Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи в процессе музыкальной деятельности
Автор: Борисова Ирина Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 21.11.2020
Статья просмотрена: 649 раз
Библиографическое описание:
Борисова, И. А. Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи в процессе музыкальной деятельности / И. А. Борисова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16181/ (дата обращения: 15.11.2024).
Художественно-эстетическое развитие по ФГОС ДО предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, в том числе и музыкального [4, c.5].
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной эмоциональных реакций, речевой активности.
По мнению психолога и физиолога Б. М. Теплова, ритм является одной из музыкальных способностей наряду с музыкально-слуховыми представлениями и ладовым чувством. Чувство ритма — это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его [3, c. 29].
Доказана значимость работы по развитию чувства ритма у детей с нарушениями речи в трудах Г. А. Волковой, В. А. Гринер, Л. А. Венгер. Именно они обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь [1, c.4].
Любой педагог, работающий с детьми с ОНР, обязательно должен учитывать психофизические особенности воспитанников. У них, как правило, наблюдается нарушение психических процессов и свойств, проявляющихся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, плохой координации движений, нарушении процессов возбуждения и торможения, замедленном включении в деятельность, слабой заинтересованности.
В связи с этим, актуальной является проблема изучения у детей с ОНР особенностей развития музыкально-ритмических способностей. Это в свою очередь, способствует совершенствованию системы коррекционно-развивающей работы в целом.
Все вышеизложенное говорит о том, что развивать ритмическое чувство у детей с ОНР необходимо. Эта работа строится через систему коррекционного воздействия в разных направлениях и видах музыкальной деятельности.
Цель работы — систематизация коррекционно-педагогического воздействия, направленная на развитие музыкально-ритмических способностей у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Данная работа проводилась в 3 этапа :
- Выявление уровня развития ритмического восприятия, как одной из основных музыкальных способностей.
- Формирование системного подхода по развитию музыкально-ритмических способностей у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
- Проверка эффективности проделанной работы.
Уровень развития ритмического восприятия выявлялся по методике Уточкиной Е. Ю. (Диагностика развития музыкальных способностей и показателей музыкальной деятельности дошкольников). На начало года многие из детей не могут воспроизвести ритмический рисунок знакомой песни, не отражают в движениях ритмические нюансы. В игре на металлофоне ритмический рисунок не выражен.
На основе анализа результатов исследовательско-аналитической работы, были определены задачи:
- Выявить особенности развития музыкально-ритмических способностей у детей с ОНР, сущность процесса развития чувства ритма детей.
- Определить содержание и приемы работы по развитию музыкально-ритмических способностей. Подобрать и систематизировать музыкальный, двигательный, игровой и речевой материал.
- Выявить результативность работы по развитию музыкально-ритмических способностей у детей с ОНР.
Задачи решались в соответствии с двумя направлениями, см. таблицу № 1.
Таблица 1
Направления работы |
|
Коррекция, развитие и воспитание неречевых процессов: |
Коррекция и развитие речи: |
– чувства ритма с целью выработки навыка управления собственным мышечным аппаратом в движении; – слухового восприятия и внимания, слуховой памяти; – оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки и сосредоточенности на говорящего; – произвольных движений, общей, мелкой моторики кистей рук и мимики лица; – эмоционально-волевых личностных качеств детей. |
– темпа, ритма, речевого и неречевого дыхания; – артикуляционной основы звукопроизношения; – слоговой структуры слова; – фонематического восприятия. |
Ритмическое чувство развивалось в разных видах музыкальной деятельности , см. таблицу № 2.
Таблица 2
Виды деятельности, задачи |
Содержание работы |
Пение Задача: Формирование фонематического слуха и слоговой структуры слова, правильного речевого дыхания. |
– Формирование слоговой структуры слова – Упражнения и игры на развитие речевого и неречевого дыхания. Речевые ритмические игры на выработку темпа, метра речи (с именами, с предметами, с картинками) [2, c.35–41]. |
Ритмические упражнения и движения Задача: Развитие общей, мелкой моторики, мышечного тонуса посредством разнообразных форм работы и специальных ритмических упражнений. |
– Самомассаж под музыку – Ритмические разминки на занятиях – Игры для развития общей моторики – Ритмика (еженедельные занятия под руководством музыкального руководителя) – Утренняя гимнастика под музыку (под руководством воспитателя) – Пальчиковые игры и упражнения – Танцы – Звучащие жесты |
Игра на детских музыкальных инструментах Задача: Овладение координированными движениями руки, синхронным взаимодействием движения, речи и музыки. Понимание графического изображения ритма. |
– Шумовой оркестр и игра на металлофоне – Игра на инструментах по схемам – Интерактивные средства обучения |
Музыкально-дидактические игры Задача: Развитие ритмического чувства посредством игры, дидактики, интерактивных форм обучения. |
– Ритмические упражнения с палочками, кубиками – Игры (дидактические, музыкальные, хороводы). |
Эффективность проделанной работы на конец года: дети классифицируют короткие долгие звуки, могут воспроизвести ритмический рисунок знакомой песни, отражают в движениях ритмические нюансы. В игре на металлофоне ритмический рисунок ярко выражен, движение руки координировано.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы :
- Взаимосвязь речи, движения и музыки у детей с недоразвитием речи подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся детей, однако, этот процесс протекает при общем недоразвитии речи медленнее и в более поздние сроки.
- Определены содержание и приемы работы по развитию музыкально-ритмических способностей. Подобран и систематизирован музыкальный, двигательный, игровой и речевой материал.
- В процессе системной работы у детей идет формирование фонематического слуха и слоговой структуры слова, правильного речевого дыхания.
- У воспитанников углубилось восприятие музыки, формируется музыкальная способность — чувство ритма, в результате чего, ритмические движения соотносятся с музыкой, речью; развивается общая, мелкая моторика, идет овладение координированными движениями руки.
- Формируются музыкальные знания о ритме, как о средстве музыкальной выразительности.
- Использование системы работы по развитию музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста обеспечивает эффективность коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи.
Литература:
- Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, под ред. Г. А. Волковой- СПб.: Каро, 2005.
- Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм- пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений — СПб.: Композитор, 2005.
- Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников- учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания для средних и высших педагогических учебных заведений, М.: Просвещение 1990.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.