Развитие творческой индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья в вокальной студии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, март 2021)

Дата публикации: 23.02.2021

Статья просмотрена: 290 раз

Библиографическое описание:

Батищева, О. А. Развитие творческой индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья в вокальной студии / О. А. Батищева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16410/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор представляет материалы из опыта работы со слабослышащими детьми в вокальной студии «Родничок».

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, вокальная студия, дополнительное образование.

В Конвенция ООН о правах инвалидов (Статья 24. Образование) сказано: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;

б) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме…». [4].

Инклюзивное образование в Российской Федерации можно признать одним из успехов среди всех реформ, осуществляемых в образовании детей.

Важное место в жизни детей с ОВЗ занимает проблема их социализации и интеграции в общество. Система дополнительно образования позволяет включать таких детей в образовательный процесс менее болезненно, чем в общеобразовательном учреждении.

Автор более десяти лет организует обучение вокальному пению слабослышащих детей. «Слабослышащие — дети страдающие понижение слуха (тугоухостью), в результате чего у них возникает нарушение речи… Слабослышащие дети имеют возможность с помощью слуха накопить некоторый запас слов». [5].

Вокальное пение может стать первой ступенькой эмоционального, умственного и нравственного развития слабослышащих детей. Пение является одним из действенных средств развития ребенка. И задача педагога помочь каждому ребёнку с ОВЗ получить навыки социального общения.

Обучение детей с ОВЗ осуществляется по авторским общеобразовательным общеразвивающим программам «Музыка в каждом» и «Ступени роста». Срок обучения по каждой программе — 2 года. Содержание образовательной программы адаптируется под каждого конкретного ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что пение — это вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью детей проходит наиболее эффективно (развивается дыхание, голос, формируется чувство ритма и темпа речи, улучшается дикция, координируется слух и голос, тренируется память).

Каждая программа состоит из четырёх разделов:

− Пение учебно-тренировочного материала (упражнения на дыхание, звукоизвлечение, дикцию, артикуляцию, развитие слуха, ритмические упражнения).

− Вокальная работа (виды вокального пения, работа над репертуаром, разучивание вокальных произведений в сопровождении фортепиано).

− Слушание музыки (прослушивание детских песен современных композиторов, просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением, посещение концертов в учреждении, знакомство с различными видами вокального пения).

− Творческие занятия (самостоятельное исполнение произведений, совместные занятия со студийцами).

На занятиях, как вокальным пением, так и любой другой деятельностью с ребёнком с ОВЗ, в первую очередь необходимо установить с каждым обучающимся эмоциональный контакт. На основе такого контакта затем строится взаимодействие между педагогом и ребёнком, между всеми детьми, занимающимися в студии.

Необходимо, чтобы ребёнок с ОВЗ, а также его родитель поняли, что «постановка голоса — это выработка правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие и тренинг голоса для профессиональной работы. Поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, богатством тембровой окраски, широтой диапазона, дыхания; четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью. Способность певца управлять голосом равносильна умению художника пользоваться своей палитрой» 3.

Одной из главной задач педагога — привить ребёнку с ОВЗ умение взаимодействовать с окружающими его людьми (концертмейстером и детьми, обучающимися в студии), принимать и понимать поставленную перед ним учебную задачу, положительно относиться к заданию.

В тоже время, присутствие в студии «Родничок» детей с ОВЗ не оказывает негативного воздействия на других детей. Наоборот, у студийцев появляется желание помочь «особенному» вокалисту освоить новые для него действия, поддержать его, а это создает в студии атмосферу доброжелательности.

На первом году обучения проходит работа над певческой установкой, дыханием, артикуляцией и дикцией. Стимулом для развития дикции и артикуляции являются специальные упражнения: скороговорки, чтение текста вслух, тщательно проговариваемые слова, слуховое осознание чистой интонации в изучаемых произведениях. Значимым в обучении пению является овладение певческими навыками, поэтому учащимся необходимо знать, для чего нужны вокальные упражнения, как правильно их выполнять.

На втором году обучения продолжается работа над закреплением полученных навыков и освоением музыкального материала. На этой основе происходит обучение осмысленному выразительному, художественному вокальному исполнительству. Усложняются вокально-технические упражнения: звукоизвлечение, подвижность голоса, динамические оттенки, осваивается более сложный репертуар. Дети с ОВЗ с большой радостью воспринимают обучение работе с микрофоном и исполнению произведений с подачей художественного образа.

В репертуар включены следующие произведения: «Дождик» муз. И Помазкина, сл. Т. Хайменовой; «Классный кот» муз. А. Пинегги, сл.А. Волкова; «Дождь идет» муз. Н. Рыбкина, сл. Р. Фардахи; «Про папу» муз. Н. Рыбкина, сл. неизв. автора; «Колыбельная» муз. И. Помазкина, сл. А. Гуркова; «Пестрый колпачок» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой; «Капельки» муз. И. Помазкина, сл. И. Тюткин; «Веселый фломастер» и «Вовка с нашего двора» муз. А. Кудряшова, сл. И. Яворской; «Бумажный кораблик» муз. и сл. И. Помазкина.

Каждый «особенный» ребёнок стремится проявить свою индивидуальность и создать новые образы при исполнении вокального произведения, так как его внутренние переживания легче выражаются через пение, чем при разговоре. Высокий эмоциональный подъём, ожидание праздничного события обостряет эмоциональные чувства детей с ОВЗ, а это помогает им лучше воспринимать и усваивать содержание стихов и песен.

Дети с ОВЗ очень чувствительны к оценке их творческих достижений со стороны окружающих (педагога, других участников студии). В этот момент педагогу важно адекватно проанализировать успех или неудачу ребёнка, подобрать соответствующие слова для поощрения и поддержки, подсказать, как исправить недостатки и получить хороший результат.

Возможность реализовать свой певческий потенциал особенно важна для слабослышащего ребёнка. Участие ребёнка с ОВЗ в творческой деятельности студии «Родничок» наравне с другими обучающимися способствует изменению его мироощущение, осознания своего места в социуме среди сверстников.

Среди положительных результатов обучения детей с ОВЗ в вокальной студии можно выделить развитие коммуникативных качеств. У детей с ОВЗ формируется желание вступать в контакт с окружающими его сверстниками, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей.

Творческая реабилитация детей с ОВЗ через обучение вокальному пению — это выработка у ребёнка психологической уверенности в собственной полноценности и социальной значимости.

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.– 400 с.

2. Вокальное искусство. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R0pCupt %3A

  1. Звучание вашего голоса. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.global-project.ru/svetov/voice/7.html

4. Конвенция о правах инвалидов: заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  1. Национальная психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/slaboslyshaschie-deti.html

Похожие статьи

Новации в индивидуальной работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями и детьми

В данной статье показана значимость индивидуальной работы музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с ребенком и его родителями; даются примеры индивидуальной работы в рамках ФГОС ДО.

Организация работы с детьми-инофонами в рамках проекта «Мы разные, мы вместе» (из опыта работы МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35» г. Калуги)

В статье автор представляет опыт работы с детьми цыганской национальности в общеобразовательной школе.

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Конспект музыкального занятия «Мы дружим с музыкой» для детей старшей группы с нарушением зрения (косоглазие, амблиопия)

В статье авторы представляют опыт работы по развитию у детей с нарушением зрения музыкальных способностей на в процессе непрерывной образовательной деятельности.

Особенности преподавания в инклюзивных группах СПО Калужской области

В статье предлагается краткий обзор накопленного опыта по работе с студентами-инвалидами при преподавании в инклюзивных группах.

Инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста: робототехника (из опыта работы)

В статье автор исследует методы работы на музыкальных занятиях в ДОУ.

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Ранняя профориентация на музыкальных занятиях в детском саду

Данная статья направлена на особенности ранней профессиональной ориентации в рамках реализации образовательной программы на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях.

Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий

В статье рассматривается проблема развития и реализации творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях. Описаны отечественные и зарубежные методы развития творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях.

Одаренные дети (из опыта работы)

В статье автор делиться личным опытом работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Похожие статьи

Новации в индивидуальной работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями и детьми

В данной статье показана значимость индивидуальной работы музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с ребенком и его родителями; даются примеры индивидуальной работы в рамках ФГОС ДО.

Организация работы с детьми-инофонами в рамках проекта «Мы разные, мы вместе» (из опыта работы МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35» г. Калуги)

В статье автор представляет опыт работы с детьми цыганской национальности в общеобразовательной школе.

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Конспект музыкального занятия «Мы дружим с музыкой» для детей старшей группы с нарушением зрения (косоглазие, амблиопия)

В статье авторы представляют опыт работы по развитию у детей с нарушением зрения музыкальных способностей на в процессе непрерывной образовательной деятельности.

Особенности преподавания в инклюзивных группах СПО Калужской области

В статье предлагается краткий обзор накопленного опыта по работе с студентами-инвалидами при преподавании в инклюзивных группах.

Инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста: робототехника (из опыта работы)

В статье автор исследует методы работы на музыкальных занятиях в ДОУ.

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Ранняя профориентация на музыкальных занятиях в детском саду

Данная статья направлена на особенности ранней профессиональной ориентации в рамках реализации образовательной программы на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях.

Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий

В статье рассматривается проблема развития и реализации творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях. Описаны отечественные и зарубежные методы развития творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях.

Одаренные дети (из опыта работы)

В статье автор делиться личным опытом работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей.