Организация внеурочной исследовательской деятельности по направлению «Основы нанотехнологий» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 01.05.2021

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Терскова, Л. Н. Организация внеурочной исследовательской деятельности по направлению «Основы нанотехнологий» / Л. Н. Терскова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16536/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье автор знакомит с одним из видов организации внеурочной деятельности по направлению нанотехнологии и как данное направление переплетается с предметом физика в лабораторном практикуме «Исследование физико-механических свойств материалов».

Ключевые слова: Nanoeducator II, внеурочная деятельность, исследовательская деятельность школьника, физика, физико-механические свойства материалов.

При организации внеурочной деятельности надо учитывать разно-уровневую начальную подготовку учащихся по направлению нанотехнологии, Особенность программы в том, что учитель погружает не только в наномир на занятиях, но и дает возможность ученику углубить знания по предмету физика в 8–11 классах.

В условиях пандемии учитель должен соблюдать основные санитарно-эпидемиологические требования при проведении внеурочных занятий:

  1. Занятия онлайн (дистанционно) с использованием видеоконференции. Наполняемость онлайн- класса не более 30 человек одновременно. Длительность занятий 30 мин.
  2. Занятия офлайн должны быть учащиеся одного класса и занятие не более 45 минут.
  3. В режиме офлайн все оборудование проходит обработку антисептическими средствами с целью устранения инфекции.

Программа внеурочной деятельности «Основы нанотехнологий» рассчитана на 34 часа в учебном году. Форма обучения очно-заочная с применением дистанционных технологий. В заочной форме(дистанционно) проходят занятия с № 1 по № 12–18 часов в режиме видеоконференций и тема № 13 «Лабораторный практикум» — 16 часов, который требует непосредственного присутствия учащихся в физической лаборатории для проведения исследований. Выполнение индивидуальных исследований (лабораторного практикума) проходит по определенному графику для учащихся, который формируется исходя из правил утвержденных Роспотребнадзором для образовательных организаций.

Целью ставится получение знаний о фундаментальных основах нанотехнологий, развитие навыков исследовательской работы и умения находить творческий подход к решению нестандартных технологических задач достаточно широкого спектра.

Как можно распланировать, организовать погружение в материал и исследовательскую деятельность, какие темы освящаются более подробно чем на традиционная подача информации показано в таблице:

Темы

Количество часов

Вид деятельности на занятии

Материал по физики к соответствующей теме

«Основы нанотехнологий»

Что такое нанотехнологии? [1]

(Заочная форма)

1

Отбор и сравнение материалов по нескольким предложенным источникам. [1]

Инструментарий нанотехнологий.

(Заочная форма)

1

Лекция с элементами беседы. Наблюдение за демонстрацией приборов учителем. [6]

Погрешность измерений и погрешность прибора. Способы вычисления погрешности косвенных и прямых измерений.

Основные определения и термины нанотехнологий. (Заочная форма)

1

Отбор и сравнение материала из нескольких источников.

Техника безопасности и основные правила работы в физической лаборатории

(Очная форма)

1

Постановка фронтальных опытов с пояснением ТБ [6]

Виды используемых устройств и приборов при определении размеров и физико-химических свойств предмета. Его линейные размеры, масса, плотность, состав материала.

Классификация наночастиц и нанообъектов. Композитные материалы. [2]

(Заочная форма)

1

Отбор материала и сравнительный анализ по нескольким источникам. Систематизация материала [2]

Строение атома. Строение вещества.

Микро- и нанотехнологические системы.

1

Сборка макета прибора микросхем из готовых деталей [2]

Электрические цепи и эквивалентные цепи. Измерение силы тока, напряжения и сопротивления электрической цепи при параллельном, последовательном и смешанном соединении. Проводники и полупроводники.

Наносенсоры. Наноэлектроника.

2

Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение по нескольким источникам [1]

Принцип работыультразвуковых, сейсмо, инфракрасных, газовых датчиков.

Основные принципы формирования наносистем. «сверху — вниз».

1

Лекция учителя. Работа с научно-популярной литературой. [6]

Способы получения материала с микропараметрами его частиц (дробление и измельчение).

Физические и химические методы.получения нанообъектов

2

Просмотр видеофрагментов. Демонстрация учителем. Сравнительный анализ результатов полученных разным способом. [5]

Способ дробления и измельчения материала. ТБ при работе с реагентами. Химический способ травления вещества как способ очистки поверхности вещества.

Методы исследования наноматериалов.

(Очно-заочная форма)

2

Изучение устройства АСМ по схемам и чертежам. Знакомство с методами подготовки образца для исследований. [3]

Магнитные свойства вещества. Пьезоэлектрический эффект.

Оптическая микроскопия. Оптические методы исследования наносистем. (Очно-заочная форма)

2

Изучение устройства оптического микроскопа с разным разрешением по схемам и чертежам. Знакомство с методами подготовки образца для исследований. [3]

Принцип построение изображения с помощью линзы. Виды линз.

Сканирующая зондовая микроскопия.

(Очно-заочная форма)

2

Фронтальная лабораторная работа. Измерение полученных величин. Анализ результатов [3]; [6]

Принцип получение изображения с помощью сканирования. Закон отражения света.

Лабораторный практикум

(Очная форма)

10

Исследование и анализ полученных результатов. Построение графиков и схем. [7]; [8]

Работа с инструментарием Микроскоп,НАНОЭДЮКАТОР II датчик давления твердого тела, многослойные углеродные трубки, оптический микроскоп, VernierLabQuest с датчиком температуры.

Итого

34

Исходя из вышесказанного можно спланировать работу по организации внеурочной деятельности по данному направлению на весь учебный год как в дистанционной, так и очной форме.

Литература:

  1. Андриевский Р. А., Рагуля А. В. “Наноструктурные материалы”, М., Академия, 2005.
  2. Мальцева П. П. “Наноматериалы. Нанотехнологии. Наносистемная техника”. Сборник статей М., Техносфера, 2006.
  3. Миронов В. Л. Основы сканирующей зондовой микроскопии / Москва.: Техносфера, 2005. — 144 с.
  4. Миронов В. Л. “Основы сканирующей зондовой микроскопии”, Российская Академия Наук Институт Физики Микроструктур, г. Нижний Новгород, — 2004.-114 с.
  5. Перепелкин К. Е. Физико-химические особенности формования природных фиброиновых нитей // Известия ВУЗов. Химия и химическая технология. — 2007, т.50, № 11. — с. 3–13
  6. Третьяков Ю. Н. “Нанотехнологии. Азбука для всех”. Сборник статей М., Физматлит, 2007.
  7. Руководство по эксплуатации «СЗМ НАНОЭДЮКАТОР II»
  8. www.ntmdt.ru/mikroskopy-dlya-obrazovaniya/nanoeducator-2‎

Ключевые слова

физика, внеурочная деятельность, Nanoeducator II, исследовательская деятельность школьника, физико-механические свойства материалов

Похожие статьи

Формирование инженерного мышления при обучении физике через внеурочную деятельность

В статье рассмотрена программа внеурочной деятельности «Юный изобретатель» для учащихся 7х классов, направленная на повышение эффективности обучения детей физике и развития инженерного мышления.

Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования

В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Инновационный метод обучения высшей математике студентов, обучающихся по специальности «Информационные технологии»

В данной статье рассматривается новый, инновационный метод преподавания высшей и дискретной математики студентам вузов технического направления, в частности направлениям информационных технологий, а также выявление педагогических проблем и их решение...

Внеклассная работа и ее значение при формировании профессиональной компетенции будущих учителей-физики

В этой статье раскрывается существующая взаимосвязь между обучением и воспитанием, а также рассмотрены виды и формы внеклассной работы в контексте интегральных общностей. Установлено, что организация внеурочных занятий учащихся является необходимым д...

Формирование инженерного мышления на занятиях робототехникой при обучении физике в средней школе

В статье обосновывается актуальность формирования инженерного мышления у школьников на материале образовательной робототехники, освещается разница между алгоритмизацией мышления и формированием системного мышления у детей, описывается необходимая для...

Элементы теории чисел на занятиях курса внеурочной деятельности в основной школе

Статья посвящена теоретико-числовой подготовке учащихся основной школы в рамках курса внеурочной деятельности.

Экспериментально-исследовательская деятельность на уроках физики как средство повышения познавательной деятельности обучающихся 7–9-х классов

В статье автор раскрывает пути повышения познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках физики посредством организации экспериментально-исследовательской деятельности.

Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах

В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».

Преподавание физики на базовом уровне в непрофильных классах

В статье автор пытается определить особенности преподавания физики на базовом уровне в непрофильных классах.

Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...

Похожие статьи

Формирование инженерного мышления при обучении физике через внеурочную деятельность

В статье рассмотрена программа внеурочной деятельности «Юный изобретатель» для учащихся 7х классов, направленная на повышение эффективности обучения детей физике и развития инженерного мышления.

Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования

В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Инновационный метод обучения высшей математике студентов, обучающихся по специальности «Информационные технологии»

В данной статье рассматривается новый, инновационный метод преподавания высшей и дискретной математики студентам вузов технического направления, в частности направлениям информационных технологий, а также выявление педагогических проблем и их решение...

Внеклассная работа и ее значение при формировании профессиональной компетенции будущих учителей-физики

В этой статье раскрывается существующая взаимосвязь между обучением и воспитанием, а также рассмотрены виды и формы внеклассной работы в контексте интегральных общностей. Установлено, что организация внеурочных занятий учащихся является необходимым д...

Формирование инженерного мышления на занятиях робототехникой при обучении физике в средней школе

В статье обосновывается актуальность формирования инженерного мышления у школьников на материале образовательной робототехники, освещается разница между алгоритмизацией мышления и формированием системного мышления у детей, описывается необходимая для...

Элементы теории чисел на занятиях курса внеурочной деятельности в основной школе

Статья посвящена теоретико-числовой подготовке учащихся основной школы в рамках курса внеурочной деятельности.

Экспериментально-исследовательская деятельность на уроках физики как средство повышения познавательной деятельности обучающихся 7–9-х классов

В статье автор раскрывает пути повышения познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках физики посредством организации экспериментально-исследовательской деятельности.

Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах

В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».

Преподавание физики на базовом уровне в непрофильных классах

В статье автор пытается определить особенности преподавания физики на базовом уровне в непрофильных классах.

Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...