Ознакомление дошкольников младшего и среднего возраста с элементарными представлениями о космосе
Авторы: Ермакова Татьяна Александровна, Рябова Людмила Юрьевна, Шагалина Елена Ивановна, Иванова Юлия Владимировна, Старых Ольга Сергеевна, Сирачева Ольга Николаевна, Мусифуллина Альфия Халиловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)
Дата публикации: 06.04.2021
Статья просмотрена: 65 раз
Библиографическое описание:
Ознакомление дошкольников младшего и среднего возраста с элементарными представлениями о космосе / Т. А. Ермакова, Л. Ю. Рябова, Е. И. Шагалина [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16473/ (дата обращения: 19.12.2024).
Тип проекта: творческий, социально-значимый.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Возраст детей: 3–5 лет.
Цель: формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
— способствовать расширению и уточнению представлений детей о космосе;
— развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии;
— обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения;
— привлекать родителей к совместной деятельности.
Актуальность.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В возрасте 3–5 лет малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. Дошкольников всегда привлекает тема космоса. Между тем следует отметить, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа — герои детских любимых мультфильмов — это вымышленные персонажи, которые дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Профессия космонавта отважная и героическая. Сегодня актуально, в плане социализации, воспитать в детях интерес к этой профессии. А 2021 год- год проведения празднования 60-летия полета в космос Ю. А. Гагарина.
План мероприятий по подготовке и проведению празднования в 2021 году 60-летия полета в космос Ю. А. Гагарина
I Интегрированное ООД (познание +рисование) «Наш космос»
Задачи:
— Формировать представления о планете Земля, о первых космонавтах.
— Закреплять понятие детей о полезной и вредной пище.
— Обогащать словарь детей за счет слов: космос, планета, звезда, развивать речевую активность.
— Закреплять усвоенные ранее приемы рисования и закрашивания изображений.
— Развивать мышление, ориентацию на плоскости путем плоскостного моделирования космических кораблей из геометрических фигур.
— Развивать эмоциональное восприятие при рассматривании готовых рисунков на космическую тему.
— Развивать познавательную активность, побуждать к самостоятельным выводам и умозаключениям; развивать произвольное внимание, память.
Ход:
- Космическое приветствие
- Проблемная ситуация «Сломался космический корабль»
- Речевая игра «Посмотри на небо».
- Дидактическая игра «Построй ракету»
- Физкультурная минутка «Космонавты»
- Дидактическая игра «Полезная и вредная пища для настоящего космонавта».
- Беседа-викторина «Кто побывал в космосе?» (с использованием презентации).
- Рисование «Скафандр для космонавта».
- Рефлексия «Возвращение на Землю».
II Мастер-класс «Лети, ракета!»
Задачи:
— Формировать элементарные представления о космосе, космонавтах.
— Продолжать формировать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); формировать умение ориентироваться на листе бумаги,
— Закреплять умение последовательно наклеивать детали.
— Воспитывать у детей умение слушать взрослого и друг друга; воспитывать желание принимать участие в посильном труде;
— Развивать у детей речь, мышление, воображение.
— Активизировать словарь: планета, космос, ракета, луна.
Ход
- Беседа на тему «Космос»; рассматривание книг о космосе.
- Дидактическая игра «Загадочный космос».
- Дыхательная гимнастика " Ракета».
- Рассматривание макета ракеты.
- Продуктивная деятельность: приклеивание шаблонов ракеты, иллюминаторов, звезд.
- Обыгрывание ракеты в свободной деятельности.
III ООД «Путешествие в космос».
Задачи:
— Формировать у детей элементарные представления о космосе.
— Активизировать словарь по данной теме.
— Формировать устойчивые представления о форме, величине, количестве, цвете, геометрических фигурах, положении предметов в пространстве.
Ход:
- Сюрпризный момент «Белка и Стрелка в гостях у ребят!»
- Строительство космических кораблей из кубиков.
- Пальчиковая гимнастика «На ракете улетим»
- Чтение художественной литературы «Первый в космосе» В. Баруздина.
- Дидактическая игра «Найди ракету пришельца».
- Круг рефлексии «Мы ребята молодцы!»
IV Рисование «Космические фантазии»
Задачи
— Формировать представление детей о космосе, космических объектах.
— Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования «проступающий рисунок».
— Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Ход
- Сюрпризный момент: «Лунтик прилетел»
- Чтение стихотворения В. Шипуновой «На далекой планете…»
- Физкультурная минутка «Самолеты»
- Рисование «Космос»
- Рефлексия «Вспомним, как Лунтик нашел дорогу домой».
V Экспериментирование «Космос в бутылочке».
Задачи
— Формировать представление детей о космосе, планетах и звездах;
— Активизировать словарный запас по теме «Космос»;
— Развивать связную речь;
— Способствовать развитию любознательности, познавательной активности, интереса к экспериментированию;
— Воспитывать дружеские взаимоотношения
Ход.
- Рассматривание иллюстраций о космосе.
- Сюрпризный момент — показ готовых изделий «Космос в бутылочке»
- Обсуждение хода эксперимента, с использованием технологической карты.
- Изготовление брелоков.
- Обсуждение результатов, выставка работ.
VI Исследовательская деятельность «Космический песок»
— Формировать первоначальные представления о космосе, о звездах.
— Продолжать формировать представления детей о свойствах песка, формировать интерес к экспериментальной деятельности, развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений.
— Развивать речь детей, активизировать словарный запас (космос, звезды, луна, солнце).
— Воспитывать аккуратность при работе с песком не рассыпать.
Ход
- Сюрпризный момент «К нам прилетела звезда»
- Пальчиковая гимнастика «С добрым утром»
- Исследовательская деятельность «Космический песок» (кинетический песок, формочки для песка)
- Рефлексия «Что рассказал нам волшебный песок о космосе»
VII Выставка рисунков и поделок «Космос глазами детей»
VIII Изготовление папки-передвижки для родителей на темы: «Детям о космосе»
Литература:
- Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Младшая группа.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017.-80с
- Гербова В. В. Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-192 с.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-96с с.: цв. Вкл
- Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-144с
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2–7 лет. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-176с.:цв.вкл.