Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колесникова, И. Л. Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста / И. Л. Колесникова, О. А. Новосельцева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16125/ (дата обращения: 15.11.2024).



Эффективным средством развития музыкальных способностей у дошкольников являются музыкально-дидактические игры. С их помощью возможно сформировать в доступной игровой форме определенные навыки и умения: развитие понимания соотношения звуков по высоте, чувства ритма, тембрового и динамического слуха, побуждение к самостоятельным действиям. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр состоит в том, что они открывают перед дошкольником путь применения полученных знаний в практике повседневности.

Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры-драматизации, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество (танцевальное, песенное, игровое).

Музыкально-дидактическая игра требует от ребенка слуховой сосредоточенности, приводящая к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Поэтому в процессе игры дошкольнику необходимо все время вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. Иными словами, музыкально-дидактические игры не должны включать этап выработки навыка, иначе они не достигнут своей цели [4].

В любой возрастной период дошкольник всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, сопоставлять, различать, воспроизводить звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания, ориентироваться в музыкальных явлениях.

Дети дошкольного возраста легче воспринимают звуковысотные отношения, поэтому музыкально-дидактические игры лучше всего начинать с выявления различий высот звуков («Три медведя», «Три поросенка», «Какой колокольчик звучит»). Совместно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений вводятся музыкально-дидактические задания, которые направлены на анализ особенностей не только основных свойств звука (силы, длительности, высоты, тембра), но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений.

В детском саду дошкольники поют песни различного характера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по-разному — одни песни отрывисто или протяжно, а другие легко или напевно. И здесь на помощь приходят музыкально-дидактические игры, которые помогают детям петь выразительно, непринужденно, регулировать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Для чистого интонирования в применяется музыкально-дидактическая игра «Музыкальный телефон», данная игра помогает дошкольникам выразительно исполнять ту или иную песню [1].

С целью закрепления уже известных песен используются такие игры как: «Угадай мелодию», «Музыкальный волчок», они проводятся в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, узнают по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально, или сыгранную на металлофоне или фортепьяно. В процессе этой игры дошкольники, определяли произведения, а также закрепляли представления о музыкальных инструментах.

В младшем дошкольном возрасте дидактические игры выполняются по показу совместно с воспитателем, музыкальным руководителем, а затем самостоятельно.

В средней группе задания усложняются: здесь дети уже самостоятельно исполняют ритмический рисунок на одном звуке какого-либо музыкального инструмента (металлофоне, губной гармошке, триоле). В музыкально-дидактических играх детей этого возраста могут быть также использованы и ударные инструменты, различные погремушки, угольники, бубны [4].

С детьми старшего дошкольного возраста проводится более разнообразная работа по различению звуков по высоте и длительности. Выкладываются ноты-кружки, и дошкольники учатся правильно передавать мелодию знакомой песни, определять звуки по высоте, движение мелодии (вверх, вниз).

Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие дошкольников оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов. Среди них можно отметить следующие: «Лиса по лесу ходила», «Чики-чики, чикалочки» и т. д. Русские народные мелодии легко запоминаются, и дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне и других музыкальных инструментах. Эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально- дидактических игр.

Еще одним важным аспектом является использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки. В младших группах детям предлагаются различные игрушки, которые могут разговаривать и двигаться в месте с ними, это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.

В среднем дошкольном возрасте детей направляют на распознавание знакомых произведений, выявление различий между ними, узнавание танца, колыбельной, марша, а также их частей (вступления, заключения, запева, фразы) [5].

В группах старшего возраста используется музыкально-дидактическая игра «Найди нужную иллюстрацию». Детям нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрации по ее содержанию.

С целью закрепления знаний о различных музыкальных произведениях применяется игра «Музыкальная шкатулка», данную игру дошкольники могут организовывать самостоятельно в свободное от занятий время [1].

Также музыкально-методические игры применяются в процессе ритмических движений. Так как одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения, то на занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.

Если в младшем возрасте ритмическая деятельность дошкольников характеризуется подражательностью, то деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения [3].

В данном процессе играет большую роль музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел?» дети не только определяют по характеру музыки, кто вышел из леса (лиса, медведь, зайчик и др.), но и передают движениями неуклюжего, медленно ступающего медведя, трусливого зайчишку и т. д. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что музыкально-ритмическая деятельность детей дошкольного возраста проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой группе оборудованы музыкальные уголки, где есть все необходимое оборудование (в том числе и музыкально-дидактические игры). Все это дает возможность интереснее организовывать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности. Успех развития музыкальных способностей во многом зависит от взаимодействия педагогов с родителями. Формы сотрудничества с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию специальных мастер-классов, практикумов по изготовлению музыкально-дидактических игр, совместных мероприятий.

Таким образом, применяемая система музыкально-дидактических игр связывает воедино воспитание эмоционального восприятия музыки и формирование исполнительских возможностей у детей. Накопление музыкальных впечатлений способствует формированию и развитию у детей дошкольного возраста музыкальных способностей, потребностей и интересов.

Литература:

  1. Абрамова М. Музыкальные игры // Искусство (приложение к газете «Первое сентября») № 8, 2001 (226) с. 2–5.
  2. Букатина С. И. Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. И. Букатина. М., 1998. — 18 с.
  3. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы / — М.: ВАКО, 2006.
  4. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития/ А.Н Зимина– М.; «Владос», 2000г.
  5. Методика музыкального воспитания в детском саду /под. ред. Н. А. Ветлугиной. — М, 1982;
  6. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова– М.: Просвещение, 2006.

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Дидактические игры экологического содержания как средство экологического воспитания дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Дидактические игры экологического содержания как средство экологического воспитания дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников