Индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания
Авторы: Матафонова Татьяна Николаевна, Емельяненко Елизавета Андреевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 16.01.2021
Статья просмотрена: 1292 раза
Библиографическое описание:
Матафонова, Т. Н. Индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания / Т. Н. Матафонова, Е. А. Емельяненко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16326/ (дата обращения: 19.12.2024).
Дети, в отличие от взрослых не устают поражать своим своеобразным поведением, индивидуальными способностями. Однотипных детей нет, все разные, но задачи обучения и воспитания остаются одинаковыми для всех.
Перед педагогом стоит вопрос, как найти подходящий подход к тому или иному ребенку, учесть индивидуальные особенности каждого для наилучшего результата формирования его личности. Любое воздействие на ребенка осуществляется путем индивидуального подхода, беря во внимание его личные особенности, способности и внутренние установки, без учета которых невозможен процесс воспитания и обучения.
Формирование личности не может проходить вне общества. Только в коллективе ребенок может показать свои способности, творческий потенциал, раскрыть особенности своего характера.
Некоторые дети отличаются от своих сверстников, имеют отклонения в поведении. Их поведение выходит за рамки допустимых шалостей и проступков. Они не желают учиться, нарушают дисциплину, плохо поддаются обучению. Такая категория детей нуждается в индивидуальном подходе, требует особого внимания и участия окружающих. Индивидуальный подход направлен на искоренение негативных свойств личности и укрепления положительных качеств, требующий от педагога много умений и большого терпения. Задачи воспитания, стоящие перед педагогом, работающим с группой детей, решаются им методом педагогического воздействия на каждого ребенка, учитывая его психологические особенности, знания, а также условия проживания. Своевременное выявление негативных взаимоотношений между детьми позволяет педагогу оказать позитивное влияние на его развитие.
Целью воспитания должно быть стремление сформировать гармонически развитую личность с творческим мышлением, желающую познавать что-то новое, прекрасное. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему обучения и воспитания. Это, прежде всего, дифференцированный подход к детям: знать, понимать, любить ребенка, умение педагога размышлять и анализировать.
Ребенок — это отдельный субъект собственного развития, имеющий свою самоцель. В процессе воспитания и обучения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности его личности. По мере взросления у индивида меняется характер деятельности, мышление, расширяется круг интересов, запросов. В нём постепенно формируется личность со своими взглядами и убеждениями. При этом в каждом возрасте существуют свои ограничения в развитии. Например, в детские и юношеские годы наиболее развиты мыслительные способности и память. Если же, в этот период, не развивать мышление и память, то в будущем будет иногда и невозможно наверстать упущенное.
В младшем школьном возрасте познавательная деятельность происходит преимущественно в процессе обучения. Дети познают что-то новое, постигают сферы общения, как с взрослыми, так и со сверстниками, а также отличаются своей неорганизованностью, неустойчивостью. Их внимание не произвольно, не достаточно устойчиво и ограниченно по объему. Произвольное внимание развивается постепенно, наряду с другими функциями, такими как: мотивация к учебной деятельности, чувством ответственности за успех в учении. Обучение должно быть построено так, чтобы ребенок смог показать индивидуальные возможности. Индивидуализация учения дает возможность педагогу увидеть особенности психофизиологического развития ребенка, его достоинства и недостатки, исходя из этого, строить образовательный процесс.
Средний школьный возраст характеризуется общим подъемом жизнедеятельности. Его называют переходным возрастом, переходом от детства к юности. Для этого возраста характерна повышенная возбудимость, нервозность. Подросток более восприимчив к окружающей среде, поступки целенаправленны, организованы, а также присутствует некая специфическая избирательность. Мышление становится более последовательным, зрелым, систематическим. Заметна тенденция к правильному, логическому обоснованию чего-либо, доказательным рассуждениям. Часто ребенок в этом возрасте воспринимается как уже сформировавшаяся личность со своими индивидуальными особенностями характера. Во время учебной деятельности в них формируется склонность ориентироваться на наиболее успешных учеников, как на некий эталон. В случае напряженных ситуаций в школе, семье ученик концентрирует свое внимание на конфликте, а учебу переносит на второй план. Согласно возрастным особенностям волевые усилия подростка часто не соответствуют его желаниям и стремлениям. Стимуляция к обучению со стороны родителей и педагога является внешним мотивом побуждения к получению хорошей отметки и одобрения со стороны взрослых. Его внутренние мотивы направлены на общение со сверстниками, стремление занять определенное, значимое место в их кругу.
Когда проявляются нарушения в поведении, такие как неуспеваемость, по учебным предметам, невыполнение домашнего задания, пропуски в школе подросток считается трудным в воспитательном отношении. Он провоцирует конфликты с учителями, сверстниками, с семьей, отказывается выполнять требования старших. К факторам, побуждающим к такому поведению можно отнести природные особенности личности подростка, возрастные особенности, особенности семейных отношений, положение его в классном коллективе, социальные условия жизни.
Задача педагога — оказание индивидуальной помощи в решении проблем воспитанника, создание специальных условий для позитивного раскрытия, повышения статуса, стимулирования саморазвития личности, а так же приобретение знаний, удовлетворение потребностей и интересов.
Индивидуальная помощь — это осознанная попытка помочь человеку приобрести знания, установки, умения, необходимые для удовлетворения его позитивных потребностей и интересов и удовлетворения потребностей и интересов других людей, в осознании и в необходимых случаях изменении человеком своих ценностей и установок, в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации, в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия, в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам, в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму, в выработке стратегий адаптации и обособления в социуме [1, с. 192]
На практике используются три технологии индивидуальной помощи подросткам:
− технология профилактики, которая направлена на предупреждение, устранение различного рода социальных отклонений. Форма работы групповая или индивидуальные беседы.
− технология психолого-педагогического сопровождения, которая направлена на индивидуальную поддержку. Это сбор информации, психолого-педагогическая диагностика, разработка рекомендаций для педагогов, родителей.
− технология социально-педагогической реабилитации, которая направлена на проведение системы мероприятий. Мероприятия разрабатываются специалистом, которые организуют контроль воспитания и поведения подростка, их социальную поддержку.
Используя эти технологии, решаются задачи выявления педагогами и родителями причин отклоняющегося поведения, вырабатываются способы устранения девиаций.
В подростковом возрасте идет социальное и нравственное формирование личности. От того какой нравственный опыт приобретет подросток, будет складываться его личность в дальнейшем. Педагогам необходимо понимать особенности развития и поведения современных подростков, умение ставить себя на его место в противоречивые условия современной, реальной жизни.
В старшем школьном возрасте происходит выработка собственного мировоззрения. Старшеклассники имеют уже собственные убеждения, готовы к самоутверждению, самоопределению, к активному осмыслению своего будущего. Отношение к предметам становится избирательным. Мотивы поведения более сознательные. Дети старших классов оценивают учебный процесс с точки зрения своего будущего, иначе смотрят на школу. Выбор профессии способствует формированию учебных интересов. Возникает потребность разобраться в самом себе и окружающем мире, найти смысл происходящего. В отличие от подростков они более самокритичны, что помогает объективно контролировать свое поведение.
Педагогу важно понимать, что отношения с воспитанниками должны строиться на основе диалога и доверительных отношениях. Дети нуждаются в постоянном общении друг с другом и с взрослыми. Посредством беседы педагог может вместе с детьми анализировать различные события их жизни, узнавать их точку зрения на происходящее. Доверительные отношения позволяют педагогу видеть ребят с различных сторон в разных ситуациях. В итоге для педагога появляется возможность для изучения внешних и внутренних процессов, происходящих в их среде.
Чтобы изучить индивидуальные особенности каждого ребенка в отдельности требуется немало времени и систематических наблюдений. Для этой цели педагогу необходимо вести индивидуальные дневники наблюдений на каждого воспитанника, в котором фиксируется особенности поведения ребенка, периодически обобщая результаты своих наблюдений. В дальнейшем, полагаясь на собранный материал, педагог выстраивает свою работу с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Все дети разные, у каждого ребенка свой уровень развития, свои психологические особенности, умственные способности и возможности. Педагог должен знать особенности каждого ребенка, для того чтобы правильно выстраивать работу с ним, способствовать всестороннему развитию его личности. Если деятельность педагога основана на глубоких знаниях возрастных этапов развития человека, умения видеть его внутренний мир, тогда он успешно выполняя задачи воспитания и обучения, взрастит полноценную личность для современного общества.
Важнейшей формой проявления жизни человека является деятельность, его отношение к окружающей действительности. Деятельность должна быть целенаправленной, осознанной. Только делая что-то человек, проявляет свою индивидуальность, способности, свое отношение к окружающим людям, свои интересы. Для формирования личности подрастающего поколения необходимы новые подходы, средства, технологии, соответствующие индивидуальным особенностям обучающегося, максимально реализующие их интересы, способности и склонности. Индивидуально-дифференцированному подходу к детям, в образовательном учреждении должно уделяться достаточно времени. Большое значение имеет составление методик о способах и подходах к детям с отставаниями в психическом и физическом развитии. Индивидуальная помощь должна заключаться в организации жизнедеятельности воспитанника, решения его возрастных задач при столкновениях с опасностями, характерными для того или иного возраста. Необходимо следовать всем правилам и параметрам при воспитании и обучении подрастающего поколения, чтобы дети были здоровы, успешны, подготовлены к различным жизненным ситуациям.
Литература:
- Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.: под ред. М. А. Галагузовой, — 2-е изд., стереотип, — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 192 с.