Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ТМНР в условиях центра социальной поддержки и реабилитации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лаптева, С. Ю. Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ТМНР в условиях центра социальной поддержки и реабилитации / С. Ю. Лаптева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16180/ (дата обращения: 15.11.2024).



Детям с ограниченными возможностями здоровья, нужен не только особой уход, но и образование, и взаимодействие с общественностью. Ребенок со статусом ТМНР, предполагает, что у него имеются проблемы со здоровьем и для него необходимо корректировать образовательную программу. Этот статус важен, чтобы правильно подобрать систему обучения. Благодаря этому повзрослевший человек сможет занять определенное место в социуме.

Дошкольная программа обучения регламентируется видом заболевания.

Важно, своевременно проходить медицинскую комиссию, для выявления ограниченных возможностей, ведь коррекционные занятия будут эффективнее, если серьезное заболевание обнаружится на начальном этапе. Если у ребенка до двух лет было обнаружено заболевание, и он прошел коррекционный курс, у него выявляются достаточно хорошие успехи в коммуникации и социализации или полная победа над недугом.

Дети с различными заболеваниями имеют ограниченные возможности здоровья. Программа коррекции и обучения должна быть разработана, исходя из категорий нарушений, которые можно подразделить на:

− нарушение опорно-двигательного аппарата;

− развития речи;

− зрения;

− слуха;

− комплексное нарушение развития ребенка;

− общения и поведения;

− интеллектуального развития.

Данные нарушения нуждаются в особом подходе и отношение. Дошкольное образование и ранняя диагностика может поспособствовать тому, что родители могут рассчитывать на инклюзивную интеграцию в общепринятую общеобразовательную школу. Коррекция должна быть проведена, чем раньше, тем лучше.

Каждую категорию, свойственную детям с ТМНР, отличает своя особенность, но бывают и общие категории, одинаковые для всех:

− ему требуется скорректировать нарушения, спровоцированные заболеванием;

− у ребенка задержка в развитии;

− потребуется помощь в общении с остальными детьми и социальной адаптации;

− у него искаженное мировосприятие;

− у него трудности общения с другими.

По законам нашей страны, практически у каждого человека должно быть среднее образование, дети с ТМНР, также не являются исключением. В таком случае родитель выступает как самый важный человек в жизни ребенка, он выявляет все его потребности. Только с усилиями и помощью взрослого, ребенок с особенностями развития может стать полноценной единицей общества. Правила организации образовательного процесса у обычных детей, незначительно отличаются от обучения детей с особенностями развития, стоит лишь учитывать некоторые потребности:

− необходимость в коррекционной работе;

− дети с особенностями могут трудно воспринимать новую информацию, им, скорее всего, потребуется дополнительное объяснение;

− на ребенка не нужно давить;

− обязательно делать упор на коммуникацию и социализацию.

Когда ребенок поступает в наш центр, мы ему даем возможность коммуницировать с другими воспитанниками, предоставить свободу передвижений и составить корректную учебную программу. Нарушения здоровья ребенка с ТМНР, сказывающиеся на развитие и психике, также служат особенностью образовательной программы.

Помимо этого, могут существовать некоторые дефекты, которые мешают правильно обрабатывать полученную информацию. В нашем центре, все образование происходит в игровой форме, где применяются современные методики и технологии, чтобы освоение программы было более эффективно. Также в нашем центре существует дополнительный персонал, уделяющий особое внимание детям с особенностями развития.

АООП и ФГОС для дошкольников с ограниченными особенностями здоровья.

ФГОС — это федеральная программа образования государственного стандарта для детей с ОВЗ. Эта программа принимает во внимание все нужды и потребности детей с нарушениями разного рода. Программа содержит в себе несколько стадий:

− сбор информации о ребенке;

− распознание уровня образовательных нужд ребенка;

− определение образовательной программы.

Когда все данные собраны, начинается разработка АООП — адаптированной индивидуальной образовательной программы, на базе которой осуществляется обучение в центре.

Главные задачи обучения ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.

Воспитатель обязательно продумывает образовательную методологию, отталкиваясь от основных проблем обучения ребенка. Например, если у ребенка прослеживается инфантилизм, решением этой проблемы может послужить общение и игры в группе; если у ребенка искаженное мировосприятие, то методика заключается в сенсорной терапии; при определенных проблем со здоровьем, нужно подключить коррекционные занятия; трудности с коммуникацией у детей можно преодолеть, организовав общение с другими детьми из группы.

При работе с ребенком с ТМНР программа составляется с учетом всех его особенностей. Для того чтобы ребенок был готов психологически и морально обучаться в коллективе, требуется участие родителей и воспитателей. Могут возникнуть такие ситуации, когда ребенок что-то не поймет, и сможет наверстать позже, или же совсем не захочет учиться, что поспособствует другим психологическим проблемам.

Детям с ТМНР требуется отдельное образование.

Причем, это не говорит, что он должен обучаться в полной сепарации от коллектива. Педагогам, воспитателям, преподавателям необходимо быть заинтересованными в приобщение ребенка к обществу. Именно поэтому самое главное в проработке метода обучения, это правильно организовать учебное занятие для каждого ребенка, тогда абсолютно все дети будут чувствовать себя в ней комфортно и одновременно усваивать информацию.

Практически все методики повторяют друг друга и применяются как в обучение детей с особенностями развития, так и на обычных детей. К примеру, аудиотерапия, арт-терапия, цветотерапия — все они выступают методом подготовки разных дошкольников, в том числе и детей с ТМНР.

Направление работы центра с родителями, имеющих детей с ТМНР в контексте ФГОС.

Главная цель при взаимодействие детских садов с семьями, у которых есть дети с ТМНР — это наличие в центре соответствующих условий, как для взаимозависимых отношение, так и ответственных. Такие отношения обеспечивают в целом развитие личности ребенка, повышают осведомленность родителей в сфере воспитания.

Самым важным условием реализации образовательной программы дошкольного обучения выступает совместная деятельность семьи с педагогами: родители, дети и педагоги — основные фигуранты педагогической деятельности.

Педагогический коллектив, в приоритете должен ставить такие задачи, как объединение усилий для развития ребенка, устанавливание партнерских отношений, создание атмосферы единства интересов, обогащение и активизация воспитательных умений родителей, и работа над формированием определенных родительских убеждений:

− Те, кто занимаются воспитанием ребенка, должны верить, что все получится.

− Всегда верить в свои возможности, никогда не опускать руки

− Для обучения необходимо многое уметь и знать

− Проводить общие мероприятия родителей и педагогов: консультации, диспуты, вечера для родителей, родительские конференции, беседы, педагогические советы, тренинги, встречи с администрацией и т. д.

− Коллективные мероприятия детей, педагогов и родителей: тематические вечера, дни открытых дверей, благоустройство центра и территории, праздники и утренники, спортивные состязания, концерты, выставки совместного творчества, викторины, выпуск газет и тд. Также стоит помнить и о наглядных способах работы: уголки для родителей, библиотеки, памятки-рекомендации, папки-передвижки, фотовыставки, видеофильмы, открытки-приглашения.

Основа совместной деятельности центра и семьи придерживается таких принципов:

− педагоги и родители в обучении и воспитании детей являются партнерами;

− максимальное применение воспитательного навыка в общей работе с детьми, знания педагогов и родителей воспитательных возможностей семьи и коллектива;

− родители и педагоги имеют единое понимание задач и целей в обучении и воспитании детей;

− доверие и уважение к ребенку, помощь, как со стороны родителей, так и педагогов;

− оценка промежуточных и конечных итогов, систематический анализ процесса взаимодействия работы в группе и семьи.

Для осуществления принципов этой работы в центре используются индивидуальные и коллективные формы деятельности. Я считаю, что целесообразно сочетать индивидуальные и коллективные формы взаимодействия: совместный поиск решения проблем, беседа, выполнение индивидуальных заданий, консультации-размышления и т. п. Данные взаимодействия эффективны, потому что для каждого родителя получится подобрать индивидуальный подход к взаимоотношениям. Важно завоевать доверие родителей, расположить их к себе, вызвать желание рассказать свои сомнения и мысли педагогу, настроить на откровенность. Это поможет как можно лучше понять и узнать ребенка, подобрать оптимальное решение проблем воспитания конкретного ребенка дома и в нашем центре.

Литература:

  1. Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.– М.: Педагогика, 2007. — 247 с.
  2. Григорьева, Л. Г. Дети с проблемами в развитии. — М.: Академкнига, 2002. — 213 с.
  3. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академии», 20010. — 208 с.
  4. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. — М.: Педагогика — Пресс, 2006. — 284 с.
  5. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова. — M.: Издательский центр «Академия», 2002. — 312 c.

Похожие статьи

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями развития в условиях ЦССВ

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Общение как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы

Похожие статьи

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ментальными нарушениями развития в условиях ЦССВ

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Общение как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы