Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калинина, О. А. Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития / О. А. Калинина, Е. А. Фоменко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16319/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Ключевые слова: ребёнок раннего возраста, недоразвитие речи, логопедическое обследование, формирование речи, родители, просветительская работа.

Развитие человека на раннем возрастном этапе характеризуется формированием у него речевых навыков. Данный процесс протекает индивидуально и зависит от множества разнообразных факторов.

Ребёнок в младенческом возрасте не обладает врождённым знанием законов языка, коммуникативными навыками. Однако, он наделен способностями усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди, в определённый период своего развития.

Бывают случаи, когда по каким-либо причинам языковая деятельность не может сформироваться вовремя, тогда в дальнейшем у ребёнка отмечаются различные варианты и виды недоразвития речи в разной степени.

Андронова О. В. в своей статье «Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей» считает, что нарушения предпосылок формирования речи у детей 1-го года жизни является следствием поражения центральной нервной системы различного генеза в сочетании различных неблагоприятных факторов: внутренних и внешних [1, с. 134].

Негативные факторы, воздействующие на головной мозг ребенка в период его интенсивного развития, способны вызвать задержку или торможение психического и речевого развития ребёнка в целом. Если в анамнезе ребенка присутствует внутриутробная патология плода (интоксикации различной этиологии, инфекционные заболевания матери, токсикозы беременности), повреждения при родах (родовые травмы, асфиксия, внутричерепное кровоизлияние), наследственные факторы (хромосомные нарушения и генные изменения), несовместимость матери и плода по резус-фактору крови, то такие данные неблагоприятные факторы относятся к группе риска по поводу его речевой деятельности [3, с. 34].

Вышеизложенные патологии провоцируют возникновение у младенца проявление минимальных органических повреждений мозга (минимальные мозговые дисфункции), которые характеризуются снижением уровня памяти, отставанием в моторном развитии, расторможенностью, недостаточностью концентрации внимания.

В связи с этим значительно затруднены и требуют специальной организованной коррекционной работы такие направления работы педагога, как преодоление задержки темпов речевого развития органического характера. В подобных случаях ранняя диагностика речевых нарушений и их коррекция оказываются наиболее эффективными.

В качестве примера Е. Ф. Архипова в книге «Стёртая дизартрия у детей» описывает одну из разновидностей такого речевого нарушения, как стёртая дизартрия. Данный вид нарушения встречается в логопедической дошкольной практике довольно часто. «Стёртая дизартрия может наблюдаться у детей, перенёсших лёгкую асфиксию или родовую травму, имеющих в анамнезе постнатальную энцефалопатию (ПЭП) и другие неярко выраженные неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития или в период родов, а также после рождения ребёнка. В этом случае стёртая дизартрия сочетается с другими признаками минимальной мозговой дисфункции (ММД)» [2, с. 134]. Для стёртой дизартрии характерны фонетико-фонематические нарушения, нарушения лексико-грамматических компонентов речи, артикуляционной, мелкой моторики пальцев рук. Дети, имеющие описываемое речевое нарушение, часто обращаются на консультацию к логопеду после четырёх, а то и пяти лет. Так как, несмотря на то, что они в первый год жизни находятся под наблюдением невролога с диагнозом «Перинатальная энцефалопатия», после одного года у большинства таких детей не наблюдается проблем со здоровьем [2, с. 39].

Статистика показывает, что родители начинают беспокоиться по поводу нечёткости звукопроизношения речи ребёнка, отсутствия хорошей модуляции голоса, моторной неловкости рук только примерно к 5-летнему возрасту, тогда они обращаются на консультацию к логопеду. Мозг ребёнка раннего детского возраста обладает значительной пластичностью и достаточными компенсаторными резервами, поэтому было бы рациональнее и эффективнее обратиться к специалистам не в 5 лет, а на первом году жизни ребенка. Тогда на основании его анамнеза, изучения медицинских исследований, своего логопедического обследования специалист оценит возможные риски появления у ребёнка речевого недоразвития, даст соответствующие рекомендации родителям по формированию предпосылок развития речи их ребёнка, ответит на интересующие их вопросы [1, с. 141]. Самое главное — мотивировать родителей на дальнейшее сотрудничество со специалистами.

Следует отметить, что только совместные усилия врачей, дефектологов и родителей могут максимально нейтрализовать последствия органического поражения отделов головного мозга, затормозить развитие негативных проявлений, отягощающих уровень развития речевых функций. В связи с вышеизложенным, считаем целесообразным проведение раннего логопедического обследования детей, имеющих в анамнезе органические повреждения головного мозга.

Медицинское и логопедическое обследования детей, начиная с раннего возраста, своевременная просветительская работа с родителями детей очень актуальны и не должны игнорироваться педагогами дошкольных учреждений, так как являются значимой, наиболее эффективной формой преодоления речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Андронова, О. В. Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей // Теория и практика образования в современном мире: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. — С. 43–45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15949
  2. Архипова Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов.- М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
  3. Стребелева Е. А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2007.

Похожие статьи

Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...

Общение и взаимодействие матерей с детьми раннего возраста с отставанием речевого развития

В данной статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению специфики общения и взаимодействия матерей с детьми, имеющими отставание в речевом развитии в раннем возрасте. Результаты исследования подтвердили наши гипотезы, что дало ...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса.

Похожие статьи

Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...

Общение и взаимодействие матерей с детьми раннего возраста с отставанием речевого развития

В данной статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению специфики общения и взаимодействия матерей с детьми, имеющими отставание в речевом развитии в раннем возрасте. Результаты исследования подтвердили наши гипотезы, что дало ...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса.