Практико-ориентированный подход в профессиональном обучении
Автор: Поварова Лия Вадимовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 01.02.2021
Статья просмотрена: 618 раз
Библиографическое описание:
Поварова, Л. В. Практико-ориентированный подход в профессиональном обучении / Л. В. Поварова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16364/ (дата обращения: 16.11.2024).
Повышению эффективности образовательного процесса способствует ориентация на практические занятия, при этом мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности решать практические задачи. При формировании профессиональных компетенций через практическую направленность необходимо использовать последовательное усложнение, а такжеметоды активного и интерактивного обучения, реализуемые в рамках как традиционных, так и инновационных методов обучения.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, профессиональные задачи, деятельностно-компетентностный подход, поэтапный подход.
Практико-ориентированное обучение позволяет подготовить специалиста с более сформированными компетентности за счёт насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая студентам оценивать значимость и практическую востребованность приобретаемых знаний, умений. Профессионально-ориентированный подход в подготовке специалистов рассматривается как ориентация учебного процесса на конечный продукт профильного образования, в котором конкретизированы компетентности, формируемые у студентов в ходе работы с учебной информацией. При реализации данного подхода необходимо предлагать студентам конкретные профессиональные задачи, связанные с действительностью и последовательно их усложнять; так же надо учитывать особенности профессиональной деятельности, необходимо интегрировать знания, методы различных областей науки и практики.
В нашем колледже подход к обучению, направленный на профессиональную деятельность обучающихся применяется всем педагогическим коллективом и с самого начала обучения студентов.
На первом этапе происходит адаптация к образовательному пространству. На своих занятиях я стараюсь формировать у студентов такие культурные потребности и запросы, которые помогли бы им более полно осознать социальную значимость выбранной профессии, что способствует повышению мотивационной составляющей образовательного процесса. При этом широко используется анкетирование, знакомство студентов с современными достижениями в профессиональной сфере, метод прогнозирования, ролевые игры.
Далее происходит начало специализации, в результате этого процесса профессиональная мотивация студентов усиливается и углубляются. Приоритетным направлением является предоставление самостоятельности в определении задач профессионального и личностного роста студента. Задания практических работ должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность. Образовательный процесс я стараюсь организовывать таким образом, чтобы студент не просто закреплял теоретические знания учебного материала, а учился прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность. Для данного этапа целесообразно применять ситуационные задачи, когда студенты часто работают малыми группами по 4–5 человек, и где в основу работы положен диалог. [1, с. 86]
Однако для закрепления полученных знаний, необходимо овладение практическими умениями, которые отрабатываются в ходе освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики, при этом студенты могут самостоятельно оценить не только уровень своего профессионализма, но и активность своей личностной позиции.
На заключительном этапе студент приобретает способность самостоятельно планировать и осуществлять профессиональную деятельность, подбирать стандартные методы и способы решения профессиональных задач, оценивать, насколько они будут эффективны в данных условиях, принимать правильное решение и в нетипичных ситуациях. К данному этапу обучения относится: производственная практика по направлению профессиональной деятельности, сдача квалификационного экзамена по профессиональному модулю; преддипломная практика и государственная итоговая аттестация в форме защиты дипломного проекта, сдачи демонстрационного экзамена.
Преподаватель может детализировать этапы, показывая, как нужно вести тот или иной этап, а обучающиеся копируют его действия в обстановке, максимально приближенной к производственной.
На практических занятиях применяются образовательные технологии, позволяющие смоделировать фрагменты профессиональной деятельности или в максимальной мере приблизиться к ним. Используются как игровые, так и неигровые методы активного обучения: имитация, разыгрывание ролей, деловые игры, упражнения-действия по алгоритму, решение ситуационных задач. Примером практико-ориентированных задач по дисциплине «Санитария и гигиена парикмахерских услуг» для специальности «Технология парикмахерского искусства» могут служить следующие задачи. 1. К 120 г 40 % -го раствора этилового спирта добавили 40 г безводного этилового спирта. Найдите массовую долю этилового спирта в полученном растворе. 2. Сделайте вывод о возможности применения полученного раствора для обработки кожи рук и других участков тела в случае попадания биоматериала на одежду, в ротовую полость, при повреждении кожи, если известно, что для снижения вероятности заражения рекомендуется использовать в таких случаях 70 % этиловый спирт. Сколько граммов хлорамина — Б и воды нужно взять, чтобы приготовить 1 л раствора, массовая доля хлорамина — Б в котором составляет 1 % для дезинфекции изделий, не соприкасающихся с кровью и поверхностей в помещениях.
На практических занятиях воспроизводятся простые ситуации: одни студенты исполняют роли клиентов, другие — роли мастера — парикмахера. Таким образом, обстановка максимально приближается к действительности.
Более широкий подход при изучении различных дисциплин (общеобразовательных и профильных) — применение профессионально-ориентированных технологий обучения, ориентированных на будущую профессиональную деятельность студентов или их элементов, направленных на частичное моделирование профессиональной среды. Однако, изучая различные дисциплины, студенты сталкиваются с трудностями, которые могут возникнуть в процессе работы. Необходимо обращать внимание на эти трудности. Например, при изучении таких дисциплин, как «Санитария и гигиена парикмахерских услуг», «Физиология кожи и волос» по профессии «Парикмахер», студент может быть не готов психологически вынести обслуживание клиента с различным состоянием волос или обладает профессиональной некомпетентностью по определённому вопросу. Будущие парикмахеры должны уметь самостоятельно выполнять практические манипуляции по определению кожных болезней у клиентов, профилактике распространения инфекционных заболеваний.
Преподаватель должен ориентировать студентов на выполнение алгоритма манипуляций, соблюдение техники безопасности и само и взаимоконтроль действий студентов.
Такие занятия способствуют погружению обучающегося в профессиональную деятельность и закреплению практических умений, развитию профессиональных компетенций и ответственности за результат своей деятельности. В ходе опроса четко выявляются междисциплинарные связи. Например, будущим парикмахерам на этапе отработки практических манипуляций многим студентам нужна помощь в корректировке действий во время осмотра на педикулёз и других кожных заболеваний, составление алгоритма дезинфекции и в приготовление рабочих растворов заданной концентрации. Можно не спешить подсказать студенту готовое решение или исправить допущенную ошибку, а наблюдать за действием студента, одобрить или предупредить студента о возможной неудаче, предложить вспомогательные вопросы. Предложить студентам находить ошибки путем наблюдения за работой или утвердить роль эксперта-студента. Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход. [1, с. 23]
Профессиональное становление студента — это процесс проявления желания работать или продолжить образование по избранной специальности. Стремление преподавателя при использовании практико-ориентированного подхода найти разумный баланс между академической и практической составляющими профессиональной подготовки, в конечном результате приводит к повышению качества подготовки специалистов.
Сегодня мы обязаны задумываться над тем, что ожидает наших студентов. Работодателям нужна не квалификация, которая, представляет собою ряд задач и видов деятельности, а компетентность, как соединение навыков, свойственных каждому конкурентно-способному специалисту, умеющему работать в группе, инициативного, ответственно принимающего решения и отвечающего за их последствия.
Литература:
1. Гайнеев Э. Р. «Деятельностно-компетентностный подход в профессиональном обучении // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов.- Екатеринбург: СВ — 96, 2012. Вып. 7.
2. Ефремова Н. Ф. «Компетенции в образовании: формирование и оценивание». — М.: Национальное образование, 2018.
Ключевые слова
практико-ориентированное обучение, профессиональные задачи, деятельностно-компетентностный подход, поэтапный подходПохожие статьи
Организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход — методологическая основа стандартов основного общего образования нового поколения. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения явля...
Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий
В работе изучаются интерактивные методы обучения, используемые при формировании коммуникативных УУД. Современный этап развития образовательной системы предполагает использование в учебной деятельности всего спектра существующих современных технологий...
Развитие коммуникативной компетенции молодых учителей в период первичной профессионализации
Принято считать, что молодые учителя приходят в школу уже со сформированными коммуникативными компетенциями и что нужно их только развивать. Практика показывает обратное. Молодой учитель после института, не имея опыта общения с современными учениками...
Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению»
Рассматривается сущность личностно-ориентированного подхода и творческого процесса, которые направлены на совершенствование учебного процесса. Охарактеризованные подходы, способы и приемы также способствуют развитию познавательной деятельности разног...
Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе
В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...
Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода
В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...
Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе
Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...
Использование технологии критического мышления при обучении орфографии
В исследовательской работе рассматривается технология критического мышления, в основе которого лежит творческое сотрудничество учителя и учащихся, результатом чего служит повышенный интерес к учебному процессу. Раскрываются особенности использования ...
Изучение русского языка в иностранных группах
В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.
Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии
В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.
Похожие статьи
Организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход — методологическая основа стандартов основного общего образования нового поколения. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения явля...
Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий
В работе изучаются интерактивные методы обучения, используемые при формировании коммуникативных УУД. Современный этап развития образовательной системы предполагает использование в учебной деятельности всего спектра существующих современных технологий...
Развитие коммуникативной компетенции молодых учителей в период первичной профессионализации
Принято считать, что молодые учителя приходят в школу уже со сформированными коммуникативными компетенциями и что нужно их только развивать. Практика показывает обратное. Молодой учитель после института, не имея опыта общения с современными учениками...
Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению»
Рассматривается сущность личностно-ориентированного подхода и творческого процесса, которые направлены на совершенствование учебного процесса. Охарактеризованные подходы, способы и приемы также способствуют развитию познавательной деятельности разног...
Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе
В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...
Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода
В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...
Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе
Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...
Использование технологии критического мышления при обучении орфографии
В исследовательской работе рассматривается технология критического мышления, в основе которого лежит творческое сотрудничество учителя и учащихся, результатом чего служит повышенный интерес к учебному процессу. Раскрываются особенности использования ...
Изучение русского языка в иностранных группах
В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.
Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии
В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.