Педагогические условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности
Автор: Чеснокова Юлия Игоревна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2020)
Дата публикации: 01.11.2020
Статья просмотрена: 581 раз
Библиографическое описание:
Чеснокова, Ю. И. Педагогические условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности / Ю. И. Чеснокова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16144/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье исследуются и анализируются педагогические условия развития младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности. Опираясь на труды таких ученых, как Л. С. Выготский, Н. Н. Малофеев, Г. К. Селевко было выделено четыре основных педагогических условия.
Ключевые слова: младшие школьники, ограниченные возможности здоровья, внеурочная деятельность, педагогические условия
Проблема обучения, воспитания и социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья является актуальной не только для Белгородской области, но и в целом для страны, поскольку количество таких детей значительно увеличилось за последние годы. В настоящее время младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья обучаются в каждой школе любого населенного пункта нашего государства и зачастую их обучение ведется в домашних условиях педагогами муниципальных образовательных учреждений.
В настоящее время большое внимание уделяется интеграции в общество детей-инвалидов. В рамках реализации государственной образовательной инициативы «Наша новая школа» и программы «Доступная среда» в Белгородской области, реализуется работа по созданию в образовательных учреждениях безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение детей-инвалидов и детей с сохранным развитием [4].
Личность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья, его потребности и интересы должны быть в центре воспитательного и образовательного процесса, который необходимо выстроить на принципе целостного подхода к ребенку, т. е. в развитии всех его потенциальных возможностей, как физических, так и психических, которые играют немало важную роль для самостоятельной и полноценной жизни.
В своих трудах Л. С. Выготский отмечал, что «развитие особых детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии обычного ребенка, но имеет свои особенности» [10, с.51].
По мнению Г. К. Селевко, «индивидуализация обучения — это с одной стороны — организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся. С другой — различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход» [5, с.101].
На сегодняшний день ведущими специалистами в области специального коррекционного образования, разработан проект Концепции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и проекты ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья всех категорий [3].
Цель образовательных учреждений — формирование таких условия, при которых любой ребенок с раннего возраста будет активно развиваться в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремиться узнать что-то новое, изучать окружающую среду, пробовать свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте.
Недостаток коммуникативного общения является значительной проблемой для любого ребенка, а для ребенка с ОВЗ эта проблема наиболее значима. Острота проблемы заключается в том, что учащиеся младшего школьного возраста с отклонениями в развитии не имеют возможности постоянно контактировать со сверстниками в силу «закрытого» образа жизни. Младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья не являются пассивными объектами социальной помощи, они развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение своих разносторонних социальных потребностей в познании и творчестве. Дети, имеющие статут ребенка с ОВЗ, так же способны и талантливы, как и дети с сохранным развитием, но они нуждаются, чтобы им дали возможность проявить свои способности и оказали поддержку, как в школе, так и семье.
В современном обществе младший школьник с ОВЗ испытывает потребность в гармоничном развитии, выдвигая на передний план личность, которая готова действовать к достижению своих целей. В процессе становления такой социальной компетентности важную роль играет внеурочная деятельность, которая вооружает младшего школьника не только суммой знаний учебных предметов, но и целостной культурой, которая дает свободу самовыражения личности в будущей самостоятельной жизни.
Внеурочная деятельность — это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного образовательного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения и является одной из форм организации свободного времени учащихся [3].
Образование не стоит на месте и с переходом на новые стандарты происходит усовершенствование внеурочной деятельности. Каждый обучающиеся учится порождать, создавать и творить. Модель ФГОС НОО педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей каждого индивида, развитию у детей интереса к разнообразным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Каждый вид внеурочной деятельности, такой как творческая, познавательна, спортивная, трудовая, и игровая — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный прогресс [2]. Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить зависимости — все это и есть творческие способности. Каждый школьник обладает разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача каждого педагога — выявить и помочь развить творческий потенциал каждого ребенка в доступной и интересной для него деятельности [1].
В среднем образовательном учреждении организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Главное преимущество внеурочной деятельности состоит в том, что учащимся предоставляется возможность разнообразного спектра занятий, направленных на их всестороннее развитие [3].
В работе с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья является приоритетным создание таких педагогических условия, которые будут адаптированы с учетом личности и индивидуальных возможностей каждого индивида.
Педагогическое условие — это совокупность мер педагогического процесса, направленные на повышение его эффективности.
Для развития творческой деятельности у детей младшего школьного возраста имеющих статус ОВЗ было выделено четыре основных педагогических условий.
Первое по значимости условие — это ресурсная и психологическая готовность учреждения принять ребенка с отклонениями в развитии и готовность распознать и развить его творческую одаренность.
Второе немаловажное условие — это адекватная позиция родителей детей, которые имеют статус ОВЗ, их вера в возможности, поддержка, стремление к совместному с ребенком преодолению его проблем, раскрытию талантов и способностей, а также отклик на современные формы взаимодействия образовательного учреждения.
Третьим условием развития творческих способностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья является его психолого-педагогическое сопровождение. Цель такого сопровождения — это формирование положительных личностных качеств самого обучающегося — его самооценка и вера в свои достижения, готовность к трудностям, упорство и положительный настрой.
И четвертое условие развития творческих способностей, обучающихся с ОВЗ — это адаптированная, соответствующая индивидуальным возможностям ребенка система внеурочной деятельности, которая обеспечит включение обучающегося в активную жизнь образовательного учреждения и окружающего мира. В основе данного условия взаимодействия детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии во внеурочной деятельности лежит принцип успешности каждого ученика.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного освоения детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья творческими способностями во внеурочной деятельности, необходимо соблюдать ключевые условия развития. Творческие способности ребенку с ОВЗ помогут им развить коммуникативные умение, поверить в себя и в свои силы, научат культуре общения со сверстниками и взрослыми.
Литература:
- Андреева, О. Ю. Мастер-классы как педагогическая технология развития творческих способностей учащихся / О. Ю. Андреева, Е. С. Балакина, П. С. Киселева, Н.В Сырова. // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 106–109.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 томах/ Л. С. Выготский. — М., 2015. — т.4. — с.5–243.
- Малофеев, Н. Н. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. — М.: Просвещение, 2013. — 42с.
- Постановление правительства Белгородской области от 2 октября 2010 года № 235 — пп. долгосрочная целевая программа «Развитие образования Белгородской области на 2011– 2015 годы».
- Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления/ Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2015. — 208с.
- Яковлева Г. В., Титеева И. Л. Особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Современные исследования социальных проблем / Г. В. Яковлева, И. Л. Титеева. // (электронный научный журнал) № 10 (18), 2012.
Ключевые слова
педагогические условия, младшие школьники, внеурочная деятельность, ограниченные возможности здоровьяПохожие статьи
Особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье исследуются и анализируются особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Основываясь на трудах ученых, таких как Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, были выделены основн...
Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности
Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с оказанием педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья во внеучебной деятельности. Автор рассматривает особенности педагогической поддержки детей с особыми обра...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении
В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей...
Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте
В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования
В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...
Использование специальных методов и форм работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках в инклюзивном классе
В статье авторы представляют анализ научных работ, посвященных исследованию профессиональной готовности педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной инклюзии, описывают специальные методы и прием...
Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением
В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...
Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...
Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковре-менного пребывания детей раннего возраста в соответствии ФГОС
В статье представлено краткое описание этапов психолого-педагогического со-провождения адаптации и социализации ребенка раннего возраста к условиям адаптационных групп кратковременного пребывания. Материал может быть интересен педагогам образовательн...
Похожие статьи
Особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье исследуются и анализируются особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Основываясь на трудах ученых, таких как Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, были выделены основн...
Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности
Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с оказанием педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья во внеучебной деятельности. Автор рассматривает особенности педагогической поддержки детей с особыми обра...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении
В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей...
Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте
В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования
В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...
Использование специальных методов и форм работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках в инклюзивном классе
В статье авторы представляют анализ научных работ, посвященных исследованию профессиональной готовности педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной инклюзии, описывают специальные методы и прием...
Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением
В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...
Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...
Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковре-менного пребывания детей раннего возраста в соответствии ФГОС
В статье представлено краткое описание этапов психолого-педагогического со-провождения адаптации и социализации ребенка раннего возраста к условиям адаптационных групп кратковременного пребывания. Материал может быть интересен педагогам образовательн...