Научно-методическое сопровождение планирования учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учебном заведении
Авторы: Маликов Рустам Шайдуллович, Арсланова Гульнара Махияновна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 13.02.2021
Статья просмотрена: 80 раз
Библиографическое описание:
Маликов, Р. Ш. Научно-методическое сопровождение планирования учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учебном заведении / Р. Ш. Маликов, Г. М. Арсланова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16392/ (дата обращения: 18.12.2024).
Проблема составления учебно-воспитательного плана общеобразовательного учебного заведения требует постоянного совершенствования. Ответственное лицо за составление плана должен четко представлять цели и задачи предстоящего учебного года, владеть умением анализировать недостатки прошлого учебного года в реализации учебно-воспитательного плана, знать методы, методику, принципы составления, которые частично раскрыты в настоящей статье.
Ключевые слова: управление, учебно-воспитательный план, процесс, участники образовательного процесса, мероприятия, методы, принципы.
Планирование учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе имеет свою специфику и требует определенного научного подхода. При планировании учебно-воспитательной работы используются различные методы. Например, ряд эмпирических методов, которые позволяют изучить личности как учащихся, так и учителей. Чтобы эффективно планировать учебно-воспитательную работу на следующий учебный год, руководители школы должны хорошо знать своих учеников, их уровень знаний и воспитанности, классные коллективы, их сплоченность, коллектив учителей, их работоспособность, интересы, желания, требования, эмоционально-психологический климат, мотивы деятельности и т. д.
Одним из самых доступных методов является наблюдение , которое позволяет целенаправленно негласно добывать информацию о каждом ученике, классном коллективе, каждом учителе и коллективе учителей в целом. Методом наблюдения можно получить информацию о количестве присутствующих детей и учителей, школьной форме, готовности к обучению, готовности учителя к уроку и т. д.
Метод беседы также позволяет получить много информации, смотря какую цель поставит руководитель школы. Беседа может быть изучающей , а также воздействующей . Беседа с целью изучения может быть проведена как в коридоре, так и в кабинете руководителя. Она может быть по протяженности кратковременной и долговременной, по количественному составу участников индивидуальной, коллективной или частично-выборочной. В результате взаимодоверительной беседы руководитель школы может получить информацию о рабочем настрое участников образовательного процесса, их желаниях по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, морально-психологической атмосфере, царящем в коллективах и внутри отдельно взятых личностей и т. д.
Правдивые результаты дают также анкетирование, тестирование, интервью и др. Перечисленные методы позволяют не только изучить личности участников образовательного процесса и их мнения о различных мероприятиях, проводимых в школе, но и качественно улучшить состояние учебно-воспитательной работы. Наряду с раскрытием внутреннего мира каждого участника образовательного процесса, их индивидуальных особенностей, настроя на взаимодействие, эти методы позволят определить мероприятия для качественного улучшения учебно-воспитательной работы в школе, соответственно планировать мероприятия в учебно-воспитательном плане.
Для того, чтобы правильно спланировать учебно-воспитательный план с целью большей эффективности, необходимо узнать отношение к этим мероприятиям участников образовательного процесса. Дети и педагоги с удовольствием участвуют во многих тестированиях, которые проводятся на различные темы, включая, как выясняющие морально-психологические характеристики тестируемых, так и способствующие выяснению личностного отношения к тем или иным учебно-воспитательным мероприятиям. Данные тесты также позволяют личности узнать больше о себе, насколько она обладает общественными характеристиками, а также над чем следует работать для устранения недостатков, а руководителям школы — запланировать такие мероприятия для всего коллектива.
Мастерство исследователя состоит в правильном отборе тестов среди множества. Правильно отобранный тест будет также способствовать определению путей и средств, организации самовоспитания. Тесты могут способствовать воспитанию положительных качеств и работе над ликвидацией недостатков. Тесты разработаны и для учащихся, и для взрослых.
Существуют различные методики изучения личности учащихся, чтобы определить правильную тактику и стратегию воспитания:
– задание дописать предложение с развитием мысли, и таким образом получается мини-исследование в виде рассказа или сочинения на определенную тему, которое позволят определить, о чем думает личность и каково ее мнение по той или иной проблеме (например, «Я вчера сходил…»; «Летом я буду…»);
– сочинение на тему, которое определяется одним тезисом — обычно крылатым выражением (например, «Останься человеком» или «Будь человеком»;
– сочинение-противоположность на заданный тезис (например, «По жизни надо быть человеком» — «По жизни надо быть не человеком»; «Дали пощечину — подставь вторую щеку» — «Дали пощечину — дай ответ»);
– расставить самое важные человеческие качества по важности, таким образом учащиеся обогащают свои знания наилучшими качествами личности, которые следует воспитать в себе;
– «цвет моей души» — раскраска месяцев, недель, дней, времен суток разными цветами, которые способствуют раскрыть эмоциональный порыв учащихся;
– «характеристика моего одноклассника (учителя, классного руководителя, заместителя директора, директора…)» позволяет обобщить данные различных характеристик из первых уст, что открывает личность с новой стороны;
– «достоин быть лидером», характеризует лидерские качества одноклассников, раскрывает отношение к личности, определяет взаимоотношения, морально-психологический климат в коллективе и т. д.
Различные тематические игры и тренинги также способствуют определению межличностных взаимоотношений, психолого-педагогической корректировке имеющихся недостатков.
Данные методы позволяют определить темы и направление воспитания, регулировать взаимоотношения, создать благоприятный морально-психологический климат, сплотить коллектив, в целом правильно спланировать учебно-воспитательный план школы.
При планировании учебно-воспитательной работы руководители школы и класса опираются на определенные принципы . Проектировочная работа является составной частью деятельности руководителя. Проектирование учебно-воспитательной работы имеет свои цели, задачи, исходя из которых определяется, чем будут заниматься дети и взрослые в течение полугодия или года, формы и методы этой деятельности. Проект плана учебно-воспитательной работы включает также тематику мероприятий, время их организации и проведения, ответственных за организацию и выполнения, которыми могут быть учащиеся, учителя, родители, завучи, директор, учредители, спонсоры.
Учебно-воспитательный план — это модель деятельности школы, которая опирается на нижеследующие психолого-педагогические принципы :
– постановки цели четкой, конкретной, понятной, ясной;
– систематичности , которая предполагает определенный порядок, логические связи, представление плана частью целого;
– конкретики , предполагающей точную тематику действий;
– оптимизма , направленного вперед и поднимающего «боевой» дух участников образовательного процесса;
– совещательности — концентрации мнений большинства участников процесса;
– личностного подхода , уважительного отношения к личности участников образовательного процесса, создания условий для личностного развития;
– научности к явлениям действительности;
– непрерывности , означающей неразрывность учебно-воспитательного процесса;
– преемственности , неразрывной связи старого, нового и будущего, взаимосвязи всех участников учебно-воспитательного процесса;
– последовательности , предполагающей логическую выверенность всех учебно-воспитательных мероприятий;
– многообразия содержания и соответствующие формы и методы воспитания;
– единства учебного и воспитательного процесса;
– активности участников образовательно процесса;
– учета возрастных, личностных и гендерных особенностей воспитанников;
– единства общешкольного и классного плана учебно-воспитательной работы;
– возможности корректировки, изменения с учетом условий проведения учебно-воспитательных мероприятий;
– региональности , учитывающей местные условия.
Принципы лишь вышеназванными не ограничиваются. На составление учебно-воспитательного плана школы влияет множество факторов, поэтому возможны изменения в любое время учебного года, поэтому совершенствованию учебно-воспитательного плана школы пределов нет.
План будет интересен, когда к его составлению будут привлечен весь педагогический коллектив, учащиеся и родителей. Это означает учет мнений всех участников учебно-воспитательного процесса. В то же время план должен соответствовать законам РФ, Уставу школы, различным руководящим государственным документам, министерским приказам и инструкциям.
При составлении учебно-воспитательного плана необходимо учитывать условия сохранности жизни и здоровья участников образовательного процесса. При реализации учебно-воспитательного плана в течение учебного года необходимо рекомендовать взрослым лучше отказаться от проведения того или иного мероприятия, если существует угроза жизни и здоровью детей. Таким образом, составление учебно-воспитательного плана представляет собой сложный умственный и технический процесс, охватывающий все стороны школьной жизни.
Литература:
- Габдуллин Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. Казань: Татар. кн. изд-во, 1990. 206 с.
- Маликов, Р.Ш., Гумерова, Л. З. Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения // Вестник Университета Российской академии образования. М., 2008. № 3. С. 94–99.
Ключевые слова
управление, методы, принципы, процесс, Мероприятия, учебно-воспитательный план, участники образовательного процессаПохожие статьи
Повышение качества учебного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования на уроках биологии
В статье рассматривается эффективность и результативность внедрения ФГОС на уроках биологии в общеобразовательной школе; выделяются проблемы, стоящие на пути достижения требуемых результатов; рассматриваются разные методы и пути их преодоления.
Система воспитательной работы как часть образовательного процесса в школе при исправительном учреждении
Материал статьи раскрывает некоторые особенности организации воспитательной работы с учащимися в условиях организации учебной деятельности в исправительном учреждении. Учебно-воспитательный процесс в исправительном учреждении требует реализации воспи...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической подд...
Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креат...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллект...
Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций
В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...
Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ
В статье раскрываются особенности информационной и методической поддержки педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, описаны основные задачи информационно-методического сопровожд...
Деятельностный подход в образовании как важный фактор формирования мотивации, знаний и развития личности обучающихся
В статье авторы рассматривают вопросы по формированию у обучающихся мотивации, знаний и развития личности с использованием деятельностного подхода в образовании. Для осуществления поставленных задач необходимо использовать разнообразные формы, методы...
Особенности патриотического воспитания в кадетском образовании
В статье показаны роль, значение и особенности патриотического воспитания в процессе обучения и воспитания, учащихся кадетских и военно-патриотических классов общеобразовательных школ города Москвы. Приведены примеры из трудовой (учебной) практики во...
Применение мониторинга с целью выявления и устранения недостатков в знаниях, умениях и навыках учеников средней школы на уроках иностранного языка
В статье выявляется роль мониторинга на уроках иностранного языка в средней школе в определении качества обучения. Демонстрируются его диагностические возможности, способы применения на уроках иностранного языка. Подчеркивается необходимость монитори...
Похожие статьи
Повышение качества учебного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования на уроках биологии
В статье рассматривается эффективность и результативность внедрения ФГОС на уроках биологии в общеобразовательной школе; выделяются проблемы, стоящие на пути достижения требуемых результатов; рассматриваются разные методы и пути их преодоления.
Система воспитательной работы как часть образовательного процесса в школе при исправительном учреждении
Материал статьи раскрывает некоторые особенности организации воспитательной работы с учащимися в условиях организации учебной деятельности в исправительном учреждении. Учебно-воспитательный процесс в исправительном учреждении требует реализации воспи...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической подд...
Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креат...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллект...
Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций
В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...
Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ
В статье раскрываются особенности информационной и методической поддержки педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, описаны основные задачи информационно-методического сопровожд...
Деятельностный подход в образовании как важный фактор формирования мотивации, знаний и развития личности обучающихся
В статье авторы рассматривают вопросы по формированию у обучающихся мотивации, знаний и развития личности с использованием деятельностного подхода в образовании. Для осуществления поставленных задач необходимо использовать разнообразные формы, методы...
Особенности патриотического воспитания в кадетском образовании
В статье показаны роль, значение и особенности патриотического воспитания в процессе обучения и воспитания, учащихся кадетских и военно-патриотических классов общеобразовательных школ города Москвы. Приведены примеры из трудовой (учебной) практики во...
Применение мониторинга с целью выявления и устранения недостатков в знаниях, умениях и навыках учеников средней школы на уроках иностранного языка
В статье выявляется роль мониторинга на уроках иностранного языка в средней школе в определении качества обучения. Демонстрируются его диагностические возможности, способы применения на уроках иностранного языка. Подчеркивается необходимость монитори...