Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста
Авторы: Богуцкая Ирина Викторовна, Кожокарь Елена Владимировна, Шатерникова Ирина Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2020)
Дата публикации: 20.10.2020
Статья просмотрена: 77 раз
Библиографическое описание:
Богуцкая, И. В. Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста / И. В. Богуцкая, Е. В. Кожокарь, И. В. Шатерникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16097/ (дата обращения: 15.11.2024).
Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста
Богуцкая Ирина Викторовна, воспитатель;
Кожокарь Елена Владимировна, воспитатель;
Шатерникова Ирина Владимировна, воспитатель первой категории
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 42 «Берёзка» г. Белгорода}}}
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей дошкольного возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на развитии ребёнка, его общение.
Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других — к педагогической запущенности.
В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно нормальное развитие речи ребенка. Поэтому необходимо развивать у детей дошкольного возраста речь как основное средство общения с окружающими.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого. В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым, а именно родителям и близким — то есть семье. От культуры речи родителей, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка [2].
В связи с этим педагоги нашего детского сада разрабатывают различные формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, создают педагогические условия, способствующие совершенствованию речевой деятельности дошкольников.
Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за их игровой деятельностью, а так же изучая данные мониторинга речевого развития детей, можно отметить, что с каждым годом ситуация ухудшается.
В условиях развития современного общества, когда молодые семьи ориентированы на материальное благополучие и карьерный рост, дети мало проводят времени с родителями (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия — это вообще редкость.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов — организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком [4].
Задача педагога помочь родителям в организации игровой деятельности детей дошкольного возраста, направленной на развитие речи, в повседневной жизни ребенка. Нами разработана система работы по развитию речи детей через тесное общение с родителями в игровой деятельности.
1 этап. Подготовительный (ознакомительный). Цель: заинтересовать и побудить родителей к созданию условий совместной игровой деятельности с детьми, направленной на развитие их речи. Применяем следующие формы работы: родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания, где выступают специалисты по актуальным темам, консультации «Игры в домашних условиях», «Особенности речевого развития дошкольника»;
2 этап.Просветительский. Цель: Совершенствование содержания реализуемой системы работы по развитию речи дошкольников через тесное общение с родителями в игровой деятельности.
На данном этапе реализуются следующие формы работы: просветительские листовки («Как общаться с ребенком?», «Что делать, если, ребенок не разговаривает?»), в которые внесены информационные сообщения о работе специалистов дошкольного учреждения с детьми дошкольного возраста; подбор методических рекомендации по организации игровой деятельности, направленной на развитие речи детей дома; оформление выставки литературы по развитию речи детей и влияние игровой деятельности на данный процесс и т. д.
3 этап. Совместная деятельность с родителями. Цель: помочь родителям в организации игровой деятельности в семье; обогащение совместной игровой деятельности родителей и детей с целью развития речи.
Проводятся дни открытых дверей (присутствие родителей при организации игровой деятельности детей); совместные игровые занятия; совместные театрализованные представления; дидактические игры, направленные на развитие речи детей; праздники и досуги совместно с родителями.
В детском саду организуются совместные игровые занятия родителей с детьми. Совместные театрализованные игры и представления, которые помогают создать эмоционально — благоприятную атмосферу при тесном общении родителей с детьми, способствуют возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно в театрализованной игре самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются. Ведь театрализованная деятельность — это самый распространённый вид детского творчества.
В работе по развитию речи детей в театрализованной игре родителям рекомендуются использовать следующие методы и приёмы: использование элементов подвижной игры; сюрпризные моменты; имитационные движения с элементами звукоподражания; обыгрывание текста; словесные: повторение речевого материала; вопросы; использование текстов с повторяющимися элементами; чтение произведений со звукоподражаниями; договаривание слов, фраз; похвала; наглядные: использование иллюстраций к текстам; использование игрушек, персонажей кукольного театра и т. д.
При организации игровой деятельности детей родители, могут самостоятельно изготовить игры, такие как: «Сложи картинку», «Чья мама», «Домашние животные и их детёныши», «Профессии», «Овощи», «Фрукты», и т. д. Дидактические игры с игрушками, предметами, картинками проводятся на словесной основе, т. е. сопровождаются речью. Игровые действия дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. В дидактических играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях [5].
Таким образом, использование различных форм работы с родителями позволило создавать положительный эмоциональный климат при тесном общении родителей с детьми через игровую деятельность. Родители стали больше проявлять интерес к организации совместной игровой деятельности с детьми дошкольного возраста в домашних условиях; у них появились представления об особенностях развития речи детей; появились навыки игрового взаимодействия с детьми, способствующие активизации речевых процессов.
Данная система работы способствует созданию эмоционально-благоприятной атмосферы при тесном общении родителей с детьми в игровой деятельности, способствует возникновению желания у родителей активно участвовать в речевом общении своих детей
Итак, систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста способствует более эффективному формированию речи дошкольника.
Литература:
- Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.М.,2009. — 123c.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада /В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др. /Под ред. Г. М. Ляминой. — М.: Просвещение, 2010. — 224 с.
- Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду.- М.,2005. — 196c.
- Доронова Т. Н. О взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ М.: — 2002 г. — 69c.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. — М., Издательство: Линка-Пресс, 2012.- 187c.