Школа А. И. Бороздина: комплексный подход к всестороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Глядельцева, Л. Ю. Школа А. И. Бороздина: комплексный подход к всестороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. Ю. Глядельцева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16211/ (дата обращения: 15.11.2024).



Музыкальный звук через слух проникает в потаённые глубины мозга, производя в нём сложнейший синтез раздражений, вызывая эмоциональные возбуждения, стабилизирующие старый и формирующие новый эстетический опыт» [1].

А. И. Бороздин

Направление исследований всестороннего развития абилитации нетипичных детей сейчас является особенно актуальной темой, в связи с тем, что в последние время увеличивается количество детей, которые нуждаются в соответствующей помощи. Данная сфера деятельности в России находится ещё в стадии становления и накопления информации. Цель данной работы — представление многолетнего опыта работы с детьми с ОВЗ, в основе которого лежит комплексный подход к их развитию.

В новосибирском Академгородке уже почти 30 лет успешно существует и развивается уникальный центр, который был создан Алексеем Ивановичем Бороздиным, имя которого сейчас носит. Целью работы центра является содействие формированию личности дошкольников, имеющих нарушения психического и психофизического развития в тяжёлой форме средствами и методами абилитационной педагогики. Основными задачами являются формирование интереса к совместной деятельности, развитие коммуникативных способностей. Педагоги Центра работают по программам, которые разрабатываются индивидуально для каждого учащегося. Основанием для разработки таких программ является примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью, размещенная на сайте fgosreestr.ru [3]. При этом, обязательным условием является составление качественного индивидуального образовательного маршрута ребёнка, что прописано в «Концепции федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [2]. А. И. Бороздин разработал авторскую педагогическую систему развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями психофизического развития. Принципы его авторской методики абилитации имеют весьма широкой спектр практического применения [1].

В Центре разработаны и действуют 2 уровня развития:

  1. Три занятия по 30 минут 2 раза в неделю (музыка, изобразительная деятельность, общее развитие). На этом уровне занятия строго индивидуальны. Работа проводится в педагогических «тройках» (педагог-музыкант, педагог-художник, педагог общего развития).
  2. «Квази-школа» — высшая ступенька развития в Центре, своеобразный трамплин для дальнейшего обучения в других образовательных учреждениях. На этих занятиях дети объединены в пары. Занятий тоже три:
    1. развитие элементарных математических представлений;
    2. развитие речи с элементами логопедии, чтение, письмо;
    3. развитие мелкой моторики через прикладную деятельность.

Опираясь на результаты диагностики, которая включает в себя использование различных тестов, опросных листов, анкет, беседы с родителями и другими членами семьи, наблюдение за поведением и деятельностью ребёнка, мы можем выявить у него сильные личностные стороны и составить соответствующую индивидуальную программу развития. Наряду с работой с такими детьми оказывается психолого-педагогическая помощь родителям, что даёт более высокие результаты в социализации и абилитации детей с ОВЗ. Отказ или несогласованность действий педагога и родителей приводят к затруднению воспитания и развития такого ребёнка.

Комплексный подход к развитию детей с ОВЗ предполагает максимальный охват сфер деятельности, который возможен в каждом отдельном случае, в зависимости от степени и характера отставания в развитии. Кроме этого, каждый педагог должен быть ещё и психологом, чтобы в нужный момент правильно отреагировать на непредвиденную ситуацию и возобновить занятие. Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса. В содержание социального развития включается ориентировка ребенка в явлениях общественной и собственной жизни и в самом себе. Слаженная работа педагогов по уникальной методике А. И. Бороздина позволяет увидеть результат в относительно короткие сроки.

Из опыта работы могу сказать, что результатами комплексных занятий нетипичного ребёнка являются:

  1. Стабилизация его психоэмоционального и физического развития для последующей интеграции в общество;
  2. Формирование более адекватной самооценки и способности принять себя;
  3. Создание гармонии внутреннего мира и окружающего жизненного пространства, раскрытие внутренних ресурсов и воспитание стремления к саморазвитию и самореализации;
  4. Формирование эмоциональной устойчивости, научение пониманию своих эмоций, чувств, мыслей, анализу и принятию других людей;
  5. Развитие мелкой моторики, координирования движений, вербальных и невербальных средств общения, умения контролировать себя;
  6. Развитие творческих способностей;
  7. Уменьшение степени социальной недостаточности детей с ОВЗ и достижение максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития.

Таким образом, своей каждодневной профессиональной деятельностью педагоги центра стараются помочь семьям, испытывающим социальные, культурно-образовательные, психолого-педагогические и методические трудности в воспитании, развитии и образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями психофизического развития. Главным принципом педагогов Центра является «не навреди», и только комплексный подход и взаимодействие с родителями может дать хорошие положительные результаты в процессе социализации и абилитации нетипичных детей.

Литература:

  1. Баранов В. А., Боровиков Л. И., Бороздин А. И., Гриднева Т. В., Михеева Н. В., Тигиева Я. Ю., Фаргер И. В. Абилитационная педагогика в вопросах и ответах. Методическое пособие в 5 частях. Часть 1. Развитие профессионального мастерства. / Под науч. ред. Л. И. Боровикова. ‒ Новосибирск: НИПКиПРО, 2015. — 80 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // https://fgos.ru/
  3. Федеральный перечень учебников [Электронный ресурс] — Просвещение, 2019 // http://www.xn--h1aakczz3c.xn--p1ai/fpu_19.pdf

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема

Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов на уроках хорового пения

Индивидуальный подход в развитии познавательного интереса студентов музыкально-педагогических факультетов

Новые подходы к эффективному обмену медицинской информацией. Деятельность проекта “Медицинская этика” библиотеки имени В.В. Вересаева

Особенности социализации, самореализации и саморазвития обучающихся, занимающихся регби (на примере СДЮСШОР «Буревестник»)

Творческое развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья

Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм профессионального просвещения обучающихся ГБПОУ «СПЭТ»

Профессиональное развитие педагогов дошкольного образования: важность постоянного обучения и саморазвития

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема

Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов на уроках хорового пения

Индивидуальный подход в развитии познавательного интереса студентов музыкально-педагогических факультетов

Новые подходы к эффективному обмену медицинской информацией. Деятельность проекта “Медицинская этика” библиотеки имени В.В. Вересаева

Особенности социализации, самореализации и саморазвития обучающихся, занимающихся регби (на примере СДЮСШОР «Буревестник»)

Творческое развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья

Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм профессионального просвещения обучающихся ГБПОУ «СПЭТ»

Профессиональное развитие педагогов дошкольного образования: важность постоянного обучения и саморазвития

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста