Реализация модели инклюзивного образования с МБОУ «СОШ № 74» г. Кемерово в рамках программы «Доступная среда» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Реализация модели инклюзивного образования с МБОУ «СОШ № 74» г. Кемерово в рамках программы «Доступная среда» / И. В. Лошакова, О. В. Абдрахманова, Л. Н. Костина [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16132/ (дата обращения: 19.12.2024).



Самое главное, что осознал и принял наш педагогический коллектив в работе, что дети с ограниченными возможностями здоровья не просто нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для их развития, что эти дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые мы, взрослые, принимаем и учитываем.

Поэтому возникла потребность в данной программе в нашей школе. Мы разработали программу на три года. 2018–2019 год был подготовительный этап, в 2019–2020 реализация проекта, а в 2020–2021 подведение итогов, обобщение опыта.

Содержание программы реализации модели инклюзивного образования:

  1. Нормативно-правовая база реализации программы.
  2. Целевой раздел: пояснительная записка и анализ ситуации.
  3. Концептуальный раздел: концепция инклюзивного обучения и модель внедрения.
  4. Организационный раздел: требования к организации образовательной деятельности и отбору содержания образования в классе инклюзивного обучения; план работы школы по апробации модели организации инклюзивного образования на 2018–2021 учебный год.
  5. Основные этапы программы и прогнозируемые результаты.
  6. Средства контроля и обеспечения достоверности результата.
  7. Риски, затрудняющие эффективную реализацию программы.

Хочется отметить, что образовательная деятельность в инклюзивном классе предполагает: формирование УУД, обеспечивающих социальную компетентность учащихся; наличие разнообразных форм организации предметно-практической деятельности; предметное обучение по инклюзивному типу с выделением и моделированием разнообразных видов познавательной и социальной деятельности; создание адекватной возможностям ребёнка предметно-развивающей среды; специальную образовательную помощь, осуществляемую командой сотрудников при ведущей роли педагога-психолога; чёткое разделение функционала всех специалистов, вовлечённых в инклюзивное образование; обучение родителей навыкам стимулирующего общения с собственным ребёнком; обязательную разработку индивидуально-образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ.

Модель инклюзивного образования в нашей школе можно представить вот такой схемой:

− социальная и академическая успешность;

− родители и педагоги;

− класс инклюзивного образования;

− психолого-педагогическое сопровождение;

− совместная внеурочная деятельность;

− совместные уроки;

− обычный класс;

− администрация.

Практическая актуальность программы качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе, обусловлена динамикой количества таких учеников в последние годы. Так в 2017–2018 учебном году в школе обучался 1 ребёнок с ОВЗ, в 2018–2019 учебном году на 1 сентября — 4 ребёнка, а в этом учебном году — таких учащихся уже 29 человек. Вашему вниманию представлена таблица по нозологиям и классам.

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

7 кл.

ЗПР

2

7

4

4

1

ТНР (тяжёлое нарушение речи)

2

1

1

1

Интеллектуальные нарушения

2

3

Гиперкинетический синдром

1

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в рамках обычных классов по адаптированной общеобразовательной программе (АОП), которая обеспечивает индивидуальный подход к учащемуся в процессе обучения и сопровождение ребёнка педагогом-психологом и учителем — логопедом во внеурочное время. В рамках реализации программы выработана система работы с детьми ОВЗ, назовем формы реализации:

− обеспечение дифференцированных условий через обеспечение соответствия учебной нагрузки рекомендациям ПМПК и врача; вариативных форм получения образования. В настоящее время в режиме дистанционного обучения, контролируем, чтобы не было перегрузки у учащихся при работе с техникой, ведь занятия осуществляем через образовательные платформы, в частности учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются на платформе Учи.ру. В день педагог осуществляет 3 подхода в соответствии с временным режимом санитарно-эпидемиологических норм;

− обеспечение психолого-педагогических условий: своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи и проведение ранней диагностики отклонений в развитии; организация регулярной работы психолого-педагогического консилиума. Разработка и реализация коррекционно-развивающих курсов в зависимости от контингента детей с ОВЗ. Разработка адаптированной образовательной программы на каждого ребёнка, обучающегося в инклюзии. Организация и проведение мероприятий с учётом возможности участия детей с ограниченными возможностями здоровья. Мониторинг психоэмоционального режима школьников;

− обеспечение специализированных условий: введение коррекционно-развивающих блоков программы по предметам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение педагогов. Разработка педагогами системы дифференцированных заданий для детей с ОВЗ. Обучение в малых группах или индивидуально при наличии необходимости. Организация работы логопеда и проведение коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.

Остановимся на организационно-управленческом аспекте.

Содержание:

  • утверждается состав группы учителей, работающих в инклюзивных классах;
  • утверждаются программы для классов инклюзивного обучения;
  • создаётся нормативно-правовая база реализации инклюзивного образования:

− локальные акты образовательной организации, регламентирующие обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;

− образовательная программа;

− заключения, рекомендации и другие документы психолого-педагогического консилиума школы в отношении организации образования каждого обучающегося с ОВЗ;

− индивидуальные учебные планы каждого обучающегося с ОВЗ, разработанные образовательной организацией с учетом его индивидуальных особенностей, психофизических возможностей, рекомендаций ПМПК в соответствии с ФГОС и с учетом санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания;

− рабочая программа, тексты проверочных и контрольных работ;

− расписание занятий индивидуального обучения каждого обучающегося с ОВЗ, утвержденное директором школы и письменно согласованное с родителями (законными представителями);

− положение о текущей и промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

− план ВСОКО;

− справки по итогам ВСОКО;

− списочный состав педагогических работников, работающих с обучающимися с ОВЗ.

  • составляются и утверждаются списки обучающихся в инклюзивных классах;
  • организуется работа службы сопровождения, взаимодействие школьного ППк и ПМПК;
  • изучается и обобщается свой опыт работы по инклюзивному образованию.

Мы для себя определили 3 фактора риска при написании программы:

  1. неверная тактика педагогических воздействий при возникновении трудности восприятия другими детьми и их родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
  2. нерациональная организация образовательной деятельности (перегрузка участников);
  3. низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время данные риски сошли к нолю, так как проведена и проводится кропотливая работа со всеми участниками образовательных отношений.

Остановимся подробнее на факторах, определивших целесообразность открытия в 2019–2020 учебном году в школе класса для детей с ЗПР.

В процессе обучения в 1 и 2 классах у группы детей возникли трудности усвоения школьной программы. Поэтому на заседаниях школьного ППк родителям (законным представителям) учеников, испытывающих трудности в обучении, было рекомендовано обследовать состояние здоровья детей с целью выявления причин, вызывающих трудности в школьном обучении и школьной дезадаптации. В течение учебного года 6 первоклассников и 3 второклассника были на ПМПК. Комиссия рекомендовала родителям (законным представителям) обучение детей по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования. Для создания особых условий для таких детей, с учетом пожеланий родителей (законных представителей), администрация школы приняла решение об открытии класса для детей с особыми образовательными потребностями. В результате индивидуальных бесед с родителями (законными представителями) администрацией школы было получено согласие на обучение в новом учебном году в классе для детей с ОВЗ. Этому способствовал и общий настрой родителей, дети которых, обучались в ОУ другого района нашего города по АООП НОО.

С учетом рекомендаций ПМПК, было решено осуществлять обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) (АООП).

Комплектование класса для детей с ОВЗ в школе.

Всего в классе обучаются 12 учащихся.

Прибывшие дети имели заключения ПМПК и характеристики с образовательных организаций, где дети ранее обучались. Это позволило облегчить процесс адаптации детей в новой школе и помогло педагогам создать индивидуальную траекторию обучения детей.

Для организации учебной деятельности администрацией школы была проведена следующая работа:

  1. Осуществлён подбор кадров, имеющих в основном первую и высшую квалификационную категорию, высшее образование и прошедших курсовую переподготовку по направлению «Работа с детьми ОВЗ».

Кадровое обеспечение.

Учебные предметы в 1–4 классе для детей с ЗПР (вариант 7.1.) полностью соответствуют ФГОС НОО. Отличия составляет наличие в Учебном плане для детей с ЗПР коррекционно-развивающей области, которую реализуют специалисты.

Таким образом, работа в направлении «Реализация модели инклюзивного образования в рамках программы «Доступная среда» привела нас к созданию не только инклюзивных классов в школе, но и класса детей с ОВЗ. Хочется отметить, что работать действительно очень сложно и в инклюзивных классах, и в классе ОВЗ.

Осмысление педагогами зависимости формируемого типа личности учащегося от психологических условий обучения, соотнесение своих действий с теми процессами, которые он хочет активизировать в ученике, стимулирует учителя к реализации эффективных средств оценки достижений, основанных индивидуальных примерах, обеспечивающих ситуации успеха каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья. В своей педагогической практике пришли к выводу, что для учащихся с особыми образовательными потребностями очень важно внимание к их интересам, взаимопонимание, реализация их желаний путем проведения общих для класса событий и дел (праздников, экскурсий, сюрпризов, путешествий). Это возможно только лишь при хорошем неформальном контакте с учащимися, знании того, что ребят волнует, чем внутренне они живут, что их интересует в настоящее время.

Но когда мы, педагоги видим, как меняются эти дети, что у них получается и они сами об этом говорят, а я этого не умел, а теперь могу, действительно понимаем, что все наши усилия совместно с усилиями родителей (законных представителей) не напрасны, главное — помнить, что родители — наши союзники.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26. Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286–15.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.08.2015 № 38528.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2015 № 35847.

Похожие статьи

Реализация модели наставничества в начальной школе ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей № 14»

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Перспективный план работы СП «Детский сад № 66» ГБОУ СОШ № 17 г. Сызрани по патриотическому воспитанию детей 6–7 лет посредством ознакомления с историей, природой и культурными традициями Самарского края

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского

Мониторинг социализации детей 6–7 лет, воспитывающихся в МАДОУ «Детский сад № 293 комбинированного вида» Советского района г. Казани

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Похожие статьи

Реализация модели наставничества в начальной школе ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей № 14»

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Перспективный план работы СП «Детский сад № 66» ГБОУ СОШ № 17 г. Сызрани по патриотическому воспитанию детей 6–7 лет посредством ознакомления с историей, природой и культурными традициями Самарского края

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского

Мониторинг социализации детей 6–7 лет, воспитывающихся в МАДОУ «Детский сад № 293 комбинированного вида» Советского района г. Казани

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)