Характеристика творческой музыкальной игры
Автор: Данилина Диляра Рамисовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)
Дата публикации: 24.04.2021
Статья просмотрена: 14 раз
Библиографическое описание:
Данилина, Д. Р. Характеристика творческой музыкальной игры / Д. Р. Данилина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16514/ (дата обращения: 16.11.2024).
Развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни, человека, который способен к самостоятельной творческой деятельности — социальный заказ общества отечественной педагогике. Гуманизации процесса обучения и воспитания, поиск оптимальных форм, обеспечивающих развитие творческой личности ребенка и другие проблемы привлекает внимание многих педагогов, занимающихся художественно-эстетическим развитием личности.
Важной проблемой художественно-эстетического воспитания и обучения является непосредственно-эмоциональное действенное, практическое общения с искусством. Переосмысление содержания воспитания, необходимость изменения позиции ребенка, использование развивающих методов и приемов — всё это требует особого внимания педагогов.
Современная школа пытается объединить государственные программы с новым гуманистическим, личностно-ориентированным подходом к образованию. Отношения «взрослый и ребёнок» приобретают новый статус. А игровой подход наиболее полно обеспечивает реализацию таких отношений. Ведь игра как форма участия в художественной деятельности — это не только дорога детства, игра — это исторический путь художественной деятельности человечества. Общие корни искусства и игры позволяют превратить игру в искусство, а искусство в игру.
Музыкальная игра — это естественный процесс вхождения ребёнка в культуру и источник формирования ценностного отношения к музыкальному искусству. Основным содержанием в ней выступают элементы музыкальной культуры (мелодия, гармония, ритм, интонация, музыкальные образы произведений и др.). То есть музыкальная игра — это полифункциональная творческая деятельность.
Творческая музыкальная игра подключает эмоциональное поле слушателя. Для творческой музыкальной игры характерна эмоциональная насыщенность и напряжение. Музыкальное произведение обладает такими же качествами, в нем как бы сконцентрировано эмоциональное содержание внутри музыкального пространства, формы. Так как эмоция в музыке — это носитель событийности, действия, то восприятие музыки невозможно без эмоциональной отзывчивости. Слушатель должен пропустить через себя эмоционально-образное содержание произведения, в противном случае оно останется за пределами его понимания.
Игра несёт радость, свободу, раскрепощённость. Игра создаёт психологический комфорт, который позволяет детям легко усваивать весьма сложные элементы музыкальной речи и композиции. Ведь именно в музыкальной игре мы наблюдаем принцип начального музыкального воспитания (слушаю, двигаюсь, пою, понимаю, говорю). Такова логика игрового постижения ребёнком музыкального языка. Таков механизм формирования основ музыкальной культуры личности.
Наполнение художественным содержанием структурных компонентов детской игры (сюжет, содержание и роль) позволяет представить характер взаимоотношений между миром ребёнка и миром музыки. Сюжетом музыкальных игр могут стать игры-оперы, игры-балеты, игры-сказки, то есть те виды музыкально-художественной действительности, в которых раскрывается мир музыкальной культуры. В данном случае художественные образы музыкальных произведений (чувства, настроения, мысли, эмоции, события) выступают содержанием игры. А персонаж, созданный автором или же творческим воображением ребёнка, является ролью.
В творческих музыкальных играх удовлетворяется потребность детей в самовыражении чувств, мыслей, интересов, переживаний, основанных на опыте восприятия ими музыкального искусства. Реальность переживаемых в игре чувств и отношений — это условие, которое позволяет общечеловеческие ценности трансформировать в личностно значимые. В музыкальном образовании детей это имеет важное воспитательное и развивающее значение.
Теоретические основы музыкальной игры дошкольников разработала А. В. Кенеман, которая определила сущность музыкальной игры и установила связь между содержанием игровой деятельности ребёнка и самой музыкой, которая выступает источником творческой активности детей. Музыкальная игра призвана воспитывать эстетическое восприятие и художественные вкусы, она раскрывает ребёнку прекрасное в искусстве и средствами искусства развивает музыкальность и формирует творческие способности. А. В. Кенеман неоднократно говорила о том, что образы, которые создаются ребёнком во время игры, возникают на основе эмоционально-осознанного восприятия музыкального произведения и тесно переплетаются с художественным содержанием музыки.
На основе этой идеи А. В. Кенеман представляет музыкальную игру как творческий процесс, который основан на осмыслении и восприятии детьми содержания музыки, результатом чего выступает эмоционально выразительный игровой образ, создаваемый ребёнком в соответствии с характером музыкального произведения. Игра — одна из форм ведущей деятельности ребёнка, развивающие возможности которой заключаются в творческой интерпретации детьми определенного сюжета и выполнении различных игровых заданий в соответствии с музыкой. Сюжеты музыкальных игр, по словам А. В. Кенеман, отражаются детьми в элементарно-условной форме и конкретизируются понятными для детей картинами природы, образами животного мира, сказочными образами, не теряя при этом яркой художественной содержательности. Разрабатывая теорию музыкальной игры, А. В. Кенеман выдвинула ряд важных требований:
– музыкальная игра — это художественное музыкальное произведение для детей в единстве её формы и содержания;
– основная форма в музыкальной игре — это художественный музыкальный образ (эмоционально-конкретный, яркий и доступный ребёнку);
– музыкальная игра должна предоставлять условия для творческой интерпретации художественных образов музыкального произведения, причём творческая интерпретация включает два взаимосвязанных элемента: ребёнок, овладевая навыком согласованности движений с эмоционально-образным характером музыки, создает свой игровой образ, не разрушая при этом художественный образ музыкального произведения.
А. В. Кенеман предложила систему музыкальных игр, включающую несюжетные, дидактические по своему характеру, и сюжетные музыкальные игры, которые при определенном педагогическом руководстве могут перерасти в форму игры-спектакля. Игра-спектакль в данном случае — это не только форма, но и средство развития творческой активности ребёнка при воплощении образов музыкального произведения. Несложная игра-спектакль превращается из игры для себя в игру для зрителей. Это, безусловно, развивает творческие способности детей. Вышесказанное дает нам право говорить о том, что игра в музыкальном воспитании дошкольников может рассматриваться не только как музыкально-дидактическая, но и как творческая, которая требует иного педагогического руководства со стороны взрослого.
В основе организации музыкальной игры как творческой деятельности лежат такие принципы как:
– принцип варьирования музыкальных игр, позволяющий постепенно вводить ребёнка в мир новых художественных образов, и расширяющий тем самым опыт восприятия музыки, возможность творчески его воплощать в новых сюжетных линиях игры;
– принцип всестороннего восприятия ребёнком музыки, ориентирующий на взаимосвязь способов познания музыкальных образов;
– принцип активизации чувств, воображения, мышления ребёнка, создающий условия для проявления творчества в музыкально-игровой деятельности;
– принцип максимальной самодеятельности ребёнка как проявление эстетического, интеллектуального и физического потенциала личности;
– принцип динамичности, занимательности и эмоциональности музыкальной игры, ориентированный на отражение тех аспектов музыкальной жизни ребёнка, к которым дошкольники проявляют интерес и склонности;
– принципы индивидуальности и субъектности в музыкальной игре, отражающие ценностное отношение к музыке и стимулирующие развитие личностных качеств как творческого самовыражения и самоутверждения ребёнка.
Если раньше игра рассматривалась как дидактическое средство и метод обучения, то современная практика воспитания детей стремится к использованию игр с художественно-эстетическим содержанием, цель которых — развитие творческих способностей ребёнка, формирование художественного вкуса, эстетических эмоций и чувств.
В настоящее время игровая деятельность признана важнейшим фактором формирования эстетической культуры ребёнка. Современные исследователи (Г. С. Тарасов, М. С. Каган, О. П. Радынова, Б. М. Неменский, Л. В. Школяр, Т. С. Комарова и др.) утверждают, что игра является, во-первых, формой и способом образного отражения действительности, во-вторых, формой принятия и сохранения художественного опыта народа. “Игра … учит ориентироваться в явлениях культуры, духовности в целом и использовать их соответствующим образом” (Д. Б. Эльконин).