Совершенствование программ профессиональной подготовки специалистов в области цифровой экономики и управление реализацией этого процесса в вузе
Авторы: Маликов Рустам Шайдуллович, Федотова Екатерина Сергеевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 27.02.2021
Статья просмотрена: 59 раз
Библиографическое описание:
Маликов, Р. Ш. Совершенствование программ профессиональной подготовки специалистов в области цифровой экономики и управление реализацией этого процесса в вузе / Р. Ш. Маликов, Е. С. Федотова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/391/16418/ (дата обращения: 18.12.2024).
Общество все больше и больше требований ставит перед специалистами, что касается их знаний, умений и навыков. В связи с этим подготовка кадров требует обновленного подхода, совершенствования программ среднего и высшего образования. В настоящее время возросла потребность в специалистах с цифровой компетенцией, для подготовки которых требуются иные условия, чем подготовка традиционных специалистов. Необходимо участие образовательных учреждений с отдельным нормативным регулированием, также изучение всех возможностей данного направления в условиях ускоренной, оперативной подготовки. Профессиональные учебные заведения обязаны модернизировать свои возможности с целью ускоренной подготовки кадров, владеющих цифровыми компетенциями, для удовлетворения потребностей общества в таких кадрах, таким образом закрыть проблему нехватки специалистов.
Ключевые слова: цифровая, экономика, компетенции, онлайн-образование, it-технологии, рынок труда, цифровизация, кадры.
Современные технологии кардинальным образом меняют бизнес-процессы многих отраслей экономики, известные профессии трансформируются, одни исчезают, другие появляются. Внедрение цифровизации — это не только оптимизация рабочего процесса, процесса обучения, но и определенная система, результатом которой является открытие новых рабочих мест по разработке этих платформ.
Статистика цифровой экономики представляет собой нижеследующую картину:
– 15 % граждан России слабо ориентируются в решении проблем в сложной цифровой среде;
– 16 % рабочих мест будут автоматизированы в России к 2030 г.;
– 30 % профессий, востребованных в 2035 г., сегодня еще не существует;
– 57 % граждан хотят улучшить свои знания и навыки в it, каждый третий из них опасается потерять свою работу.
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г». общество намерено быстрыми темпами внедрить новые технологии в экономике и социальной сфере, что определяет одну из задач развития общества.
Основными путями развития цифровой экономики в России на период до 2014 г. являются:
– нормативное регулирование;
– кадры и образование;
– формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
– информационная инфраструктура;
– информационная безопасность.
Основными показателями совершенствования подготовки специалистов и их компетенций являются:
– создание условий для подготовки кадров цифровой экономики;
– развитие системы образования, в результате которой реализуется подготовка компетентных специалистов цифровой экономики;
– рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;
– создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России [1].
В целях реализации проекта подготовки специалистов цифровой экономики в 2024 г. предусмотрен план набора студентов в образовательные учреждения:
– сто двадцать тысяч абитуриентов по специальностям, связанным с it-технологией;
– восемьсот тысяч абитуриентов со средним специальным образованием для овладения цифровыми компетенциями;
– переподготовка и переобучение по компетенциям цифровой экономики двухсот семидесяти тысяч руководителей, команд и специалистов.
Уже одна тысяча пятьсот пятьдесят проектов, образовательных разработок и технологий получили одобрение и поддержку. Миллион специалистов получили сертификаты на развитие компетенций цифровой экономики. Десять миллионов кадров повышали свои квалификации в направлении цифровой компетенции на онлайн курсах. Около 40 % граждан обладают навыками цифровой технологии.
Главным тормозом в направлении цифровизации и реализации технологий в данном направлении является неразработанность компетенций. Российская экономика ежегодно испытывает дефицита около одного миллиона специалистов, владеющих it-технологией.
Определены десять самых востребованных профессий в 2022 г., среди которых аналитик данных; специалист по машинному обучению и искусственному интеллекту; генеральный и операционный менеджеры, программист, разработчик приложений; специалист по продажам и маркетингу; специалист в области Big Data; специалист по цифровой трансформации; специалист по новым технологиям; специалист по организационному развитию; специалист по it-обслуживанию.
Таким образом, необходимо обеспечить рынок труда специалистами в сферах IT, информационной безопасности и цифровой технологии. Государство по-прежнему задает тон в развитии человеческих ресурсов. В университетах появляются новые программы обучения, открываются центры дополнительного образования и курсы повышения квалификации по повышению цифровой грамотности населения.
Министерство науки и высшего образования РФ находится в процессе запуска Программы и реализации ее механизмов с учетом задач существующего государственного проекта «Кадры для цифровой экономики», в которой рассматривается возможность создания условий в университетах-участниках для реализации Программы формирующей цифровые компетенции и навыки использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе у студентов it-специальностей [3]. В Программе участвуют ряд университетов, среди которых есть и казанские.
Программа помогает решать кадровую проблему, открывая в вузах лаборатории, базовые кафедры и факультеты, тем самым способствуя преодолению разрыва между теорией и практикой.
Таким образом, основной целью Программы является научно-техническая, идеологическая и кадровая поддержка роста цифровой экономики, в результате чего реализуется подготовка специалистов не только в области it-технологий, а также кадров всех областей народного хозяйства, которые могли бы свободно ориентироваться в цифровых коммуникациях.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г».. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
- Коммерсантъ. URL: http://www.kommersant.ru
- Министерство науки и высшего образования РФ. URL: http:/ www.minobrnauki.gov.ru.
Ключевые слова
рынок труда, компетенции, экономика, кадры, IT-технологии, онлайн-образование, цифровизация, цифроваяПохожие статьи
Языковая подготовка студентов технических вузов на основе интегрированного подхода к инженерному образованию
В условиях глобализации рынка труда и расширения международных возможностей для выпускников технических вузов произошли существенные изменения в понимании содержания квалификации инженера. Современная модель квалификации включает высокие требования к...
Педагогические условия успешного функционирования технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности
Современный этап модернизации высшего образования выдвигает повышенные требования к качеству профессиональной подготовки. Появилась необходимость в новых подходах к подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов-дизайнеров, имеющих сфо...
Организация образовательного процесса на основе компетентностно ориентированного подхода
На данном этапе профессиональная образовательная организация должна учиты-вать требования современного рынка труда, где приоритетное место отводится вы-пускникам, которые получили образование методами интеграции и дифференциации. Ведь именно при этих...
Программы развития студенческой молодежи в области образования: тенденции 2016 г. (по материалам Омского государственного технического университета)
Высшее профессиональное образование оказывает первостепенное влияние на обеспечение всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными кадрами. Только грамотные, эрудированные, нацеленные на достижение высоких результатов и следование самым в...
Ретроспективная характеристика методик профессионально ориентированного обучения иностранному языку в российских технических вузах
Иноязычная компетентность имеет высокую значимость для специалиста инженера в условиях глобализации мирового знания и мировой экономики. Однако уровень владения иностранным языком российских специалистов остается достаточно низким, что не позволяет и...
Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании
Современная система высшего профессионального образования проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Совершенствование педагогических технологий формирования профессиональной компетентности будущи...
Развитие цифровых компетенций у государственных гражданских служащих
Переход к информационному обществу характеризуется формированием новых отношений между человеком и властью. Информатизация как одно из главных направлений развития государства способствует существенному повышению производственной эффективности, сниже...
Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений
В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях ко...
Молодые российские предприниматели о потребностях в обучении и совершенствовании компетенций для ведения бизнеса (на материалах исследования, проведенного в субъектах Дальнего Востока)
В статье обозначена проблема отсутствия у молодых людей в достаточном объеме компетенций для ведения бизнеса. В современном мире есть множество возможностей для обучения ведению бизнеса. При большом количестве вариантов образовательных курсов как офл...
Тенденции развития человеческого потенциала в организациях банковской сферы
Статья посвящена исследованию тенденций развития человеческого потенциала организаций банковской сферы. Автором отмечено, что переход России к рыночным отношениям объективно обусловил развертывание инновационных процессов и быстрое развитие рыночной ...
Похожие статьи
Языковая подготовка студентов технических вузов на основе интегрированного подхода к инженерному образованию
В условиях глобализации рынка труда и расширения международных возможностей для выпускников технических вузов произошли существенные изменения в понимании содержания квалификации инженера. Современная модель квалификации включает высокие требования к...
Педагогические условия успешного функционирования технологии формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности
Современный этап модернизации высшего образования выдвигает повышенные требования к качеству профессиональной подготовки. Появилась необходимость в новых подходах к подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов-дизайнеров, имеющих сфо...
Организация образовательного процесса на основе компетентностно ориентированного подхода
На данном этапе профессиональная образовательная организация должна учиты-вать требования современного рынка труда, где приоритетное место отводится вы-пускникам, которые получили образование методами интеграции и дифференциации. Ведь именно при этих...
Программы развития студенческой молодежи в области образования: тенденции 2016 г. (по материалам Омского государственного технического университета)
Высшее профессиональное образование оказывает первостепенное влияние на обеспечение всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными кадрами. Только грамотные, эрудированные, нацеленные на достижение высоких результатов и следование самым в...
Ретроспективная характеристика методик профессионально ориентированного обучения иностранному языку в российских технических вузах
Иноязычная компетентность имеет высокую значимость для специалиста инженера в условиях глобализации мирового знания и мировой экономики. Однако уровень владения иностранным языком российских специалистов остается достаточно низким, что не позволяет и...
Применение инновационных педагогических технологий в дизайн-образовании
Современная система высшего профессионального образования проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Совершенствование педагогических технологий формирования профессиональной компетентности будущи...
Развитие цифровых компетенций у государственных гражданских служащих
Переход к информационному обществу характеризуется формированием новых отношений между человеком и властью. Информатизация как одно из главных направлений развития государства способствует существенному повышению производственной эффективности, сниже...
Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений
В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях ко...
Молодые российские предприниматели о потребностях в обучении и совершенствовании компетенций для ведения бизнеса (на материалах исследования, проведенного в субъектах Дальнего Востока)
В статье обозначена проблема отсутствия у молодых людей в достаточном объеме компетенций для ведения бизнеса. В современном мире есть множество возможностей для обучения ведению бизнеса. При большом количестве вариантов образовательных курсов как офл...
Тенденции развития человеческого потенциала в организациях банковской сферы
Статья посвящена исследованию тенденций развития человеческого потенциала организаций банковской сферы. Автором отмечено, что переход России к рыночным отношениям объективно обусловил развертывание инновационных процессов и быстрое развитие рыночной ...