Формирование гуманного отношения к окружающему у детей среднего дошкольного возраста при использовании методики ГРИЗ
Авторы: Лукоянова Ирина Вячеславовна, Косарева Наталия Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 02.03.2021
Статья просмотрена: 47 раз
Библиографическое описание:
Лукоянова, И. В. Формирование гуманного отношения к окружающему у детей среднего дошкольного возраста при использовании методики ГРИЗ / И. В. Лукоянова, Н. Ю. Косарева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16413/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассмотрена проблема формирования гуманистического отношения к окружающему у детей дошкольного возраста. Обоснована актуальность проблемы воспитания гуманного отношения к окружающим в процессе использования методики ГРИЗ. Обобщен практический опыт по данной проблеме. Приведены результаты гуманного развития.
Ключевые слова: гуманное отношение, гуманизированный вариант методики ТРИЗ (ГРИЗ), нравственное воспитание дошкольников.
Государственная политика Российской Федерации в области образования на современном этапе выдвигает одним из своих основных принципов его гуманистический характер, что закреплено в Законе РФ «Об образовании». Этот принцип воспитания и образования провозглашен и в таких основополагающих документах, как декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка. Формирование личности нового человека является актуальной проблемой на этапе преобразования общества. В исследованиях педагогов и психологов проблема формирования гуманных отношений представлена в таких частных показателях, как милосердие (И. А. Княжева), отзывчивость (М. В. Воробьева, Л. А. Пеньевская, Т. А. Пономаренко), сочувствие, сопереживание, содействие (А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова), доброжелательность (Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева), заботливость (И. С. Демина, Т. И. Тимошенко, И. С. Хомякова), справедливость (А. М. Виноградова, О. М. Гостюхина) и др. Изучение нравственных представлений и их роли в поведении детей получило освещение в работах Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что, несмотря на то, что в науке накоплен позитивный опыт развития гуманности, в то же время отдельные аспекты остаются малоизученными.
Формирование гуманистического отношения к окружающему у детей дошкольного возраста принадлежит к числу «вечных» проблем педагогики. Об этом свидетельствует история педагогического знания. Представители различных направлений и течений педагогической мысли всякий раз подчеркивали приоритет задач гуманистического воспитания.
В работах А. М. Страунинг, Л. Н. Прохоровой, Г. Н. Назаренковой подчеркнута положительная роль использования методов ТРИЗ в решении задач нравственного воспитания дошкольников.
Под руководством О. В. Драгуновой совместно с Т. В. Аристарховой, А. М. Тухфеттулиной был создан гуманизированный вариант методики ТРИЗ (ГРИЗ). В то же время проблема выявления условий, обеспечивающих влияние эффективного использования методов ГРИЗ в нравственном развитии ребенка-дошкольника, изучена недостаточно. Проведенное обследование детей дошкольного возраста показало, что общий уровень гуманного развития находится в основном на среднем и ниже среднем уровне. После проведенного обучения с использованием методов ГРИЗ у детей экспериментальной группы было выявлено повышение уровня гуманного развития по сравнению с детьми контрольной группы, с которыми специальной работы подобного типа не проводилось.
Результаты изучения всех трех компонентов гуманности позволяют проследить динамику развития. Динамика когнитивного компонента гуманности в экспериментальной группе больше почти в 3 раза. Динамика аффективного компонента гуманности в экспериментальной группе выше в 2,75 раза. Деятельный компонент гуманности в обеих группах имеет одинаковый уровень развития, однако в экспериментальной группе динамика выше в 1,75 раза.
Использование гуманизированного варианта методики ТРИЗ в работе с детьми способствует повышению уровня когнитивного и аффективного компонентов гуманности.
Проведенное нами исследование подтвердило актуальность проблемы воспитания гуманного отношения к окружающим в процессе использования методики ГРИЗ.
Так как дошкольный возраст является сензитивным периодом для успешного освоения детьми общечеловеческих нравственно-духовных ценностей, мы предположили, что использование методики ГРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста окажет положительное влияние на формирование гуманного отношения к окружающему.
Проведенное нами исследование доказывает, что применение методики ГРИЗ в работе с детьми повышает динамику развития аффективного и когнитивного компонентов гуманности.
Полученные нами в ходе исследования результаты убедили в правильности, выдвинутой нами гипотезы, и позволили сделать следующие выводы.
Процесс формирования гуманного отношения к окружающему методами ГРИЗ должен осуществляться с учетом следующих условий:
− наличие профессионально подготовленного педагога;
− организация содержательной, интересной, богатой яркими впечатлениями жизни ребенка;
− создание атмосферы внимания через дружественное, доверительное общение взрослого с ребенком в обстановке сотрудничества, сопереживание успехам и удачам, поддержание веры ребенка в свои силы с использованием методов ГРИЗ;
− применение и рациональное сочетание разных форм организации детей и их деятельности;
− учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
− учет принципов постепенности и доступности.
Таким образом, использование методики ГРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста дало положительные результаты.
Для достижения наилучшего результата и внедрения методики ГРИЗ в практику массового применения ее в обучении дошкольников необходима разработка подробных методических рекомендаций для воспитателей.
Литература:
- Драгунова О. В. Актуальные проблемы гуманизации дошкольного образования в республике // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Теория и практика дошкольного образования. — Чебоксары, — 1999. — № 2.
- Драгунова О. В., Тухфеттулина А. М. Вариант использования системы ТРИЗ в формировании гуманного отношения у дошкольников // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе. — М., 2003.
- Драгунова О. В., Аристархова Т. В. Гуманизация методики ТРИЗ // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, Теория и практика дошкольного образования. — Чебоксары, 2000. — № 5(18)
- Драгунова О. В., Аристархова Т. В. Методика ТРИЗ — проблема гуманизации //Гуманизм и духовность в образовании. Научные труды Второй Международной научно-практической конференции/ Под ред. доктора психологических наук, профессора В. В. Рыжова. — Нижний Новгород, 2001.
Ключевые слова
гуманное отношение, гуманизированный вариант методики ТРИЗ (ГРИЗ), нравственное воспитание дошкольниковПохожие статьи
Экспериментальная работа по формированию координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста
В статье приводятся результаты экспериментальной работы по развитию координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством проводимой в дошкольном образовательном учреждении оздоровительной работы. Описаны педагогические услов...
Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...
Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников
Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...
Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания
В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...
Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем
В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых
Проблема формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста является социальной значимой. В настоящее время социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ре...
Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста
Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...
Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности
В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.
Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности
В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...
Похожие статьи
Экспериментальная работа по формированию координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста
В статье приводятся результаты экспериментальной работы по развитию координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством проводимой в дошкольном образовательном учреждении оздоровительной работы. Описаны педагогические услов...
Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...
Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников
Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...
Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания
В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...
Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем
В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых
Проблема формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста является социальной значимой. В настоящее время социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ре...
Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста
Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...
Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности
В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.
Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности
В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...