Применение тьюторских технологий как фактор формирования интереса школьников к изучению русского языка и литературы
Автор: Сур Анастасия Евгеньевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 20.01.2021
Статья просмотрена: 76 раз
Библиографическое описание:
Сур, А. Е. Применение тьюторских технологий как фактор формирования интереса школьников к изучению русского языка и литературы / А. Е. Сур. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16338/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье автор рассматривает влияние применения тьюторских технологий во время и вне учебных занятий на формирование у школьников интереса к изучаемому предмету (русский язык и литература).
Ключевые слова : тьютор, тьюторское сопровождение, общеобразовательная школа, урок русского языка и литературы, внеурочная деятельность.
Тьюторское сопровождение — это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
Организация деятельности тьютора в школе определяется соответствующей нормативной базой. Основополагающим документом является квалификационная характеристика тьютора (приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009), согласно которой тьютор имеет следующие должностные обязанности:
− Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
− Оценивает имеющиеся у тьюторанта ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;
− Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения;
− Организует взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана;
− Организует взаимодействие с родителями по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся;
− Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования;
− Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей;
− Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона;
− Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения;
− Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося;
− Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы, учитывая успешность самоопределения обучающихся.
Таким образом, тьюторское сопровождение — это долгосрочный и непрерывный процесс. Непрерывное тьюторское сопровождение детей позволит осмыслить педагогу свою роль в личностном росте обучающегося и приобрести опыт грамотного подбора форм взаимодействия.
Одним из важнейших, на наш взгляд, аспектом влияния на формирование интереса школьника к изучению предметов является участие во внеурочных мероприятиях. В гимназии 118 (г. Ростов-на-Дону), на базе которой проводилось исследование, осуществляет свою деятельность литературно-театральный Чеховский клуб. Участниками клуба являются как школьники, так и педагоги. Это помогает не только углубить знания детей в определенной предметной области, но и вовлечь их в учебный процесс. Дети, задействованные в деятельности клуба, принимают более активное участие в уроках литературы, развиваются и стимулируют к развитию других одноклассников. Чеховский клуб «Классика» во многом напоминает детям живой организм, который вместе с ними может чувствовать: радоваться и переживать, поддерживать людей, причастных к нему, в моменты необходимости.
История создания клуба такова: в 2010 году группа учеников, интересовавшихся литературой, вместе со своим учителем отправились в небольшую поездку в город Таганрог. После возвращения в школу и обсуждения поездки, ее участники единогласно пришли к мнению, что результат небольшого, но насыщенного и увлекательного путешествия надо закрепить. Так и было принято решение создать клуб. После обсуждений было принято решение клубу название, создать герб, определить день заседаний, их формат, а также правила вступления в клуб. Примечательно, что в обсуждениях принимали участие преимущественно дети. И создание клуба, который функционирует до сих пор, — их идея.
Каждое заседание для членов Клуба приравнивается к маленькому празднику. Среди будних, загруженных уроками, домашними заданиями и подготовкой к экзаменам, иметь возможность в кругу единомышленников поговорить о литературе, поиграть в творческие и развивающие игры, организовать театральную постановку — это то, что учащиеся очень ценят. Такая деятельность не только прививает интерес к предмету, но и интерес к учебе в целом. Заседания строятся в клубе по особой трехчастной структуре: лекция, развлечение, сюрприз. Именно поэтому школьники, члены клуба, каждый раз идут на заседание в предвкушении чего-то нового и интересного, и каждый раз уходят довольными.
Благодаря существованию клуба проводятся образовательные практики в станицу Вешенскую и город Таганрог. Регулярно члены клуба выезжают в эти места и полностью погружаются в ту атмосферу, когда жили и творили писатели. Школьники посещают увлекательнейшие экскурсии, изучают творчество А. П. Чехова и М. А. Шолохова, пишут исследовательские работы по возвращению из поездки. В рамках перехода на дистанционное образование данные поездки можно заменить виртуальными экскурсиями по литературным местам.
Одни из самых ярких событий из деятельности клуба, которые все обучающиеся ждут с нетерпением, — это спектакли, которые члены клуба ставят каждый год под руководством педагогов. Спектакль — это не то, что ставится за пару дней. И даже пары месяцев будет недостаточно. С самого начала учебного года ведутся приготовления к спектаклю, пишется сценарий, подбираются роли и так далее. Постановка спектакля — это очень трудоёмкий процесс, которые нельзя недооценивать. Но члены клуба каждый год справляются с этим на «ура».
Каждый год к клубу присоединяются новые участники. Дети с удовольствием изучают литературу и посещают внеурочные мероприятия.
Даже в рамках дистанционного образования, мы уверены, при поддержке грамотных педагогов и тьюторов школьники с успехом могут посещать внеурочные занятия по литературе и другим предметам. Ведь дистанционное обучение — это множество новых возможностей, которые не перестают нас удивлять.
Ключевые слова
тьютор, общеобразовательная школа, внеурочная деятельность, тьюторское сопровождение, урок русского языка и литературыПохожие статьи
Организация внеаудиторной работы студентов как мотивация к изучению английского языка в техническом ВУЗе
В статье рассматривается использование активных методических приемов с целью повышения мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в техническом ВУЗе.
Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности по русскому языку и литературе в 9–11-х классах
Статья транслирует опыт учителя русского языка и литературы по тьюторскому сопровождению исследовательской и проектной деятельности по филологии и лингвистике в старших классах (векторы и рекомендации).
Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом вузе
В статье рассматривается проблема мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, ее истоки и один из путей решения: организация публичных конкурсов с творческой и языковой составляющими.
Использование лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку в техническом вузе
В статье рассматривается особенности лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку и обосновывается его эффективность в формировании языковой и социокультурной компетенции у будущего специалиста технического профиля.
Использование метода проектов при организации внеклассной деятельности по иностранному языку для раскрытия личностного потенциала учащихся
В статье автор исследует эффективность метода проектов в организации внеклассной деятельности по иностранному языку с целью раскрытия личностного потенциала учащихся.
О роли русского языка в формировании профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел
В статье рассматривается роль русского языка в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также необходимость обучения языку специальности и культуре речи.
Прикладные методики в преподавании английского языка. Повышение мотивации учащихся в изучении иностранных языков
В статье описываются примеры эффективных способов мотивации и привлечения внимания учащихся к изучению иностранных языков.
Внеаудиторные мероприятия на иностранном языке как средство повышения мотивации к изучению культуры другой страны
В статье рассматриваются виды внеаудиторных мероприятий, способствующие повышению мотивации к изучению иностранных языков и расширению культурологического кругозора студентов.
Применение аутентичных видеоматериалов в качестве средства обучения говорению на иностранном языке
В статье рассматривается понятие аутентичности видеоматериалов, а также возможность их использования в ходе урока иностранного языка, их преимущества и эффективность при обучении говорению на иностранном языке.
Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе
В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.
Похожие статьи
Организация внеаудиторной работы студентов как мотивация к изучению английского языка в техническом ВУЗе
В статье рассматривается использование активных методических приемов с целью повышения мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в техническом ВУЗе.
Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности по русскому языку и литературе в 9–11-х классах
Статья транслирует опыт учителя русского языка и литературы по тьюторскому сопровождению исследовательской и проектной деятельности по филологии и лингвистике в старших классах (векторы и рекомендации).
Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом вузе
В статье рассматривается проблема мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, ее истоки и один из путей решения: организация публичных конкурсов с творческой и языковой составляющими.
Использование лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку в техническом вузе
В статье рассматривается особенности лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку и обосновывается его эффективность в формировании языковой и социокультурной компетенции у будущего специалиста технического профиля.
Использование метода проектов при организации внеклассной деятельности по иностранному языку для раскрытия личностного потенциала учащихся
В статье автор исследует эффективность метода проектов в организации внеклассной деятельности по иностранному языку с целью раскрытия личностного потенциала учащихся.
О роли русского языка в формировании профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел
В статье рассматривается роль русского языка в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также необходимость обучения языку специальности и культуре речи.
Прикладные методики в преподавании английского языка. Повышение мотивации учащихся в изучении иностранных языков
В статье описываются примеры эффективных способов мотивации и привлечения внимания учащихся к изучению иностранных языков.
Внеаудиторные мероприятия на иностранном языке как средство повышения мотивации к изучению культуры другой страны
В статье рассматриваются виды внеаудиторных мероприятий, способствующие повышению мотивации к изучению иностранных языков и расширению культурологического кругозора студентов.
Применение аутентичных видеоматериалов в качестве средства обучения говорению на иностранном языке
В статье рассматривается понятие аутентичности видеоматериалов, а также возможность их использования в ходе урока иностранного языка, их преимущества и эффективность при обучении говорению на иностранном языке.
Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе
В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.