Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования
Авторы: Терехова Наталия Николаевна, Катаева Любовь Наиловна, Парамзина Наталья Васильевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)
Дата публикации: 03.05.2021
Статья просмотрена: 61 раз
Библиографическое описание:
Терехова, Н. Н. Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования / Н. Н. Терехова, Л. Н. Катаева, Н. В. Парамзина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16538/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: дошкольный возраст, активные методы обучения, дополнительное образование, студия развития, школа, образовательный процесс.
Процесс перехода ребенка из детского сада в школу, несомненно, является довольно сложным этапом его жизни, который требует напряжения как физиологических систем организма, так эмоционально-волевой сферы. Именно этим обусловлена необходимость заблаговременной подготовки детей 5–7 лет к обучению в школе.
Приобретение детьми дошкольного возраста чувственного опыта влечет за собой развитие познавательных психических процессов, к которым относятся ощущение и восприятие. Затем все заметнее становятся изменения в развитии высших психических процессов: произвольной памяти, речи, мышления и других. В эмоциональной сфере также происходят изменения: формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка, становится иной экспрессивная сторона эмоций и чувств: ребенок усваивает «язык» чувств. Дошкольный возраст — сенситивный период формирования психологической и интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Хорошие возможности для развития личности ребенка дошкольного возраста, в том числе и подготовки его к обучению в школе предоставляют учреждения дополнительного образования. С этой целью в МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Оренбурга в отделе «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» осуществляет свою деятельность студия развития «Дошкольник плюс», помогающая родителям решить проблему подготовки ребенка к школе. Деятельность студии развития ориентирована на формирование различных знаний, развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, формирование у обучающихся дошкольного возраста мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности.
Занятия в студии развития «Дошкольник плюс» включают:
— обучение грамоте и развитие речи: обогащение активного и пассивного словаря учащихся, развитие фонематического слуха, развитие умения применять мыслительные операции анализа (синтеза, сравнения, восполнения) на основе звукового и слогового состава слов, обучение чтению слогов;
— обучение письму: направлено на развитие мелкой моторики учащихся посредством упражнений на раскрашивание, штрихование предметов и букв, обведение их по контуру;
— формирование математических представлений: направлено на обобщение представлений учащихся о свойствах предметов, математических операциях объединения и удаления предметов, развитие умения ведение счета в прямом и обратном порядке в пределах 20, правописание цифр, «видеть клетку», расширение пространственных представлений;
— ознакомление с окружающим миром: направлены на расширение представлений учащихся о растительном и животном мире России, обогащение знаний ребенка о самом себе, ближайшем социальном окружении, о культурно-исторических и географических названиях, знакомство с народными промыслами, формирование представлений о правилах поведения в природе;
— формирование элементарных представлений об информатике: развитие познавательных интересов, логического мышления, интеллектуально-творческих способностей с использования современных информационных технологий;
— развивающие кинезиологические игры: развитие произвольности, внимания, памяти и мышления через игру;
— изобразительную деятельность, лепку, художественный труд: ребенок получает возможность реализовывать свои творческие способности, получить базовые навыки в области художественной деятельности;
— ритмопластику: призвана научить детей восприятию музыки и передаче с помощью движений ее содержания, закрепить и усовершенствовать двигательные навыки, а также развить чувство ритма, улучшить координацию, ориентировку в пространстве и общую двигательную подготовленность обучающихся.
Привычной и желанной формой деятельности для старших дошкольников является игра. Мотивационный потенциал игры в образовательном процессе направлен на эффективное освоение дошкольниками дополнительных общеобразовательных программ социально-гуманитарной направленности. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого обучающегося найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения целей освоения содержания программ студии развития «Дошкольник плюс». Создать такую среду позволяет включение в организацию занятий активных методов обучения.
Активные методы обучения — это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения материала занятия [1]. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии [2].
Занятия в студии развития «Дошкольник плюс» проводятся в форме познавательных мероприятий. На начальном этапе занятия используются активные методы «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Поделись хорошим настроением», что позволяет динамично начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и комфортную атмосферу для обучающихся в группе. Приветствуется на занятиях организация самостоятельной деятельности обучающихся, что позволяет всесторонне и глубоко проработать материал занятия в условиях созданной педагогом дополнительного образования предметно-развивающей образовательной среды. В завершении занятия используется такие методы как «Итоговый круг», «Комплименты», которые позволяют эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия и завершить работу. Используемые активные методы обучения обеспечивают активизацию мыслительной и практической деятельности обучающихся на всех этапах занятия, приводя к полноценному освоению материала дополнительной общеобразовательной программы, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями. Контроль и оценка усвоения содержания материала применяются таким образом, чтобы стимулировать обучающихся к улучшению результатов, повышению активности, радости от образовательной деятельности. На занятиях используются различные способы: поощрительные наклейки, «дневники личностного роста», творческие задания.
B процессе организации образовательного процесса в студии развития «Дошкольник плюс» большое внимание уделяется вопросу воспитания обучающихся. В течение года в объединении проводятся различные культурно-массовые мероприятия: праздники «Здравствуй, Осень!», «Сюрприз для мамы», «Новый год к нам мчится», «Наши защитники», «День птиц»; игровые программы «В стране дорожной безопасности», «Праздник весны», «Космические тайны», флешмобы «День здоровья», «Привет, Весна».
Обучающиеся студии развития активно участвуют и занимают призовые места в конкурсах различного уровня: «Белая, белая сказка», «Царство игрушек», «Сделай мир цветным», «Юные изобретатели», «Лего-мастера» — конкурсы, организованные Дворцом творчества детей и молодежи; городской дистанционный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Наукоград», организованный управлением образования администрации города Оренбурга; международные конкурсы: «Сказочные фантазии», «Мир одаренности», «ПОНИ® Готовься к школе!», «LEGO-2020». Участие в конкурсных мероприятиях является одним из оптимальных условий для развития творческого потенциала обучающихся: способствует развитию интеллектуального потенциала, развитию творческого мышления, памяти, интеллекта, воображения.
Таким образом, дополнительное образование обладает особым развивающим потенциалом для обучающихся дошкольного возраста, способствует полноценному развитию в личностном и познавательном плане, создает условия для психологической и интеллектуальной подготовки детей 5–7 лет к обучению в школе.
Литература:
- Бережная, Н. П. Активные методы обучения / Н. П. Бережная. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/aktivnye-metody-obucheniya-na-urokah-informatiki-4532529.html (дата обращения: 30.04.2021).
- Мукатова, Р. К. Использование активных методов обучения / Р. К. Мукатова. — Текст: электронный // Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»: [сайт]. — URL: https://zkoipk.kz/ru/nconf2018/1-section/4063-conf.html (дата обращения: 30.04.2021).
Ключевые слова
образовательный процесс, школа, дошкольный возраст, дополнительное образование, активные методы обучения, студия развитияПохожие статьи
Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...
Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников
Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.
Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...
Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации
В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.
Современный педагог ДОУ
В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающ...
Похожие статьи
Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...
Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников
Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.
Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...
Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации
В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.
Современный педагог ДОУ
В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающ...