Теоретические подходы к оценке качества образования тестированием посредством установления критериев
Автор: Котов Алексей Владимирович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 13.01.2021
Статья просмотрена: 50 раз
Библиографическое описание:
Котов, А. В. Теоретические подходы к оценке качества образования тестированием посредством установления критериев / А. В. Котов. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16324/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье представлены результаты исследования, целью которого стало определение теоретических подходов тестирования компетенций ФГОС ВПО третьего поколения как диагностического инструмента в образовательных организациях высшего образования. В ходе теоретического анализа были выделены основные характеристики диагностического аппарата, установлены оценочные требования, предъявляемые к критериям оценки при проведении тестирования учащихся с целью определения уровня их обученности и степени соответствия уровня их подготовки требованиям, прописанным в ФГОС ВПО по направлению подготовки или специальности. Исследование позволило выявить основные теоретические подходы тестирования компетенций ФГОС ВПО третьего поколения как диагностического инструмента в образовательных организациях высшего образования, что имеет практическую значимость для специалистов, занятых решением проблемы повышения качества образовательных услуг.
Ключевые слова: образование, оценка, качество обучения, тестирование, критерии, требования, соответствие.
В условиях современного образовательного пространства проблематика оценки качества обучения сохраняет свою актуальность, а решение, как правило, заключается в технологизации процедур систематизации диагностических действий, ориентированных на установление и определение степени соответствия достигнутого учащимися уровня обученности. В рамках планируемых действий по достижению высокого качества образования, важным этапом выступает формирование фонда оценочных средств, позволяющих проводить на систематической основе мониторинг промежуточных и итоговых диагностик качества текущих образовательных достижений обучающихся, в совокупности позволяющих представить общую картину характеристик обученности (соответствие образовательным требованиям) учащихся. В контексте сказанного, возникает вопрос об измеряемости требований (компетенций), предъявляемых к обучающимся, и вычислении соответствия достигнутого учащимися уровня обученности им. Целью настоящего исследования является определение теоретических подходов тестирования компетенцийФГОС ВПО третьего поколениякак диагностического инструмента в образовательных организациях высшего образования.
Ход и результаты исследования . Используемые до настоящего времени фонды оценочных средств, представлены в виде комплектов методических и контрольных диагностических материалов, посредством которых осуществляется оценка сформированности компетенций у учащихся на разных стадиях обучения, включая аттестационные испытания выпускников путем установления степени соответствия / несоответствие уровня их подготовки требованиям, прописанным в ФГОС ВПО по направлению подготовки или специальности. Согласно мнению большинства исследователей, занятых решением проблемы повышения качества образования, в ходе формирования оценочных средств следует использовать эталонные квалиметрические процедуры, позволяющие устанавливать как количественные, так и качественные значения образовательных достижений обучающихся [6, с.53].
Один из решений, на наш взгляд, является применение технологии тестирования, которая представляет собой инструмент, объединяющий в себе квалиметрически достоверные системы тестовых заданий, стандартизированные процедуры организации (проектирование) и интерпретации (обработка и анализ результатов) результатов, посредством использования которых возможно достаточно точно произвести измерение уровня освоенности знаний, а также сформированности умений и навыков, приобретенных в ходе реализации образовательного процесса [2, с.500].
Оценка результативности образовательного процесса путем тестирования может быть представлена в качестве:
1) предварительного контроля , нацеленного на установление достижения учащимися базового уровня, предполагающего минимальный объем знаний, который необходим им для продолжения обучения;
2) формирующего контроля , целью которого является отслеживание прогресса обучения, при акцентированном внимании на оценке степени овладения учебным материалом в рамках образовательной программы;
3) диагностического контроля , посредством которого вскрываются трудности обучения с целью фокусирования педагогических воздействий со стороны педагога на ошибках учащихся;
4) суммирующего контроля , позволяющего произвести оценку широкого диапазона результатов обучения по окончанию конкретного этапа (включая итоговый) обучения [4, с.17].
В соответствии с методологическими подходами, применяемые при интерпретации результатов тестирования, тестирование реализуется двумя видами — нормативно-ориентированным и критериально-ориентированным тестированием. Согласно результатам сравнительного анализа характеристик названных видов тестирования, применение нормативно-ориентированного тестирования возможно с целью установления места учащегося в общей группе, т. к. выявление его рейтинга, что позволяет путем сравнения учебных достижений испытуемых, организовать адресную работу с обучающимися. Однако, результаты, полученные в ходе реализации нормативно-ориентированного тестирования, не позволяют получить необходимую для установления уровня освоения элементов содержания информацию, что ограничивает его применение.
Критериально-ориентированный тест, представленный системой заданий, ориентирован на установление уровня учебных достижений учащегося относительно общего объема, предоставляемых к освоению учащимися знаний [1, 3]. Благодаря использованию критериально-ориентированных тестов возможно установление доли освоенного учащимися учебного материала, а интерпретация результатов осуществляется с позиции полноты освоения области содержания. На практике получили широкое распространение критериально-ориентированные педагогические тесты, предназначенные для оценки доли освоенных учащимся знаний от полного объема освоенного материала (в %), что приводится в соответствие с тремя уровнями сложности: «удовлетворительно» (от 40 % до 59 %), «хорошо» (от 60 % до 79 %), «отлично» (от 80 % до 100 %) от общего количества баллов за тест.
Значимость включенных в состав осваиваемых компетенций компонентов определяется степенью ее важности согласно следующим критериям:
1) для освоения информации, представленных в других дисциплинах;
2) для повышения эффективности формирования личностных качеств обучающегося с точки зрения будущей профессиональной деятельности.
Также, при выборе компонентов оценки конкретной компетенции следует ориентироваться на их классификацию уровней значимости: к первому уровню следует отнести компоненты, которые составляют минимальный (базовый) уровень осваиваемых знаний; ко второму уровню причисляются компоненты, содействующие развитию имеющегося у обучающегося базиса знаний (средний уровень); в состав третьего уровня отнесены компоненты повышенного уровня (системный уровень) [5, с.42].
Опираясь на представленную нами классификацию, которая носит достаточно относительный характер, осуществляется отбор компонентов компетенций, входящих в состав критериально-ориентированных тестов, позволяющих подразделять обучающихся на две или более группы в соответствии с результатами тестирования.
Вывод . Таким образом, осуществленный в ходе настоящего исследования анализ, позволяет выделить ключевые характеристики оценочных средств, посредством которых становится возможным производить оценку качества обученности учащихся, а именно:
1) производить многомерные измерения в контексте основных положений компетентностного подхода;
2) на систематической основе отслеживать учебные достижения учащихся;
3) сохранять стратегическое направление на решение профессиональных задач в ходе реализации образовательной деятельности;
4) соблюдать требования теории педагогических измерений.
Исследование позволило выявить основные теоретические подходы тестирования компетенций ФГОС ВПО третьего поколения как диагностического инструмента в образовательных организациях высшего образования, что имеет практическую значимость для специалистов, занятых решением проблемы повышения качества образовательных услуг.
Литература:
- Груздева, М.Л. и др. Тестирование как форма организации самостоятельной работы студентов [Текст] / М. Л. Груздева, А. Л. Козицын // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 7—1. — С. 118—121.
- Окуловский, О. И. Компетенции и компетентностный подход в обучении [Текст] / О. И. Окуловский // Молодой ученый. — 2012. — № 12. — С. 499—500.
- Сафонова, Т. Н. Развитие системы тестирования как формы контроля качества обучения в условиях перехода к кредитно-модульной системе [Текст] / Т. Н. Сафонова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики». — Балашиха: «Де-По», 2012. — С. 84—89.
- Сперанская, Н.И. и др. К вопросу об оценивание знаний студентов в ВУЗе: отметка, оценка, рейтинг, мониторинг [Текст] / Н. И. Сперанская, О. Е. Яцевич // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2016. — № 5 (193). — С. 15—19.
- Шамсутдинова, Т. М. Формирование профессиональных компетенций студентов в контексте информатизации высшего образования [Текст] / Т. М. Шамсутдинова // Открытое образование. — 2013. — № 6 (101). — С. 36—44.
- Шихова, О. Ф. Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы [Текст] / О. Ф. Шихова // Образование и наука, 2013. — № 4 (103). — С. 40—57.
Ключевые слова
качество обучения, оценка, тестирование, критерии, образование, соответствие, требованияПохожие статьи
Критерии оценки готовности педагогических работников к проведению экспертизы интернет-контента
В статье обосновывается необходимость применения педагогическими работниками экспертизы образовательного интернет–контента для определения его соответствия целям и задачам учебно-воспитательного процесса. В рамках оценочно-результативного компонента ...
Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»
В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...
Актуальные проблемы оценки качества образования в вузе
В статье рассматриваются проблемы оценки качества образования в высших учебных заведениях. Автор указывает основные направления образовательной политики, обусловливающие необходимость разработки объективных систем оценивания качества образования в ву...
Усовершенствование процесса обучения, направленного на формирование и развитие педагогического мастерства будущего преподавателя профессионального колледжа
В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного...
Оценка эффективности реализации программы методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в современных условиях
В статье дана оценка эффективности реализации модели методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Автором представлены результаты формирующего эксперимента по внедрению модели методического сопровождения деят...
Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения
В статье поднята проблема определения качества образования и комплексного оценивания образовательной деятельности дошкольного учреждения в методологическом и теоретическом аспекте. Определены основные параметры для оценки качества образовательной дея...
Особенности обучения иностранным языкам в системе дополнительного образования
Система дополнительного образования создана прежде всего для того, чтобы повысить квалификацию и тем самым предоставить возможности для карьерного роста и разнообразные профессиональные перспективы. Данная статья посвящена специфике формирования и ра...
Качество дошкольного образования и формирование подходов к его оценки в условиях введения ФГОС
В статье поднята проблема определения качества дошкольного образования в методологическом и теоретическом аспекте. Рассмотрен потенциал основных подходов к оценке качества дошкольного образования.
Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...
Особенности применения стоимостного подхода при разработке системы управления качеством производственного предприятия
В статье изложены основные принципы стандартизации бизнес-процессов в системе управления качеством производственного предприятия, на основе применения стоимостного подхода. С целью выявления общих тенденций в развитии системы стандартизации современн...
Похожие статьи
Критерии оценки готовности педагогических работников к проведению экспертизы интернет-контента
В статье обосновывается необходимость применения педагогическими работниками экспертизы образовательного интернет–контента для определения его соответствия целям и задачам учебно-воспитательного процесса. В рамках оценочно-результативного компонента ...
Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»
В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...
Актуальные проблемы оценки качества образования в вузе
В статье рассматриваются проблемы оценки качества образования в высших учебных заведениях. Автор указывает основные направления образовательной политики, обусловливающие необходимость разработки объективных систем оценивания качества образования в ву...
Усовершенствование процесса обучения, направленного на формирование и развитие педагогического мастерства будущего преподавателя профессионального колледжа
В данной статье рассмотрены способы решения проблемы подготовки учителей, удовлетворяющих требованиям современного образовательного процесса, а также раскрывается разработанная модель процесса организации и реализации учебного процесса, направленного...
Оценка эффективности реализации программы методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в современных условиях
В статье дана оценка эффективности реализации модели методического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Автором представлены результаты формирующего эксперимента по внедрению модели методического сопровождения деят...
Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения
В статье поднята проблема определения качества образования и комплексного оценивания образовательной деятельности дошкольного учреждения в методологическом и теоретическом аспекте. Определены основные параметры для оценки качества образовательной дея...
Особенности обучения иностранным языкам в системе дополнительного образования
Система дополнительного образования создана прежде всего для того, чтобы повысить квалификацию и тем самым предоставить возможности для карьерного роста и разнообразные профессиональные перспективы. Данная статья посвящена специфике формирования и ра...
Качество дошкольного образования и формирование подходов к его оценки в условиях введения ФГОС
В статье поднята проблема определения качества дошкольного образования в методологическом и теоретическом аспекте. Рассмотрен потенциал основных подходов к оценке качества дошкольного образования.
Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...
Особенности применения стоимостного подхода при разработке системы управления качеством производственного предприятия
В статье изложены основные принципы стандартизации бизнес-процессов в системе управления качеством производственного предприятия, на основе применения стоимостного подхода. С целью выявления общих тенденций в развитии системы стандартизации современн...