Личностное развитие и социальная адаптация детей с умственной отсталостью и инвалидностью в дополнительном образовании
Автор: Павлова Людмила Евгеньевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)
Дата публикации: 04.05.2021
Статья просмотрена: 47 раз
Библиографическое описание:
Павлова, Л. Е. Личностное развитие и социальная адаптация детей с умственной отсталостью и инвалидностью в дополнительном образовании / Л. Е. Павлова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16534/ (дата обращения: 19.12.2024).
Одно из направлений в моей работе — театральная деятельность с детьми с ОВЗ и инвалидностью (детское объединение под названием «Лучик»). В процессе работы я реализую программу «Театр» (адаптированная программа, составлена на основе ДООП Бакалец О. В. «Основы театрального искусства»), рассчитанную на три года. В настоящее время в составе объединения — дети из разновозрастного (от 8 до 17 лет) класса ССД (дети со сложной структурой дефекта). Все имеют статус ребёнка-инвалида. Учащиеся — в разной степени с умственной отсталостью и недоразвитием речи. В связи с этим количество детей в объединении небольшое (за годы моей работы — от 4-х до 7-ми человек). «Умственно отсталым называют такого ребёнка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого)» [2, с. 5].
Занятия ДО «Лучик» проходят на базе классов ССД коррекционной школы 8 вида. Директор школы по договору с директором центра творчества, где я работаю, предоставляет помещение для занятий (класс, в котором учатся дети). Мы занимаемся после уроков и обеда в привычной для детей обстановке 2 раза в неделю по 1 часу (т. е. по 40 минут). Для отчётных (аттестационных) выступлений нам предоставляют актовый зал (по предварительной договорённости).
Цель программы «Театр» — развитие и социальная адаптация личности через приобщение к театральной деятельности. Под развитием подразумевается прежде всего развитие творческих способностей . Это происходит в процессе работы над спектаклем. На всех учебных этапах важен индивидуальный подход, вовлечение в творческий процесс всех детей, ведение обучения от простого к сложному, алгоритмизация и наглядность образовательного процесса. А ещё очень важна положительная мотивация в процессе занятий, так как она обладает компенсаторными свойствами. У детей с интеллектуальными нарушениями при высокой мотивации улучшаются результаты обучения.
Постановка спектакля начинается со знакомства с литературным произведением и составления сценария по мотивам выбранной сказки. Идёт работа по внесению изменений в сюжет, процесс коллективного фантазирования. Мы вместе думаем (идёт конструктивный партнёрский диалог, где каждый имеет право высказать своё мнение), что и как изменить в сказке, переделать, чтобы каждому ребёнку досталась роль (причём посильная), чтобы происходящее в сказке было возможным для постановки. Например, при составлении сценария к сказке «Пых» ребята придумали двух дополнительных персонажей (внука и полицейского), потому что в сказке только четыре персонажа (дед, бабка, внучка и ёжик), а юных артистов было шесть. У детей с интеллектуальными нарушениями «объём памяти ограничен» [1, c. 37], но так как учащиеся сами придумали новых героев, их реплики, действия по сюжету, то им легко было запоминать слова этих ролей. Очень интересны для воспитанников творческие пробы, где каждый может по желанию попробовать себя в любой роли, поэкспериментировать со своим голосом, мимикой и т. д.
Затем (коллективно) решаем, какие и как необходимо сделать детали костюмов. Мы не используем готовые костюмы, созданные кем-то, а сами придумываем и делаем яркие характерные детали костюмов: полумаски, хвосты, косынка в горошек, шапка старичка-лесовичка и др. Например, интересное решение ребята нашли при изготовлении косынки. Она нужна была красная в белый горошек, но такого материала мы не смогли найти. Что же делать? Мы вместе с ребятами придумали несколько способов, как сделать такую косынку:
- Заготовить кружочки подходящего размера из белой офисной бумаги и приклеить на вырезанный из однотонной ткани треугольник (основа косынки);
- Вырезать кружочки из белой ткани и приклеить;
- Применить технику «батик» (роспись по ткани): нарисовать специальной краской кружочки на треугольной заготовке для косынки.
Затем мы обсудили все способы решения проблемы и выбрали, проанализировав наши возможности и способности детей, первый способ.
Декорации и реквизит тоже изготавливаем сами: куст, домик, лейка, чашка, грядки с овощами, полянка с цветами и др. Учитывая уровень развития детей, я использую работу по шаблону как этап на пути к творческой деятельности. Например, нужно было сделать реквизитных рыбок для спектакля «Лиса и волк». Самим детям их нарисовать затруднительно, поэтому ребята, используя шаблон, нарисовали много рыбок, вырезали их. А раскрасил получившиеся заготовки каждый по-своему, в этом заключалась творческая задача. Таким же образом делали реквизитные вёдра. Только дети не раскрашивали их, а обклеивали цветной бумагой.
Некоторые вещи мы делаем коллективно. Например, полумаски для волка и лисы. Кто-то рисовал уши этих животных, кто-то вырезал, кто-то обклеивал тканью подходящего цвета, кто-то пришивал уши… Каждый выполнял ту часть общей работы, которая ему по силам. Я учитываю то, что не все дети могут шить, не все хорошо умеют работать ножницами и т. д. Все работали дружно, помогая друг другу. В результате такой работы формируется умение работать в коллективе (команде), улучшается психологический климат в группе, идёт социальная адаптация. Каждый из детей осознаёт свою значимость, свою причастность к результату общего дела.
Когда идёт работа над ролью, начинается самое интересное и трудное. Ведь важно не просто выучить текст роли, а продумать и отрепетировать, как говорить, как использовать жесты и мимику, как двигаться. Поэтому в программу включены разделы по сценической речи и сценическому движению, где отрабатываются актёрские (речевые и двигательные) навыки.
Формы работы по формированию этих навыков выбираются такие, чтобы в них была интеграция (соединение) упражнения и игры, потому что обычные упражнения, необходимые для отработки навыков, при однообразном многократном выполнении утомляют, становятся скучными. Чтобы этого не происходило, нужно превращать их в игру. Например, упражнение дыхательной гимнастики превращается в игру в футбол. Дети дуют на маленький «мячик» из бумаги, передавая его друг другу, пытаются «забить мячик в ворота». Всем нравится. Ещё пример. Чтобы сделать зарядку для языка, губ, челюсти, подбираем весёлые игровые упражнения: «Удивлённый бегемот», «Горячая картошка», «Вкусное варенье» и др. Работаем в парах, помогаем друг другу. Ведь все люди должны уметь слышать и видеть не только себя, но и других.
Хорошо развитую речь, умение уверенно держаться на публике нужно иметь каждому. Этим мотивируется активность и старательность обучающихся. Упорная работа ведёт к успеху. В качестве доказательства рассказываю детям о знаменитом Демосфене, который сумел преодолеть все трудности и добиться поставленной цели.
Как и во многих коллективах, у нас есть традиции. Прежде всего, это традиция премьеры. Учащиеся ДО «Лучик» выступают для детей, которые учатся в этой же школе. Происходит это в апреле в качестве аттестации для моих воспитанников. Каждый спектакль я записываю на видео, чтобы у ребят была возможность посмотреть потом на свою работу на сцене со стороны. После премьеры я провожу праздник, в котором участвуют все: и зрители, и юные артисты. Ребята выполняют различные интересные задания, связанные со сказками: собирают пазлы, пытаются поймать золотую рыбку, играют в сказочное лото, отгадывают загадки и т. д. В награду все получают сладкие призы.
Ещё одна традиция ДО «Лучик» — участвовать в празднике ко Дню матери, который проходит на территории центра творчества «Апельсин». Я и моя коллега вместе со своими воспитанниками готовим концертно-игровую программу, приглашаем детей из своих объединений вместе с мамами на праздник. Одним из номеров концерта является видео-спектакль, в котором играют воспитанники «Лучика». Аплодисменты зрителей вселяют в них уверенность в своих силах, дети радуются своей успешности.
Теоретический раздел в программе представлен минимально. Принцип наглядности при подаче теории: минимум слов, максимум иллюстративного материала, так как с информационным шквалом психика таких детей не справляется.
Дети на занятиях быстро устают, поэтому часто провожу физминутки. Играем в игру по выбору: «Карлики и великаны», «Фотограф», «Волшебные кочки» и др.
Теперь вернёмся к вопросу о воспитании в ходе реализации программы. Подразумевается прежде всего решение задачи нравственного воспитания учащихся, которое должно происходить незаметно для них в процессе обучения на занятиях. Формируемые в коллективной работе над спектаклем нравственные отношения (к труду, к выполнению обязанностей, к другим людям и т. д.), постепенно переходят в личностные качества: трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, чуткость, ответственность, доброжелательность, отзывчивость и др. На наших занятиях даже игры в качестве физминуток воспитывают и развивают, активизируют мышление: ведь нужно соблюдать правила в игре, быть вежливым и терпеливым с другими, внимательным и т. д.
В заключение хотелось бы отметить основную сложность в работе с детьми. Хотя наполняемость объединения небольшая, но каждый ребёнок по уровню развития сильно отличается от другого. Это нужно постоянно учитывать в планировании работы. В частности, я стараюсь так выстраивать работу на занятии, чтобы включать практические упражнения в парах. Причём один обучающийся в каждой паре сильнее (он выступает в роли учителя), а другой слабее по уровню развития. Это позволяет как бы тянуться более слабым за сильными, догонять их уровень.
Литература:
- Кулакова Е. В. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом нозологических групп: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) / Е. В. Кулакова, М. М. Любимова. — Москва: РУДН, 2020. — 60 с.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».-- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.