Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС
Авторы: Крылова Елена Владимировна, Сычева Инна Валерьевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 01.12.2020
Статья просмотрена: 735 раз
Библиографическое описание:
Крылова, Е. В. Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС / Е. В. Крылова, И. В. Сычева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16218/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в реабилитационной практике с детьми с расстройствами аутистического спектра. Представлены результаты проведенной работы по педагогической коррекции детей с РАС с помощью интерактивного стола.
Ключевые слова: дети с РАС, познавательная деятельность, познавательная активность, развитие, инновационные технологии, интерактивный стол.
Высокий уровень детской инвалидности определяет социальную значимость проблемы реабилитации и ставит перед научными и практическими (реабилитационными) учреждениями задачи разработки форм и методов этой работы. Данную проблему в современном мире невозможно решить без внедрения высоких технологий. В реабилитационном процессе их использование очень разнообразно.
Специалисты ГАУ АО «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие» используют в своей работе информационно-коммуникационные технологии, в том числе такие средства как интерактивная доска, интерактивный пол, интерактивная песочница, интерактивный стол и др. Подробнее хотим остановиться на опыте использования интерактивного стола учителями-дефектологами Центра в работе с детьми с ОВЗ в рамках коррекционно-развивающих занятий.
Современной наукой доказано, что психические процессы у детей развиваются успешнее, если ребенок погружен в интересную ему, при этом специально организованную целенаправленную деятельность под руководством педагога. Средством, обеспечивающим такую деятельность является интерактивный стол, который привлекает внимание детей и способен его удержать, подходит для коррекции аутистического спектра, как база улучшающая результативность реабилитационных методик. Данное оборудование задействует все каналы восприятия информации: кинестетический (при касании), аудиальный (воспроизводит звук), визуальный.
Интерактивный стол — современный, эффективный инструмент для реализации спектра реабилитационных методик через игру. За реабилитацию напрямую отвечают сенсорная, психомоторная, когнитивная сферы, развиваемые в интерактивном комплексе.
Интерактивный стол ProjectTouch — устройство ввода-вывода графической информации. В стол интегрирован современный компьютер с операционной системой Windows 10, яркий LED экран, все комплектующие высокого качества. Экран расположен в горизонтальной или несколько наклонной плоскости. Сенсор сделан на основе инфракрасных лучей. Благодаря этому на экран можно нажимать пальцем, стилусом и другими непрозрачными предметами. Такой сенсор поддерживает от 1 до 10 одновременных касаний.
Программа интерактивного стола ProjectTouchсодержит 288 развивающих игр разного уровня сложности для обучения детей счёту и чтению, тренировки внимания, памяти и развитию логического мышления. В комплект включены игры, пазлы и раскраски, знакомящие детей с окружающим миром, интерактивные пособия по русскому языку и арифметике.
Игры и задания созданы и разработаны с учетом всех необходимых требований законодательства России, в том числе Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Вовлечь детей в познавательную деятельность помогают интересные задания, анимация, весёлая музыка, ясные чёткие инструкции, крупные хорошо узнаваемые изображения.
Преимущества использования интерактивного стола Project T ouch:
– средство установления контакта;
– средство коррекции эмоциональной сферы детей;
– развитие положительной мотивации обучения;
– развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук;
– развитие коммуникативных способностей;
– совмещение в игровом процессе развлекательной и образовательной составляющей;
– диагностический инструмент;
– получение информации посредством нескольких анализаторов;
– доступность использования;
– интеграция образовательных областей;
– повышение уровня визуализации материала.
В течение двух лет нами проводилось исследование, как интерактивный стол влияет на познавательную деятельность детей с РАС.
Гипотеза исследования: использование интерактивного стола Project T ouch вкоррекционно-развивающей работе способствует активизации познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с РАС.
Цель исследования: определить эффективность использования интерактивного стола Project T ouch собучающей программой «Умный ребенок» в коррекционной работе для развития познавательной деятельности у детей с РАС.
Объект исследования: уровень развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с РАС.
Предмет исследования: интерактивный стол как средство активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с РАС.
В соответствии с целью и гипотезой были выделены следующие задачи исследования:
- Изучить обучающую программу «Умный ребенок».
- Выявить диагностические и коррекционно-развивающие возможности интерактивного стола в работе с дошкольниками с РАС.
- Выявить особенности познавательной сферы детей с РАС.
- Разработать диагностический комплект для изучения и оценки уровня познавательной деятельности изучаемой категории детей.
- Систематизировать содержание обучающей программы для использования с целью активизации познавательной деятельности данной категории детей.
- Эксперементально доказать эффективность применения в педагогической практике интерактивного стола с обучающей программой «Умный ребенок».
В эксперименте принимало участие 20 детей (шестнадцать мальчиков и четыре девочки).
Критериями включения детей в исследование являлись:
– Отнесение к группе «дети с РАС»;
– Возраст детей от 3 до 5 лет
При проведении данного исследования нами использовались элементы диагностической методики «Параметры наблюдений за ребенком и их оценка» (по Мамайчук И. И.).
Среди основных параметров наблюдения были выделены:
– Эмоционально-поведенческие особенности: контакт, активность, эмоциональные проявления.
– Особенности работоспособности: переключаемость и устойчивость внимания.
– Особенности развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности.
Таблица 1
Диагностика
Блок 1. Эмоционально-поведенческие особенности |
|||
Контакт |
0 |
Контакт полностью отсутствует |
25 % |
1 |
Контакт возможен при глубокой заинтересованности |
45 % |
|
2 |
Контакт избирательный и неустойчивый |
20 % |
|
3 |
Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка |
10 % |
|
Активность |
0 |
Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя |
15 % |
1 |
Избирательная активность (стереотипно манипулирует «любимыми игрушками») |
55 % |
|
2 |
Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания |
25 % |
|
3 |
Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу |
5 % |
|
Эмоциональные проявления |
0 |
Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, аффективность, лабильность и пр., возможны аутоагрессивные реакции |
20 % |
1 |
Избирательное отношение к ситуации, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации |
45 % |
|
2 |
Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны аффективные проявления при неудовлетворении потребности |
30 % |
|
3 |
Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, аффективность |
5 % |
|
Таблица 2
Блок 2. Особенности работоспособности |
|||
Переключаемость и устойчивость внимания |
0 |
Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых действий |
60 % |
1 |
Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании |
25 % |
|
2 |
Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях |
15 % |
|
3 |
Выраженных признаков инерции не прослеживается |
0 % |
|
Блок 3. Особенности познавательной деятельности |
|||
Ориентировочная деятельность |
0 |
Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта |
25 % |
1 |
Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и др.действий |
45 % |
|
2 |
Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточная |
25 % |
|
3 |
Активные, целенаправленные действия с предметами |
5 % |
|
Анализ полученных в результате диагностики данных позволил установить:
– у 75 % детей экспериментальной группы отсутствует либо слабо выражен контакт и эмоциональные проявления;
– у большинства детей экспериментальной группы (70 %) наблюдается низкий уровень познавательного развития и познавательной активности;
– у 85 % детей данной группы отмечается слабая переключаемость и устойчивость внимания.
С экспериментальной группой детей проводились регулярные дефектологические занятия. С каждым ребенком проводилось 5 занятий в неделю. На каждом занятии выделялось время для упражнений с использованием интерактивного стола с развивающими играми «Умный ребенок».
Оборудование использовалось на различных этапах коррекционно-развивающего занятия:
– в начале занятия с целью установления контакта, создания психологического комфорта, стимуляции к последующей деятельности;
– в середине занятия с целью закрепления полученных навыков;
– в конце занятия как положительное подкрепление познавательной деятельности.
Интерактивная обучающая программа включает в себя 12 блоков.
В левой части экрана интерактивного стола выводится меню заданий. Данное меню скрывается при выборе интересующего раздела, так же легко вызывается обратно нажатием на ярлык в нижнем углу. Прервать игру и вернуться в меню можно в любой момент, щёлкнув по одной из красных кнопок в углах экрана.
Ниже представлено меню рабочего стола с разделами. Здесь мы выбираем возраст и соответствующие задания. Каждое задание выполнено в виде понятной анимации со звуковым сопровождением.
– Игродром — 3+
– Игродром — 3,5+
– Игродром — 4+
– Игродром — 4,5+
– Игродром — 5+
– Игродром — 5,5+
– Волшебные краски для малышей
– Волшебные краски. Забавные зверята
– Волшебные краски. Герои сказок
– Чудо-пазлы
– Арифметика для малышей
– Русский язык для малышей
Таблица 3
Цель использования |
Коррекционно-развивающие игры |
|
Развитие внимания |
«Разыщи котят!», «Парочки», «Найди разницу», «Я тебя найду!», «Найди пару», «Найди и раскрась», «Угадай, кто это?», «Дорога к дому», «Кто кому позвонил?», «Отыщи ключик!» |
|
Развитие памяти |
«Кто спрятался?», «Кто не спрятался?», «Что потерялось?», «Где что лежит?», «Запомни!», «Запоминайка» |
|
Развитие мышления |
«Третий лишний», «Собери пары», «На что похоже?», «Что общего?», «Контрасты», «Профессии», «На чем поедем?», «Что откуда видно?», «Часть и целое?», «Цепочки», «Перепутаница» |
|
Развитие сенсорных представлений |
цвет |
«Раскрась цепочку», «Расставь!», «Разноцветье», «Дорисуй половинку», «Калейдоскоп», «Раскрась одинаково», «Копия» |
форма |
«Что куда?», «Заплатки», «Формочки», «На что похоже?», «Строитель», «Что получится?», «Запоминайка», |
|
величина |
«Собери пирамидку», «Что куда?», «Снеговик», «Больше-меньше», «Большие и маленькие», «Что длиннее?», «Что выше?», «Что шире?» |
|
Развитие целостного восприятия |
«Собери игрушки», «Найди половинки», «Перевертыши», «Пазлы», «Динозаврики», «Конструктор» |
|
Каждый блок «Игродрома» включает в себя 25 игр, которые направлены на развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
Каждая игра содержит несколько уровней сложности.
Например, игра «Разыщи котят!» . Ребенок должен найти всех котят, находящихся в разных местах картинки и дотронуться до них пальцем.
1-ый уровень сложности: котята хорошо видны на картинке.
2-ой уровень сложности: котята видны частично.
3-ий уровень сложности: котята полностью «спрятались» за кустиками.
Игра «Собери снеговика» направлена на развитие зрительно-пространственного восприятия.
Ребенок должен собрать снеговика из частей, находящихся в разных местах картинки.
1-ый уровень сложности: даны части для одного снеговика.
2-ой уровень сложности: даны части для двух снеговиков.
3-ий уровень сложности: надо найти части, скрытые за предметами и собрать снеговика.
Игра «Собери игрушки!» направлена на развитие целостного восприятия образа предмета.
Ребенок должен собрать игрушку из частей.
1-ый уровень сложности: даны 4 части картинки.
2-ой уровень сложности: даны 5 частей картинки.
3-ий уровень сложности: даны 6 частей картинки.
В результате сравнительного анализа экспериментальных данных до и после окончания реабилитационного периода была выявлена положительная динамика в развитии познавательной деятельности и познавательной активности.
Таблица 4
Уровни развития |
Параметры исследования |
|||||||||
Контакт |
Активность |
Эмоциональные проявления |
Внимание |
Ориентировочная деятельность |
||||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
|
0 |
25 % |
15 % |
15 % |
10 % |
20 % |
10 % |
60 % |
40 % |
25 % |
15 % |
1 |
45 % |
30 % |
55 % |
50 % |
45 % |
35 % |
25 % |
20 % |
45 % |
40 % |
2 |
20 % |
40 % |
25 % |
35 % |
30 % |
45 % |
15 % |
40 % |
25 % |
35 % |
3 |
10 % |
15 % |
5 % |
5 % |
5 % |
10 % |
0 % |
0 % |
5 % |
10 % |
Выводы: проведенные исследования по развитию познавательной активности у детей с РАС с использованием интерактивного стола подтвердили эффективность этой технологии и возможности ее применения в реабилитационной практике.
Результатом проводимой нами работы по педагогической коррекции детей с РАС является:
– преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
– развитие познавательных способностей;
– смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
– повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми;
– преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Литература:
Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 1998.- № 10. — 22с.
Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст]/ М. И. Лисина// Вопросы психологии, 1982.- № 4.- С.18–35
Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. — Шадринск, 1992.- С.34.
Бойко Е. В. Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1. — С. 3–5. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1765/ (дата обращения: 01.02.2018).
Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Костин И. А., Аршатский А. В., Аршатская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. — М.: Теревинф, 2011.
Гилберг К., Петерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. СПб., 1998. С. 31.
Ключевые слова
развитие, инновационные технологии, познавательная активность, познавательная деятельность, интерактивный стол, дети с РАСПохожие статьи
Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов
В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...
Интерактивное обучение как условие активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы
В статье были сформулированы определения активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы, интерактивного обучения. В данной работе были рассмотрены взаимосвязи активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы и ...
Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста
В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики
В данной статье рассматривается один из современных подходов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), рассмотрены позитивные характеристики дистанционного обучения математике. Проанализированы педагогические условия эффекти...
Использование технологий личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения
Описаны рекомендации по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных УУД обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения. Сделан акцент на целесообразности использования дифференцированных уров...
Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК
В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...
Эффективные формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Статья посвящена эффективным формам и методам работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Освещаются ключевые аспекты, такие как психологические, социально-экономические факторы, образовательная среда и методы ...
Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ
В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...
Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста
В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем кла...
Похожие статьи
Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов
В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...
Интерактивное обучение как условие активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы
В статье были сформулированы определения активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы, интерактивного обучения. В данной работе были рассмотрены взаимосвязи активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы и ...
Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста
В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики
В данной статье рассматривается один из современных подходов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), рассмотрены позитивные характеристики дистанционного обучения математике. Проанализированы педагогические условия эффекти...
Использование технологий личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения
Описаны рекомендации по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных УУД обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения. Сделан акцент на целесообразности использования дифференцированных уров...
Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК
В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...
Эффективные формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Статья посвящена эффективным формам и методам работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Освещаются ключевые аспекты, такие как психологические, социально-экономические факторы, образовательная среда и методы ...
Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ
В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...
Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста
В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем кла...