Эффективность урока как условие повышения подготовки к ЕГЭ по математике
Авторы: Побегуца Светлана Владимировна, Попова Наталья Владимировна, Хаценович Жанна Валерьевна, Малахова Наталья Алексеевна, Бурлака Екатерина Павловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 09.10.2020
Статья просмотрена: 53 раза
Библиографическое описание:
Эффективность урока как условие повышения подготовки к ЕГЭ по математике / С. В. Побегуца, Н. В. Попова, Ж. В. Хаценович [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16077/ (дата обращения: 19.12.2024).
Достижение цели процесса обучения — это качество обучения математике. Уровень сформированности у учащихся системы знаний, умений и навыков — критерий оценки эффективности работы учителя.
Сейчас можно говорить “о тенденции падения интеллектуального потенциала в средней школе как о свершившемся факте, который свершается на наших глазах”. Выполняя заказ государства по подготовке к ЕГЭ, мы вынуждены работать в предложенных условиях [3].
Хочется отметить, что экзамен не должен быть «головной болью» только учителей математики, а самих учеников и их родителей [5].
Для хорошей сдачи ЕГЭ нужна тренировка и очень большая самоподготовка. Выписываем основные формулы и определения и прикрепляем на кухне, в комнате, коридоре [1].
Начинаем свою подготовку к экзамену с рассмотрения демоверсии. Кратко характеризуем каждое задание. Проводим скрупулёзно решение каждого задания с 1 по 12 на уроках. Заставили завести папки с названием «Подготовка к ЕГЭ по математике». У каждого ученика создаётся банк решённых заданий, что существенно облегчает подготовку.
Какой урок должен быть эффективным? Как соединить новое и традиционное проведение урока?
Мы знаем, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания», а значит в основе современного образования лежит системно-деятельностный подход. Чтобы уметь решать любые задачи, ученик должен владеть универсальными действиями.
Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями.
Педагогические технологии деятельностного подхода
Группа технологий |
Педагогические технологии СДП |
Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса |
Педагогика сотрудничества Технология уровневой дифференциации |
Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся |
Игровая технология Проблемное обучение Технология развития критического мышления |
Педтехнологии развивающего обучения |
Технология полного усвоения Технология развивающего обучения |
Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса |
Групповые технологии, например: естественного обучения Педагогика сотрудничества |
ИКТ |
Применение ЦОР и ЭОР |
«Обучиться чему-то можно только делая это» (Джон Дьюи). В своей работе мы применяем технологию развития критического мышления и естественного обучения. Они позволяют нам реализовать деятельностный подход в работе с мотивированными учениками на уроках математики.
Во время выполнения заданий на экзамене детям советуем:
1) прочитать все задания контрольно-измерительного материала, чтобы увидеть какого типа задания в нём находятся;
2) читать задание до конца, чтобы правильно записать ответ;
3) выполнять сначала те задания, в которых точно уверен, что умеешь решать;
4) не смог решить — положись на интуицию и ответь. [2]
Применение новых педагогических технологий при реализации деятельностного подхода позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по математике и способности их применения на практике. Опыт показывает, что это способствует осознанию обучающимися роли математики в современном мире, применению математических знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.
При решении сложных нестандартных задач необходимо выделить основную часть задания, представить в виде модели, разбить на этапы решения и применить теоретические знания.
Составляющие готовности к сдаче ЕГЭ:
Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Параллельно с календарно-тематическим планированием программы разрабатываем план повторения материала на два года 10–11 классы. Повторяем ключевые темы программы основной школы. Если на уроке не хватило времени — делаю это на элективном курсе, консультации. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому учащиеся дома повторяют теоретический материал, а на каждом уроке, организуем повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. Отрабатываем вычислительные навыки с помощью устного счёта, используем опорные конспекты, презентации с подробным решением, заучивание математических формул в парах. Рекомендуем обращаться к интернет-ресурсам:
– Сайт Решу ЕГЭ
– Федеральный институт педагогических измерений- http://www.fipi.ru/
– Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина –http://www.mathnet.spb.ru /
Также необходимо взаимодействие с родителями. Это формирует реалистичную картину знаний детей, снижение родительской тревоги. [4]
При сдаче теста необходима оценка времени, самоконтроль, прикидка результата.
При выполнении ЕГЭ важен «метод пристального взгляда». Нет ли короткого пути при решении? Как ты ограничен во времени? Какие задания лёгкие?
Очень необходима «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме, т. е. процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Это большой труд подготовить учеников к ЕГЭ. Зная, объясняя, любя свой предмет и своих учащихся, учитель всегда сможет это сделать с любовью. Задача учителя — стать организатором, координатором совместной работы детей, родителей, учителей предметников. Образование школьников — это не дань, а веление времени, продиктованное самой жизнью.
Литература:
- Буцко Е. В. Математика: 6 класс: Методическое пособие: М.Вентана.Граф, 2016
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. — Санкт-Петербург.: «Речь», 2003. http://www.twirpx.com/file/358006/
- Калинина М. И. К вопросу о контроле и оценке знаний учащихся/ сб. статей “Организация контроля знаний учащихся в обучении математики”, сост. Борчугова З. Г., Батий Ю. Ю. — М: Просвещение, 1980.
- Колобова Е. В. Использование зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся // Математика в школе, 1991 № 3.
- Ларина В. П., Ходырева Е. А., Окунев А. А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999–2002