Первое знакомство с музыкальными жанрами. Методическая разработка уроков
Автор: Буторина Анна Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2020)
Дата публикации: 01.11.2020
Статья просмотрена: 4373 раза
Библиографическое описание:
Буторина, А. В. Первое знакомство с музыкальными жанрами. Методическая разработка уроков / А. В. Буторина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16138/ (дата обращения: 15.11.2024).
Цикл уроков «Первое знакомство с основными музыкальными жанрами» предназначен для подготовительного отделения детских музыкальных школ и школ искусств (в рамках курсов «Музыкальные игры», «Сольфеджио», «Слушание музыки» или «Ритмика»), а также может быть использован как материал для музыкальных занятий детских садов. Методический материал уроков определен дошкольным возрастом воспитанников — от пяти до шести с половиной лет.
Дети очень долгий период своей жизни формируют многие знания и впечатления в традициях своей семьи, познании окружающего мира, социума. В семье впервые знакомятся с музыкой, например, колыбельная мамы дает ощущение тепла, спокойствия и защищенности. Но не только пение сопровождает слуховые ощущения малыша. Есть музыка, под которую ребенку станет интересно двигаться — это танец. Возможно, в детском саду ему предложат выучить и исполнить движения уже конкретного танца, например, польки или простейшие движения вальса. Социальное пространство формирует у ребенка определенные представления об устройстве и ценностях нашей жизни, истории, например, жанр марша всегда связан с торжественными мероприятиями, парадами. Так постепенно и складываются представления ребенка о том, что музыка бывает разная, она сопровождает то или иное событие, действие и настроение. Основываясь на подобном слуховом опыте маленького ученика, его жизненных впечатлениях, педагог знакомит ребенка с понятием жанр в музыке, давая ему возможность структурировать свои музыкальные знания и оперировать новым термином, тем самым расширяя музыкальный кругозор.
В разговоре о музыкальных жанрах с учениками данной возрастной категории не стоит углубляться в жанровые разновидности, а на первом этапе знакомства с этим понятием дать представления только об основных музыкальных жанрах, привлекая для объяснений впечатления и опыт самого ребенка:
–песня
–танец
–марш
Очень важно закрепить эти новые знания игровыми упражнениями и импровизацией на фортепиано и шумовых инструментах, инсценировками. Обретая определенные ассоциации и приятные впечатления от взаимодействия с музыкальной игрой, ученик лучше запомнит необходимые сведения.
Формы работы на уроках:
–беседа с учениками;
–разнообразные формы ритмической и ладовой работы;
–пение, повторение, допевание;
–импровизации на фортепиано и шумовых инструментах;
–движение под музыку;
–слушание музыки;
–художественное изображение образа, инсценировки.
Цели и задачи уроков:
–научить детей понимать и ощущать характер музыки посредством развития музыкально-выразительных представления о ней;
–научить детей передавать темповые, динамические, метроритмические особенности музыки;
–воспитывать чувство метроритма;
–формировать ладовое мышление, ощущение тоники и тяготений к тонической гармонии;
–уметь различать простейшие музыкальные жанры (марш, вальс, колыбельная и др.), понимать образ и характер музыкального произведения;
–знакомить учащихся с элементами музыкальной речи, подводя к сознательному освоению музыкальной грамоты;
–способствовать музыкальному и творческому воспитанию детей, расширять общий уровень их развития и кругозора.
План занятий:
- разговор о жанрах в музыке
- колыбельная
- марш
- танцевальная музыка: полька, вальс
- песни
- закрепление материала
Педагог планирует количество занятий самостоятельно в зависимости от временной продолжительности урока. Педагог может включать информацию о жанрах как часть занятия или посвятить разговору несколько цельных уроков.
- Музыка бывает такая разная и звучит в разные моменты нашей жизни. Под одну музыку хочется танцевать, другая наоборот успокаивает, одна веселит, другая делает настроение грустным и задумчивым, а все потому, что разная по характеру и выразительному языку музыка относится к разным жанрам. Жанр — это род, вид музыкальных произведений, которые имеют общие отличительные черты, свое содержание, форму и название. Жанры можно разделить на простые (песня, танец, марш) и сложные (опера, балет, симфония, концерт и др.). Спросить учеников, какие из перечисленных названий жанров им знакомы и где они с ними встречались.
- Педагог исполняет песню колыбельную «Ночью к нам приходит сон» (сл. И. Демьянова, муз. Ж. Металлиди) [3, с. 4]. После исполнения беседует с ребятами:
– когда лучше петь такую песню;
– какое настроение создает эта песня;
– как называется песня, которую поют перед сном;
– как должна звучать колыбельная (тихо, ласково, неторопливо, убаюкивать, успокаивать и т. п.);
– вспомните колыбельные песни, которые вы знаете или слышали;
– какие слова чаще всего в колыбельных песнях.
Упражнения:
– на слова «Баю, баю, баю-бай, спи спокойно, засыпай» правильно пропеть мелодию, сочиненную педагогом;
– придумать свой вариант мелодии и спеть (обязательно удержаться в выбранном ладу и дойти до устойчивой ступени);
– допеть до тоники (на доминантовой гармонии поем окончание фразы и без поддержки инструмента (в случае неудачи или плохого интонирования, возможна гармоническая поддержка) допеваем, разрешаем в тоническую гармонию);
– шумовой оркестр: «Баю-бай» музыка Ж. Металлиди [3, с. 22]. Исполняют три ученика и педагог (играет нотный текст сочинения). Первая партия: ксилофон играет четверти f-d , вторая партия: треугольник играет половинные длительности, третья партия: фортепиано во второй октаве дублирует партию ксилофона четверти f-d . Перед игрой обратить внимание учащихся не только на характер исполнения колыбельных, но и на ритмические, мелодические особенности этого жанра. При исполнении добиваться мягкого, нежного звучания, раскачивания как колыбель, ритмической четкости, ощущения ровных долей двухдольного размера.
- Педагог исполняет музыку марша «Веселая прогулка» Ю. Литовко [3, с. 5] (или любой другой марш на усмотрение педагога). После исполнения беседует с детьми:
– для чего лучше всего подходит эта музыка? Для танца, пения или ходьбы;
– как она звучит, какое настроение создает;
– почему под такую музыку удобно ходить, маршировать (ровные доли, четкий ритм, в удобном для ходьбы темпе, бодрая, веселая и т. п.);
– где и в каких ситуациях ребята уже слышали марш.
Упражнения:
– слушание музыки «Марш Преображенского полка», обсуждение (как звучит, кто исполняет, какой это марш: торжественный парадный или игрушечных оловянных солдатиков и т. п.). Под музыку марша ходить ровным, четким шагом с хлопками (хлопаем четыре доли, только сильная доля), маршировать, выбрать командующего, который на барабане будет отмечать сильную долю или несложный ритмический рисунок;
– упражнение «Барабанщик»: инсценировка текста стихотворения Агнии Барто «Левой, правой». На барабане или барабанными палочками, ударяя их друг о друга, ученики стучат четвертные длительности на словах «Левой, правой, левой, правой,
На парад идет отряд.
Левой, правой, левой, правой,
Барабанщик очень рад»
На словах «Барабанит, барабанит полтора часа подряд» стучат восьмыми.
На словах «Левой, правой, левой, правой
Барабан уже дырявый!» снова четверти.
Для удобства запоминания и отрабатывания техники чтения ритма и простых ритмических партитур ребятам предлагают ритмические карточки (четверти, восьмые, ритмические рисунки);
– шумовой оркестр: В. А. Моцарт Марш (облегченное переложение) [3, с. 10] исполняет педагог. В большой октаве на фортепиано ученик играет поочередно звуки кварты d-а ровными четвертями. К этой партии можно добавить барабан, ксилофон (дублирование партии фортепиано). Ритмический рисунок может варьироваться от простого исполнения долей (или сильной доли) до сложного пунктирного ритма. Игру на инструментах предварить разговором об особенностях метроритма, темпа и динамики в жанре марша, его бодром и энергичном характере.
- Танцевальная музыка. Педагог исполняет вальс «В старой Вене» У. Гиллока (или другой вальс). После беседует с детьми:
– как двигаться под такую музыку;
– как называется этот танец;
– какие движения подходят для этого танца (например, плавное кружение, гибкие красивые движения), как его танцуют парами или по одному;
– обратить внимание ребят на трехдольный счет в вальсе, акцентировать внимание на особенности аккомпанемента (бас-раз, аккорды-два, три)
Учащимся предлагается небольшой рассказ о возникновении танца, о предшественнике вальса немецком лендлере, о времени популярности вальса, о том, что музыка вальса имеет не только прикладное значение, являясь музыкальным оформлением танца, но и стала частью крупных и сложных произведений (например, симфонии).
Упражнения:
– под музыку вальса на коленях изобразить вальсовый счет: раз-хлопок левой рукой по колену, два-три-два хлопка правой рукой, считать вслух. Это упражнение отлично развивает координацию и внимание; работать группой и индивидуально;
– импровизировать, танцевать под музыку вальса как захочется, не забывая добавлять кружения как главный танцевальный элемент вальса, танцевать парами и по одному;
– шумовой оркестр: К. М. Вебер Немецкий танец (облегченное переложение) [3, с. 32] исполняет педагог. Первая партия: фортепиано в большой октаве играет поочередно звуки тонической квинты g-d-d четвертями, акцентируя сильную долю (ксилофон может дублировать партию фортепиано). Вторая партия: треугольник — первая доля четверть, 2 и 3 доли — паузы. Третья партия связана ритмически с партией треугольника: маракас негромко «шуршит» на второй и третьей доле, ориентируясь на первую долю треугольника.
- Танцевальная музыка. Педагог исполняет белорусскую народную польку «Янка» (обработка П. Вейса). После беседует с детьми:
– узнали ли ребята этот танец, как он называется;
– приходилось ли детям танцевать польку;
– как танцевать польку, какие движения ей характерны (подскоки, быстрый бег, галоп, танец парами);
– какой темп, характер у польки (быстрая, веселая, озорная, легкая);
– небольшой рассказ о танце (страна происхождения Польша, в переводе означает «маленький шаг»).
Упражнения:
– А. Хинич «Веселая полька» [3, с. 22] упражнение для развития координации. Каждый восьмитакт менять движения: сидя, хлопки по коленям двумя руками вместе; так же, но руки двигаются поочередно или вариант хлопок в ладоши на первую долю, по коленям на вторую и т. п. В зависимости от подготовки учащихся упражнение можно усложнять, добавлять задачу удержать внимание и концентрацию: например, добавить плечи, разведение рук, прыжки, приседания;
– шумовой оркестр: А. Хинич «Веселая полька» [3, с. 22] первая партия: движение восьмыми длительностями в большой октаве на фортепиано поочередно f-c (возможно дублировать партию фортепиано на ксилофоне). Вторая партия: сильная доля (или равномерные четверти) исполняют на барабане. Третья партия: колокольчики или маракасы (ровные четверти или четверть и пауза);
– под музыку польки (музыкальный материал выбирает педагог) ребята танцуют, импровизируют. Предварительно преподаватель показывает основные несложные танцевальные элементы польки.
- Еще одна разновидность музыки — песня . С этим жанром мы знакомы лучше других, встречаемся с песней каждый день. Сколько разных песен бывает… В песне текст и музыка неразделимы, музыка следует за текстом, передает настроение стихотворения или его содержание. Выразительные средства помогают музыке найти нужный образ: лад (мажор или минор), темп, динамика, мелодия и гармония, ритм и др.
Упражнения:
– учащиеся исполняют разнохарактерные выученные песни. Педагог обращает внимание ребят на содержание песен и как текст в них выражен музыкальным языком. Песни можно петь, украшая звучание шумовым оркестром, дополняя инсценировками;
– самые любимые песни могут исполнять разные «персонажи»: предложить детям спеть как птички, как кошечки, собачки, коровки, пчелки и т. п. Можно петь песни фразами, передавая друг другу или фразу петь, фразу молчать (петь как рыбки), при этом, стараясь удержать и не потерять ладовой ориентации и правильной интонации.
- Игры для закрепления материала:
– показать учащимся схемы дирижирования на 2 и 3 доли;
– научить считать и определять на слух размер (счет) звучащего произведения;
– игра «дирижер» и «оркестр»: дирижер руководит воображаемым оркестром, ребята играют на воображаемых инструментах, передавая характер и настроение музыки;
– определять на слух жанровые разновидности музыки (песня, танец, марш и т. п.);
– закрепить понятие лада, темпа, динамики, метроритма, не забывать о связи этих выразительных средств с определенными жанровыми разновидностями музыки.
Предлагаемая разработка занятий построена на музыкальном материале учебного пособия для дошкольной группы детской музыкальной школы Ж. Металлиди, А. Перцовской «Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем» Педагог может использовать любой подходящий музыкальный материал в рамках предложенных жанрах.
Литература:
- Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». — «Советский композитор», М., 1983
- Зимина А. Н. «Музыкальные игры и этюды в детском саду». — «Просвещение», М., 1971
- Ж. Металлиди, А. Перцовская «Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Учебное пособие для дошкольной группы детской музыкальной школы». — «Композитор», СПб., 1998
- Франио Г. С. «Ритмика в детской музыкальной школе». — «Советский композитор», М., 1987