Педагогическое мастерство учителя
Авторы: Шумская Оксана Александровна, Придворева Ирина Геннадьевна, Татарникова Елена Геннадьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2020)
Дата публикации: 26.10.2020
Статья просмотрена: 69 раз
Библиографическое описание:
Шумская, О. А. Педагогическое мастерство учителя / О. А. Шумская, И. Г. Придворева, Е. Г. Татарникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16106/ (дата обращения: 15.11.2024).
«В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и передаче педагогических ценностей. Профессиональное мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, но требующее постоянного совершенствования. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности» [2, c. 145–146]
Общеизвестно, что духовное богатство учителя оценивается его непредубежденностью, развитым интеллектом, грамотностью и высоким человеческим интеллектом. Конечно, эти вещи не приходят сами по себе. Время глобальных перемен, развития науки, техники и информационных технологий требует от учителей XXI века глубокого знания своих предметов, педагогического мастерства, психологических знаний, широкого ума, нестандартного мышления, сильной воли и политической грамотности.
Многолетние экспериментальные и теоретические исследования привели нас к выводу, что к значимым проблемам современного образования, особенно в таких областях, как педагогика и психология, относятся формирование и развитие совершенствование профессиональной деятельности педагога. Успешное решение этих задач во многом обуславливает общую направленность педагогической мысли и практики обучения, воспитания современного человека. Суть этих проблем можно резюмировать следующим образом: «предусматривает ли специально организованное образование развитие деятельности и педагогического мастерства учителя? Если да, то можно ли установить характер связи между образованием, с одной стороны, и формированием и развитием педагогических навыков, с другой стороны?» на практике эта проблема может быть сформулирована как вопрос: «Может ли специальное образование формировать и развивать в человеке педагогические способности, а затем и педагогические умения, которых не хватало до этого? История науки доказывает, что развитие педагогического мастерства невозможно представить помимо личности ученика, а точнее сказать, совместной производственной деятельности ученика и учителя.
Обучение происходит наиболее эффективно, когда эксперты и новички работают вместе над общим продуктом или целью, и поэтому мотивированы помогать друг другу. «Оказание помощи» — это общее определение учения; таким образом, совместная продуктивная деятельность (СПД) максимизирует преподавание и обучение. Совместная работа позволяет вести беседу, которая учит языку, значению и ценностям в контексте насущных проблем [1, c. 15].
Совместная деятельность и дискурс позволяют достичь наивысшего уровня академических достижений: использовать формальные, «обученные» или «научные» идеи для решения практических, реальных проблем. Постоянная связь образованных понятий и повседневных понятий является основой процесса, посредством которого зрелые образованные мыслители постигают мир. Эти совместные действия должны быть разделены как учащимися, так и преподавателями. Только тогда, когда учитель также делится своим опытом, может иметь место тот тип дискурса, который строит базовые школьные компетенции.
Показатели совместной производственной деятельности .
Учитель:
– разрабатывает учебные мероприятия, требующие сотрудничества учеников для создания совместного продукта.
– соотносит требования совместной производственной деятельности со временем, имеющимся для их выполнения.
– организует рассадку в классе для удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей учащихся в общении и совместной работе.
– участвует вместе со детьми в совместной продуктивной деятельности.
– организует учащихся в различных группах, таких как дружба, смешанные академические способности, язык, проект или интересы, чтобы способствовать взаимодействию.
– планирует с учащимися, как работать в группах и переходить от одного вида деятельности к другому.
– управляет доступом учеников к материалам и технологиям для облегчения совместной продуктивной деятельности.
– контролирует и поддерживает сотрудничество в позитивном ключе.
Развитие языка в рамках всей учебной программы.
Развитие компетентности в языке (языках) обучения должно быть ключевой формой всей учебной деятельности. Независимо от того, какое количество иностранных языков изучают учащиеся, грамотность является наиболее фундаментальной компетенцией, необходимой для успеха в школе. Школьное знание и само мышление неотделимы от языка. Повседневный социальный язык, формальный академический язык и предметные лексиконы — все это имеет решающее значение для успеха в школе.
Развитие речи на всех уровнях — неформальном, проблемном и академическом — должно осуществляться посредством использования и целенаправленного, обдуманного диалога между преподавателем и учащимися, а не посредством упражнений и деконтекстуализированных правил. Чтение и письмо должны преподаваться как в виде специальных учебных программ, так и интегрироваться в каждую область содержания.
Способы использования иностранного языка, которые преобладают в школьном дискурсе, такие как способы задавать и отвечать на вопросы, оспаривать утверждения и использовать репрезентации, часто незнакомы изучающим английский язык и другим учащимся, подверженным риску неудачи в учебе. Однако их собственные культурные способы общения могут быть эффективно связаны с языком, используемым для академических дисциплин, путем создания учебных контекстов, которые вызывают и развивают языковые сильные стороны детей.
Развитие языка и грамотности как метаязыка относится также к специализированным языковым жанрам, необходимым для изучения естественных наук, математики, истории, искусства и литературы. Эффективное изучение математики основано на способности «говорить по-математически», точно так же, как общая способность достичь всего учебного плана зависит от степени овладения изучаемым языком. Совместная продуктивная деятельность обеспечивает идеальную площадку для развития языка предметной области деятельности.
Показатели развития языка
Учитель:
– слушает разговоры учащихся на знакомые темы, такие как дом и общество.
– отвечает на разговоры и вопросы студентов, внося «в полете» изменения во время разговора, которые непосредственно связаны с комментариями детей.
– помогает развитию письменной и устной речи через моделирование, выявление, зондирование, повторение, уточнение, расспросы, похвалы и т. д., в целенаправленном разговоре и письме.
– взаимодействует с учащимися таким образом, чтобы учитывать их предпочтения в разговоре, которые могут отличаться от предпочтений преподавателя, например, время ожидания, зрительный контакт, поворот или освещение.
– связывает язык ученика с грамотностью и знанием предметной области через говорение, аудирование, чтение и письмо.
– поощряет учащихся использовать содержательную лексику для выражения своего понимания.
– обеспечивает детям частую возможность взаимодействовать друг с другом и преподавателем во время учебной деятельности. [3, c. 495]
Цели школы, а значит каждого профессионального педагога по развитию гармоничной личности лучше всего достигаются в повседневном, культурно значимом контексте. Эта контекстуализация использует накопленные учащимися знания и навыки в качестве основы для новых знаний. Такой подход способствует развитию гордости и уверенности, а также повышению успеваемости в школе и, с нашей точки зрения, однозначно говорит об уровне профессионального педагогического мастерства учителя.
Литература:
- Муляр Н. В. Педагогическое мастерство в современных условиях развития образования /Н. В. Муляр, Е. В. Черниговских, Л.Н.. Емельянова — // Педагогическое мастерство: материалы V Международной научной конференции (г. Москва, ноябрь 2014 г.)
- Максимова Г. И. Педагогическое мастерство современного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 11. — С. 145–146.
- Педагогика: Учебное пособие / В. Г. Рындак, Н. В. Алехина, И. В. Власюк, и др.; Под ред. проф. В. Г. Рындак — М.: Высшая школа, 2006–495 с.