К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зенова, А. В. К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста / А. В. Зенова, В. А. Монахова, И. Б. Ухобатова, Н. Г. Козлова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, январь 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/385/16310/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, развитие

Можем ли мы с вами жить без эмоций? Насколько они важны для нас?

Современные психологи-исследователи утверждают, что взрослые могут назвать от 10 до 20 слов-наименований эмоций. Мы с вами назвали …, а всего учеными определено более 500 эмоциональных состояний.

Представьте, насколько огромен мир наших эмоций! Уже с рождения ребенок беспрерывно испытывает гамму разнообразных чувств, которые стремительно меняются в ходе событий жизни. Одна и та же ситуация может быть воспринята и как успех, и как поражение. Почему?

Все просто — наша реакция на происходящее зависит от уровня развития эмоционального интеллекта. Чувствовать настроение других людей, понимать мотивы их поступков, осознавать и контролировать свои эмоции -это умения, которые закладываются именно в дошкольном возрасте, а степень их развития составляет коэффициент эмоционального интеллекта.

Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить добывать знания, развивать личность ребенка на основе универсальных учебных действий (предпосылок УУД-в дошкольном возрасте), формировать эмоционально и социально успешную и самодостаточную личность. [1]

Все это привело нас к выводу о том, что необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые послужат развитию не только познавательных интересов, но и создадут условия, когда в ходе различных видов деятельности, каждый ребенок сможет познакомиться с эмоциями, испытав их наиболее ярко, при этом данный результат будет личностно-значимым для каждого.

Поставив перед собой основную цель: создание условий для становления и развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, нами выделен ряд задач, которые решаются в ходе совместной деятельности с детьми, ряде совместных мероприятий педагогов и родителей.

Нами были изучены ряд методик, направленных на изучение и развитие эмоционального интеллекта — работы Д. Гоулмана, Д. Майера, Г. Гарднера, Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. Систематизирован методический и дидактический материал, организована развивающая предметно-пространственная среда, способствующая решению поставленных задач развития эмоционального интеллекта. [2]

Нас заинтересовала методика развития эмоционального интеллекта В. Шиманской «Академия Монсиков», целью которой является развитие самостоятельной и счастливой личности. Где процесс познания эмоций происходит в форме игры-как основного вида деятельности в дошкольном возрасте. Особенностью данной методики является использование Монсиков-сказочных персонажей, проводников в мире эмоций, которые помогают взаимодействовать с ребенком на понятном ему языке, соединяя мир волшебный (как будто, понарошку) и реальный. В игре с монсиками дети учатся понимать и распознавать свои и чужие эмоции, ставить цели и достигать их, преодолевать трудности, применять полученные знания на практике в реальной жизни. [3]

Кроме того, В. Шиманская при разработке своей методики особое внимание уделила разработке программно-методического блока, который позволяет охватить в ходе ее реализации детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи). В связи с тем, что для детей с ТНР свойственна эмоциональная пассивность, кроме того отмечается такое явление, как эмоциональная ранимость, при этом часто проявляется нарциссическая модель поведения, при этом наиболее важно научить детей проявлять свои эмоции и идентифицировать эмоциональные проявления других людей. Ведь вместе с речью страдают и эмоциональные проявления, т. к. ребенок не может посредством мимики и жестов выразить свои эмоции.

При этом важно отметить, что работа ведется в двух направлениях:

  1. Работа с детьми (в т. ч. с ТНР) по развитию эмоционального интеллекта;
  2. Работа с родителями (мастер-классы, тренинги, спектакли, мастерские и т. п.)

В методике В. Шиманской представлено два направления по развитию эмоционального интеллекта для старших дошкольников — «География эмоций с Монсиками» и курс «Кругобуквенное путешествие с Монсиками»

Нами разработан курс занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционального интеллекта в ходе познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности.

Опыт работы в данном направлении был неоднократно представлен на образовательных площадках различного уровня: в рамках муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года 2018» (Призер-2 место), в рамках муниципального образовательного проекта «Образовательная Весна 2018», во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Дошкольное и начальное общее образование: стратегия развития в современных условиях» и др.

Литература:

  1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.: БХВ- Петербург, 2012. — 288 с.
  2. Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Д. Готтман. — Манн, Иванов и Фербер, 2018–272 с.
  3. Шиманская В. А. Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми / В. А. Шиманская. — М.: Бомбора, 2017. — 128 с.

Похожие статьи

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Теоретические аспекты формирования эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.

Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у д...

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ

В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Значение восприятия в развитии детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены особенности восприятия детей в различные периоды дошкольного детства.

Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Похожие статьи

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Теоретические аспекты формирования эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.

Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у д...

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ

В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Значение восприятия в развитии детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены особенности восприятия детей в различные периоды дошкольного детства.

Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.