Проблема здорового образа жизни воспитателей дошкольной образовательной организации и влияние его на здоровье детей
Авторы: Жиленкова Елена Петровна, Соломенцева Валентина Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 16.11.2020
Статья просмотрена: 37 раз
Библиографическое описание:
Жиленкова, Е. П. Проблема здорового образа жизни воспитателей дошкольной образовательной организации и влияние его на здоровье детей / Е. П. Жиленкова, В. Н. Соломенцева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16168/ (дата обращения: 16.11.2024).
На сегодняшний день одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Проблема здоровья детей и его сохранение стоит, более чем остро, понятия «формирование здорового образа жизни» и «здоровьесберегающие технологии» занимают важное место в деятельности каждого дошкольного учреждения. Все основные здоровьесберегающие технологии, которые применяются в детском саду, направлены на ребенка, но мало кто задумывается, что все технологии реализуются педагогами. А как же он сможет применять такие технологии, если сам их не использует в своей жизнедеятельности.
В жизни большое количество примеров того, что дети дошкольного возраста, которых воспитывают бабушки, в своем словарном запасе активно используют названия различных болезней, и по их словам можно составить медицинский справочник. А ведь если ребенок с раннего возраста окружен такой атмосферой, то он быстро свыкнется с той мыслью, что он тоже болен. Так как маленький ребенок не имеет представления, что такое здоровье, и как его можно сохранить. Как раз в данный момент, и приходят на помощь взрослые, если, конечно же, они сами здоровы. А так как ребенок дошкольного возраста, очень много времени проводит в стенах детского сада, то педагоги, окружающие его в дошкольной организации, просто обязаны демонстрировать здоровый образ жизни, чтобы прививать его дошкольникам.
В современных условиях воспитателю необходимо самому быть здоровым , сохранять высокую работоспособность и творческое долголетие. Тяжелая образовательная деятельность современного воспитателя , стрессы, хроническая усталость, нехватка времени на активный отдых, постоянное нервное напряжение — всё это подрывает его собственное здоровье.
Поэтому проблема здоровьесбережения педагогов актуальна . Только здоровый педагог , способен адекватно воспринимать самого себя и окружающих, воспитатель с определенной системой ценностей, умеющий сознательно руководить своими поступками и действиями, имеет право обучать других. Только деятельность здорового педагога , стремящегося к постоянному профессиональному развитию и росту, профессиональной самореализации, будет успешной.
Для эффективной реализации здоровьесберегающих технологий должны быть педагогические кадры, способные применять такие технологии, желающие самостоятельно и рационально использовать их в своей профессиональной деятельности. Мы задались целью выявить отношение воспитателей детских садов п.Чернянка к ведению здорового образа жизни. Для этого было проведено анкетирование педагогов по анкете «Субъективная оценка образа жизни». В нашем исследовании было задействовано 20 воспитателей детей дошкольного возраста из МБДОУ «Колокольчик» п. Чернянка.
Из полученных результатов можно сделать вывод, что у 75 % (15 воспитателей) отношение к здоровому образу жизни можно оценить как удовлетворительное, они не задумываются о своем здоровье, но их отношение к ЗОЖ можно изменить, для того чтобы улучшить состояние здоровья. У 20 % (4 воспитателя) отношение к ЗОЖ можно оценить как хорошее, они стремятся вести здоровый образ жизни, но у них не всегда это получается, так как для этого отсутствуют благоприятные условия. И 5 % (1 воспитатель) его поведение далеко от здорового образа жизни, он пренебрегает своим здоровьем.
Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства воспитателей не получается вести здоровый образ жизни, они ссылаются на различные проблемы, а не которые вообще не задумываются о том, что это им нужно. Так как считают, что время, потраченное на различные «методы оздоровления», можно использовать в других целях, многие списывают это на нехватку времени, средств и т. д. Хотя для занятий спортом не всегда нужны средства, можно просто больше ходить пешком, делать по утрам зарядку, находиться больше на свежем воздухе.
А ведь здоровье педагога — это не только его личное здоровье, но и здоровье его воспитанников. Воспитатель должен показать дошкольникам, на своем личном примере, что такое здоровый образ жизни. Умение сохранять и укреплять собственное здоровье для воспитателя очень важно, так как здоровье дошкольников зависит не только от соблюдения санитарно-гигиенических навыков, но и от эффективности организации педагогического процесса, от характера взаимоотношения воспитателя и воспитанников [2].
Только здоровый и духовно развитый педагог, компетентный в вопросах здоровьесбережения. Такой воспитатель хорошо себя чувствует, получает удовлетворение от своей профессиональной деятельности, стремится к самосовершенствованию. Именно такой воспитатель сможет воспитать здорового ребёнка, на своем личном примере. Воспитатели ДОО могут добиться высоких результатов в физическом и психическом развитии дошкольников и привить им желание вести здоровый образ жизни, только тогда, когда они сами регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, ведут здоровый образ жизни [1].
Поэтому в дошкольных образовательных организациях п.Чернянка создаются условия для здоровьесбережения педагогов в профессиональной деятельности.
Данная работа ведется по двум направления: укрепление физического здоровья; профилактика эмоционального выгорания.
Движение и спорт закаляют тело, защищая его от различных заболеваний и замедляя процесс старения. Воспитатели наших детских садов посещают бассейн, участвуют в лыжных гонках, ходят на каток, сдают нормы ГТО. Так с помощью чередования работы и отдыха можно укрепить свое здоровье.
В детском саду педагог-психолог проводит различные тренинги, знакомит воспитателей со способами саморегуляции своего эмоционального состояния. Данная работа позволяет снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье . Так как регулярное использование упражнений по саморегуляции, помогают развитию эмоциональной гибкости и устойчивости. Одним из способов саморегуляции является самовнушение.
Так же в нашем учреждении осуществляются гигиенические и профилактические меры, направленные на профилактику патологических заболеваний позвоночника и венозных сосудов. Такие меры включают в себя: оптимизацию статической рабочей позы при сидении и в положении стоя; разгрузку мышц спины и шеи, в ходе образовательной деятельности, и после окончания рабочего дня; освоение техники самомассажа спины и шеи; укрепление мышечного каркаса позвоночника.
С педагогами применяют дыхательную гимнастику и массажа активных точек по системе Уманской. Проводится чайная терапия, под руководством медицинской сестры. Этот метод способствует поддержанию и сохранению здоровья . Принимая ежедневно витаминный чай, педагоги повышают устойчивость организма к болезням и неблагоприятным условиях окружающей среды, укрепляется иммунитет [3].
Таким образом, в ДОО «Колокольчик» п.Чернянка создаются условия, способствующие улучшению состояния здоровья воспитателей и помогают им в осознании ценности собственного здоровья . Целенаправленная работа по здоровьесбережению воспитателей способствуют не только успешной профессиональной деятельности, но и позволяет укрепить и сохранить здоровье дошкольников , чем и обуславливается актуальность проблемы здорового образа жизни в дошкольных учреждениях.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что здоровье воспитателей, это очень важная проблема, но к сожалению, на нее мало обращается внимания как в самих дошкольных организациях, так и в выше стоящих органах. А ведь от решения данной проблемы зависит здоровье наших детей, да и вообще здоровье нашей нации. Так как здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершентвованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты, а разве такой человек не сможет воспитать, здорового ребенка, уже только на своем личном примере.
Итак, полноценное физическое и психическое здоровье педагога, это залог успешного воспитания здорового дошкольника, а это основа формирования всесторонне развитой личности. А нам ведь этого так не хватает, здоровье нации достигается из поколения в поколения.
Литература:
- Ахаев, А. В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. // А. В. Ахаев. — Издательство ВКГУ имени С. Амонжолова, 2010.
- Апанасенко, Г. А. Здоровый образ жизни. // Г. А. Апанасенко. — Л, 2012.
- Волошина, Л. А. Организация здоровьесберегающего пространства // Л. А. Волошина. — Дошкольное воспитание. — 2004.
- Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога . // Л. М. Митина. — Издательство Академия, 2010.