Самообразование как фактор формирования профессиональной компетентности учащихся педагогического колледжа по специальности «Начальное образование»
Автор: Качановская Наталия Николаевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 29.11.2020
Статья просмотрена: 74 раза
Библиографическое описание:
Качановская, Н. Н. Самообразование как фактор формирования профессиональной компетентности учащихся педагогического колледжа по специальности «Начальное образование» / Н. Н. Качановская. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16182/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье автор определил условия и виды деятельности субъектов образовательного процесса колледжа для формирования профессиональной компетентности посредством самообразования учащихся.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, самостоятельная работа.
Образовательный стандарт специальности «Начальное образование» реализуемый в средне специальных учреждениях образования Республики Беларусь утвердил компетентностный подход в профессиональном образовании.
Ольга Леонидовна Жук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и проблем развития образования БГУ, дала такое определение понятию. «Компетентностный подход — система требований к организации образовательного процесса учреждения образования, которая предполагает результаты образования в виде компетенций и способствует практико-ориентированному характеру подготовки обучающихся, усилению роли их самостоятельной работы по разрешению задач и ситуаций, имитирующих социально-профессиональные проблемы». [1]
Таким образом, образовательный стандарт среднего специального образования устанавливает основные требования к содержанию профессиональной деятельности и компетентности специалиста. Для однозначности понимания вопроса за основу возьмём определение понятия «компетентность», данное в словаре образовательного стандарта. «Компетентность — выраженная способность применять знания и умение». [5]
Педагогические колледжи готовят учителей начальных классов, которые должны быть компетентными в следующих видах профессиональной деятельности:
– организационно-управленческая;
– обучающая;
– развивающая;
– воспитательная;
– методическая;
– диагностико-коррекционная;
– здоровьесберегающая;
– коммуникативная;
– социально-просветительская.
Изучив общие требования к уровню подготовки выпускника колледжа, выделили следующее требование — «быть готовым к постоянному профессиональному самосовершенствованию». [5] Самосовершенствование — сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Самосовершенствование неразрывно связано с самообразованием. Самообразование выступает средством самосовершенствования.
Проблему самообразования педагога раскрывали в своих исследованиях В. А. Корвяков, Г. М. Коджаспирова, И. Л. Наумченко, И. А. Редковец, Е. В. Серебряник, Г. Н. Сериков, В. А. Сластенин.
В работах данных авторов самообразование педагога определяется как: «способ повышения профессионального мастерства» [4], «способ совершенствования профессиональной деятельности и личностного развития» [2], «система обновления, расширения, углубления ранее полученных знаний, совершенствование практических умений и навыков с целью достижения профессионального мастерства». [3]
Таким образом, самообразование является фактором развития будущего педагога, является фактором формирования профессиональной компетентности. фактором жизненного успеха.
Для того чтобы эффективно организовать процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя необходимо развивать у учащихся колледжа рефлексивные умения, мотивы самообразования и саморазвития в будущей профессии. Самообразовательная деятельность обусловлена самостоятельностью личности, её интеллектуальной активностью и связано со значительными волевыми усилиями. Поэтому важно чтобы у учащихся были сформированы внутренние мотивы, научное мировоззрение, а в учреждении образования были созданы благоприятные условия для учебного процесса на основании чего, учащиеся принимают решение о содержании предмета самообразования.
Характерно, что содержание предмета самообразования, как правило, не планируются самими учащимися, а только выбираются ими на основе имеющихся возможностей. Это может быть:
а) литературный источник, в котором отражена задача, выбранная учащимися, либо его содержание соответствует их внутренним мотивам, а изучение -интересам;
б) рекомендованная преподавателем система упражнений, мероприятий, осуществление которых направленно на достижение поставленных учащимся целей;
в) продуманная система самостоятельной работы по углубленному изучению учебных дисциплин;
г) целенаправленный подбор литературы по специальности, краткое реферирование её содержания с пометками о своём мнении.
Нужно учитывать ещё тот факт, что самообразование во многом зависит от специальных умений учащихся самостоятельно работать. [4] Поэтому, для создания условий, содействующих формированию профессиональной компетентности путём самообразования, преподаватели должны использовать современные методы и технологии обучения, которые развивают самостоятельность и творческий потенциал учащихся. Такие как проектную методику, исследовательский и проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение, технологию развития критического мышления, ИКТ.
Рассмотрим деятельность преподавателей по созданию условий для самообразования учащихся и деятельность учащихся колледжа по формированию умения самосовершенствоваться, сведённую в таблицу 1.
Таблица 1
Деятельность преподавателей и учащихся по формированию профессиональной компетентности выпускников колледжа
Компоненты профессиональной компетентности |
Содержание деятельности преподавателя и учащихся колледжа |
В разделе «Требования к уровню подготовки выпускника» прописаны требования к социально-личностным компетенциям. Одним из требований является быть способным к совершенствованию своей деятельности, повышению квалификации в течение всей жизни. В требованиях к профессиональным компетенциям указано, что выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности: |
Преподаватель должен объяснить учащимся значимость процесса самообразования, направлять деятельность учащегося по самообразованию, предварительно изучив педагогическую терминологию и научив их работать самостоятельно с научной литературой, т.е. отбирать актуальный материал, выбирать главное, анализировать, конспектировать, обобщать, составлять сообщения и рефераты. Учащиеся должны освоить умения и сформировать навык интеллектуальной деятельности, понимать значимость самостоятельной работы в саморазвитии и самообразовании, уметь её организовать. |
организационно-управленческая: анализировать социально-экономические и политические процессы, происходящие в государстве и мировом сообществе, исторические, экономические и общественно-политические закономерности развития общества; обеспечивать воспитательную и идеологическую составляющие учебных занятий. |
Преподаватель должен использовать на занятиях технологию развития критического мышления для формирования аналитических и прогностических умений учащихся; содействовать воспитанию чувств патриотизма и гражданственности на основе государственной идеологии и формированию высокого уровня идейной убежденности. Учащийся: применять приёмы критического мышления при анализе происходящих в государстве и мировом сообществе, исторических, экономических и общественно-политических закономерностей. При прохождении учебных и производственных практик использовать знания, умения и навыки, проявлять педагогическое творчество. |
обучающая: -руководствоваться достижениями психологической и педагогической науки и практики при осуществлении образовательного процесса. |
Деятельность преподавателя: привить профессиональный интерес к исследовательской деятельности, содействовать формированию потребности в самообразовании путём использования методов проблемного, частично-поискового обучения, вовлекать учащихся в деятельность научных клубов и обществ, привлекать к конкурсам мастерства и олимпиадам. Деятельность учащегося: участвовать в работе научного общества и активная учебно-познавательная деятельность на занятиях и вне занятий. |
методическая: изучать, анализировать и использовать в своей работе передовой педагогический опыт, педагогические технологии, вносить предложения по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса; постоянно повышать свое педагогическое мастерство и профессиональную квалификацию. |
Преподаватель должен создать условия для формирования у учащихся умение использовать в деятельности психолого-педагогическую диагностику для последующего выбора оптимальной технологии обучения и воспитания школьников, развивать критическое мышление, самостоятельность и аналитические способности учащихся колледжа. Учащиеся должны упражняться в ходе практики в организации педагогического процесса с использованием эффективных современных образовательных технологий. |
Самообразование будущих педагогов будет продуктивным, если:
– В процессе самообразования реализуется потребность учащихся к собственному развитию.
– Учащийся владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
– Учащийся обладает развитой способностью к рефлексии.
– Программа профессионального развития включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
– Учащийся обладает готовностью к педагогическому творчеству.
При целенаправленной планомерной работе в учреждении профессионального образования процесс самообразования у выпускников не оканчивается в момент получения диплома. А качество работы преподавательского состава по формированию способности к самообразованию учащихся регулярно отражается в отзывах работодателей. Ведь показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного молодым учителем учебно-воспитательного процесса и его профессионально-квалификационный рост.
Литература:
- Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. — Минск: Респ. ин-т высш. школы, 2009. — 336 с.
- Коджаспирова, Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования [Текст] / Г. М. Коджаспирова. — М.: Альфа, 1993.-389 с.
- Наумченко, И. Л. Как заниматься самообразованием [Текст]: методич. рекоменд. студентам / И. Л. Наумченко. — Гродно, 1976. — 31 с.
- Сластенин, В. А. Формирование личности учителя средней школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Образовательный стандарт Республики Беларусь Среднее специальное образование Специальность 2–01 02 01 Начальное образование Квалификация Учитель. — Текст: электронный // ripo.unibel.by: [сайт]. — URL: http://ripo.unibel.by/umosso/files/standart/2–01 %2002 %2001.pdf (дата обращения: 19.11.2020).
Ключевые слова
профессиональная компетентность, самостоятельная работа, профессиональная деятельностьПохожие статьи
Исследование познавательной самостоятельности обучающихся в учебной деятельности
В статье автор делает акцент на актуальной проблеме формирования познавательной самостоятельности обучающихся общеобразовательной школы и предлагает методы ее диагностики в дистанционном формате.
Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза
В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...
Самообразование как условие профессионального становления личности педагога
Данная статья посвящена теме развития и самообразование профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию и...
Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа
В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.
Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО
В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...
Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз
В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...
Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении
В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.
Основные аспекты оказания психологической помощи молодежи в процессе первичной профессионализации и трудоустройства
В статье проводится теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности, выделяются условия успешной первичной профессионализации студентов вуза. Рассматривается психологическая готовность студентов-выпускников к трудоустройству,...
Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку
В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...
Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза
В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности...
Похожие статьи
Исследование познавательной самостоятельности обучающихся в учебной деятельности
В статье автор делает акцент на актуальной проблеме формирования познавательной самостоятельности обучающихся общеобразовательной школы и предлагает методы ее диагностики в дистанционном формате.
Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза
В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...
Самообразование как условие профессионального становления личности педагога
Данная статья посвящена теме развития и самообразование профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию и...
Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа
В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.
Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО
В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...
Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз
В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...
Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении
В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.
Основные аспекты оказания психологической помощи молодежи в процессе первичной профессионализации и трудоустройства
В статье проводится теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности, выделяются условия успешной первичной профессионализации студентов вуза. Рассматривается психологическая готовность студентов-выпускников к трудоустройству,...
Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку
В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...
Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза
В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности...