятия — человек должен приниматься другими людьми таким какой он есть, безотносительно к нормам, оценкам «взрослости " и «детскости»; диалогизма — « мир детства» так же как и «мир взрослости», обладает своим собственным содержанием, взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный воспитательный процесс; сосуществования — « мир детства» и «мир взрослости» должны поддерживать обоюдный суверенитет, дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались; доверия — доверять ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанном на вере в возможности каждого ребенка и его собственной вере.
Для оптимизации процесса социализации детей-сирот используются открытые образовательные технологии , обладающие следующими важными характеристиками:
− «открыты» возрасту, т. е. работают с любыми возрастными категориями воспитанников;
− «открыты» окружающему миру, т. е. работают с любым предметным содержанием;
− организационно — «открыты», т. е. работают в любых организационных условиях.
Среди таких технологий, наиболее часто применяемых в воспитательном процессе можно назвать: «Дебаты», «Чтение и письмо через критическое мышление», «Портфолио», «Кейс-обучение», «Робинзонада», «Образовательные путешествия» и другие.
Основными формами тьюторского сопровождения являются: личностно ориентированное КТД — цель : сплочение коллектива, выбор дел, значимых для личностного роста каждого; тренинг общения (игры, танцевальные вечера, социально-психологически тренинги) — цель: опыт общения, взаимоузнавания, взаимопонимания, поведения в проблемных ситуациях, ориентировка не на личностные изменения, а на получение социального опыта, шоу-технологии (публичные конкурсы, соревнования, КВНы ) — цель:опыт эмоционального реагирования в культурных формах, опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности, групповая проблемная работа ( диспуты, дискуссии, обсуждение ситуаций, разработка проектов ) — цель: прояснение, развитие личных позиций и мнений, фиксация их сходства и различий; диалог «педагог-воспитанник» — цель:вызвать размышления о себе, создать те или иные переживания, побудить к какому либо решению; участие в социально-проектной деятельности — цель:выполнение заочных заданий, дистанционное обучение, участие в адаптационных лагерных сменах и виртуальных клубах по интересам.
Деятельность по социализации ребенка-сироты носит многоплановый характер, ее нельзя ограничить только рамками организации для детей-сирот. Важная роль в этом отводится и внешним службам сопровождения: детские творческие центры развития, школы искусств, музыкальные и театральные студии, спортивные секции, театры, музеи. Проблема успешной социализации решается только при условии тесного сотрудничества и взаимодействия всех специалистов сопровождения на различных этапах развития ребенка. Поэтому педагоги стремятся приобрести как можно больше союзников для разрешения проблемы и получения положительного результата. Комплексное сопровождение воспитанников включает в себя сегодня ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности: правовая защита и правовой всеобуч, педагогическая поддержка, социальная помощь, психологическое сопровождение индивидуального развития, обучение навыкам социальной компетентности.
Критериями результативности является диагностика уровня способностей ребенка-сироты, необходимых для преодоления трудностей социализации: социальная компетентность, способность справляться с возникающими жизненными трудностями, наличие четких представлений о себе, своих возможностях и ограничениях, стремление к «Себе лучшему»; рефлексивное осмысление своих поступков, освоение социального опыта: ценностный (нравственные интересы, идеалы, убеждения), операционный (общетрудовые умения, навыки саморегуляции, реалистичность жизненных планов), привычной активизации (оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений), сотрудничества (коммуникативные знания и умения, личностные притязания, умение разрешать конфликты, работать в команде), рефлексии (способность осознать свое состояние, толерантность, эмпатия, умение совершать выбор).
Диагностика осуществляется при помощи методик социально — психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда (адаптирована А. К. Осницким), анализа карт «Готовности выпускника к самостоятельной жизни», индивидуальных бесед, анализа сочинений — рассуждений и дневников самовоспитания.
Полученные сравнительные диагностические данные позволяют проследить положительную динамику в развитии детей-сирот: улучшились показатели успеваемости (20 % воспитанников учатся на «4» и «5»), повысились мотивация к учебной деятельности и уровень познавательных способностей; значительно стабилизировалась эмоциональная сфера, возросла уверенность в себе и взрослых, находящихся рядом. Наши воспитанники имеют друзей, стали более открытыми, успешными, социально - активными. Наши выпускники, имея необходимый социальный и личностный потенциал, поступают в профессиональные заведения, трудятся, создают полноценные семьи.
Мониторинг полученных диагностических данных по показателям реализации темы дает основание считать, что воспитанники благополучно преодолевают трудности социализации, что будет способствовать в дальнейшем успешной их интеграции в общество. В целом, полученные результаты говорят об эффективности воспитательной системы, основополагающим звеном которой является модель тьюторского сопровождения.
Литература:
- Караковский В. А.,Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н. Л. Селивановой. М. Педагогическое общество Россия, 2000. — 256 с.
- Беспалова Г. М. Тьюторское сопровождение: организационные формы и организационные эффекты/Г. М. Беспалова//Директор школы. –2007. –№ 7 С. 17–20.
- Дудчик, С. В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Дудчик Светлана Викторовна. -Москва, 2008. -26с.
- Ковалева Т. М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании/ Т. М. Ковалева//Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании. Сборник статей. — М.: МИОО, 2008.
- Рыбалкина Н. В. Идея тьюторства — идея педагогического поиска /Н. В. Рыбалкина//Тьюторство: идея и идеология.- Томск, 1996.
- Мудрик А. В. Социализация человека как проблема / Социальная педагогика, 2005. — № 4. — 47–57с.
Похожие статьи
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет
В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассм...
Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ
Работа специалистов консультативного пункта направлена на тесное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями и решение проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей с ОВЗ. Обеспечение максимального сокращения социальной изоляции ...
Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...
Похожие статьи
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет
В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассм...
Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ
Работа специалистов консультативного пункта направлена на тесное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями и решение проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей с ОВЗ. Обеспечение максимального сокращения социальной изоляции ...
Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...