Метапредметная неделя как эффективный способ формирования метапредметных умений и навыков в условиях реализации ФГОС ООО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 02.05.2021

Статья просмотрена: 806 раз

Библиографическое описание:

Борисова, И. Д. Метапредметная неделя как эффективный способ формирования метапредметных умений и навыков в условиях реализации ФГОС ООО / И. Д. Борисова, Т. С. Чернышева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16540/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования метапредметных умений. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и проведению метапредметной недели. В статье представлен практический опыт работы, дан образец составления технологической карты для проведения мероприятия в рамках метапредметной недели.

Ключевые слова : метапредметная неделя, метапредметные УУД, технологическая карта.

На ситуацию в образовании влияют постоянные изменения в обществе, и школа должна готовить своих учеников к жизни в новых условиях. Важнейшая задача современного образования, отраженная в федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования, это не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний в рамках отдельных дисциплин, а прежде всего формирование совокупности метапредметных умений. Актуальным для развития метапредметных компетенций обучающихся является моделирование новых форм организации образовательного процесса в школе, например, проведение метапредметных недель.

Метапредметные недели могут быть посвящена известным людям, знаменательным историческим датам, выбору профессии, объявленному году в России. Метапредметные недели в нашей школе проводятся методическими объединениями с целью повышения качества образовательных результатов обучающихся, формирования в контексте ФГОС общего образования: универсальных учебных действий обучающихся. Метапредметная неделя является эффективным способом повышения уровня профессиональной компетентности учителей в рамках реализации ФГОС.

Метапредметная неделя может выступать как масштабный образовательный проект, включающий все этапы проектной деятельности — от подготовки до рефлексии и определения идей следующей недели. Метапредметные недели включают 4 этапа: методико-мотивационный, подготовительный, реализационный и рефлексивный.

В ходе методико-мотивационного этапа изучается имеющийся опыт, формулируются основные цели и задачи метапредметной недели, привлекаются к проведению мероприятий специалисты, родители, учителя-предметники. Необходимым условием для успешного проведения метапредметной недели является создание педагогической команды.

На подготовительном этапе разрабатывается план-график мероприятий, определяются дата, время, ответственные за проведение. Все мероприятия в рамках метапредметной недели должны решать реализацию целей по формированию метапредметных компетенций на всех этапах деятельности (целеполагание, анализ, синтез, оценка, понимание, применение, рефлексия). Особенное внимание при подготовке метапредметной недели уделяется разработке событийного ряда на основе ключевой темы, актуальной для школы. Организаторы недели определяют ключевой момент, который будет отражаться во всех событиях метапредметной недели. Идея определяет и формы проведения мероприятий. При составлении плана метапредметной недели учитываются разнообразные формы проведения учебных занятий и мероприятий (внеклассные мероприятия на параллель и между параллелями; уроки и внеурочная деятельность по предмету; общешкольные мероприятия; коллективные творческие дела) Учителя продумывают формы полученных продуктов и как они будут представлены (сообщение, отчет, презентация, исследовательская работа, стенгазета и др.). Педагоги стремятся максимально привлечь обучающихся к разработке, организации и проведению мероприятий и учебных занятий.

Последний этап метапредметной недели — рефлексивный. Проводится рефлексия среди участников в различных формах. На заседании методических объединений педагоги анализируют мероприятия.

Для проведения занятий и мероприятий учителя готовят технологическую карту занятия в рамках метапредметной недели, особое внимание уделяется формированию метапредметных УУД.

Технологическая карта занятия в рамках метапредметной недели

Целевая аудитория

Учащиеся 6-х классов

Тема

Игра-викторина «Великие достижения науки»

Цели

Закрепление во всех видах речевой деятельности лексических единиц по теме «Наука и техника»

Задачи

-Активизировать тематическую лексику в высказываниях монологического характера

—Совершенствовать умения работать с источниками

—Развивать умения планировать, решать проблемы

Планируемые результаты

Личностные

-Осознание возможности самореализации через освоение иностранного языка

—формирование гражданской идентичности

Метапредметные

УУД:

— познавательные

Построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и решение проблемы.

— регулятивные

Прогнозирование, планирование, оценка, саморегуляция

— коммуникативные

Формирование навыков взаимодействия

Предметные

Выпускник научится:

— употреблять лексику по теме в различных высказываниях;

—работать с информационными источниками

Выпускник получит возможность научиться:

— представлять личный субъективный опыт

Этапы работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

I этап. Мотивация к деятельности

Формулируют цели, задачи занятия

Вводит учащихся в языковую среду

Формулировка учащимися целей и задач

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Подготовка игры

Составление плана проведения игры.

Инструктаж учителя по технике безопасности

Формирование навыков совместной деятельности

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Проведение игры

Выполняют задания, представляют свою работу

Контролирует проведение игры, направляет деятельность учащихся

Активизация тематической лексики, Развитие устной речи

IV. Контроль и оценка результатов деятельности

Рефлексия.

Формулировка выводов

Помогает учащимся осознать свой вклад в проведении игры

Развитие навыков самооценки

Таким образом, метапредметная неделя является эффективным способом формирования метапредметных умений и навыков в условиях реализации ФГОС ООО.

Проведение метапредметной недели дает возможность повышения качества образовательных результатов обучающихся, повышает уровень профессиональной компетентности учителей в рамках реализации ФГОС общего образования.

Литература:

  1. Беляевская Т. Я. Метапредметная неделя — инновационная форма организации образовательного процесса. — международный педагогический портал «Солнечный свет»: международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, часть 7, ноябрь 2018 г.
  2. Кузнецов А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — № 2.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends
  4. Фоменко И. А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

5. Щербакова Т. Н. Метапредметная неделя, посвященная празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. /https://docplayer.ru/26713647-Metapredmetnaya-nedelya-posvyashchennaya-prazdnovaniyu-70-y-godovshchiny-pobedy-v-velikoy-otechestvennoy-voyne.html

Ключевые слова

технологическая карта, метапредметная неделя, метапредметные УУД

Похожие статьи

Формирование метапредметных умений студентов при изучении иностранного языка

Статья посвящена вопросу реализации метапредметного подхода в современной образовательной практике. Автор рассматривает формирование метапредметных умений студентов при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется метаумению находить и пере...

Игровой метод как форма закрепления материала и метапредметных связей в рамках изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

В статье представлена авторская разработка проведения в сюжетно-игровом формате учебного занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», которая позволяет актуализировать фундаментальные знания, полученные в ходе проведения курса лекций. В пр...

Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе

В статье раскрываются основные подходы к изучению метапредметного обучения, описывается метапредметное содержание образования, определяются основные средства достижения метапредметности. Представлены оценка, методы оценивания и контроля метапредметны...

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности, которые имеют практическую значимость и могут быть использованы педагогами в работе с детьми.

Игровая технология «Конструктор идей» как средство развития учащихся на уроках технологии в рамках профориентационной деятельности

В статье приводятся сведения о разработке коллектива преподавателей из ЧГПУ (г. Грозный), а также рассматривается вопрос о возможности использования в ходе проводимых уроков технологии игры «Конструктор идей», обеспечивающей развитие учащихся в проце...

Методика организации самостоятельной работы курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций

В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза, специфические требования к ее методике в условиях реализации компетентностного подхода. Путем анализа теоретических положений и выводов современных исследовател...

Комплексная работа — инструмент оценки сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе

Статья содержит материалы для проведения комплексной диагностической работы для учащихся 3 классов, направленной на проверку одного из основных метапредметных результатов обучения — сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая ...

Формирование готовности педагогических кадров вуза к использованию смарт-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в условиях центра рекрутинга

В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза»; выделены этапы конструирования образовательного процесса с использованием смарт-те...

Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: достижение метапредметных результатов

В данной статье поднимается вопрос о метапредметных результатах обучения на уровне среднего (полного) общего образования. Автором рассматривается ЕГЭ как форма итогового стандартизированного контроля и достижение в его рамках метапредметных результат...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Похожие статьи

Формирование метапредметных умений студентов при изучении иностранного языка

Статья посвящена вопросу реализации метапредметного подхода в современной образовательной практике. Автор рассматривает формирование метапредметных умений студентов при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется метаумению находить и пере...

Игровой метод как форма закрепления материала и метапредметных связей в рамках изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

В статье представлена авторская разработка проведения в сюжетно-игровом формате учебного занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», которая позволяет актуализировать фундаментальные знания, полученные в ходе проведения курса лекций. В пр...

Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе

В статье раскрываются основные подходы к изучению метапредметного обучения, описывается метапредметное содержание образования, определяются основные средства достижения метапредметности. Представлены оценка, методы оценивания и контроля метапредметны...

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности, которые имеют практическую значимость и могут быть использованы педагогами в работе с детьми.

Игровая технология «Конструктор идей» как средство развития учащихся на уроках технологии в рамках профориентационной деятельности

В статье приводятся сведения о разработке коллектива преподавателей из ЧГПУ (г. Грозный), а также рассматривается вопрос о возможности использования в ходе проводимых уроков технологии игры «Конструктор идей», обеспечивающей развитие учащихся в проце...

Методика организации самостоятельной работы курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций

В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза, специфические требования к ее методике в условиях реализации компетентностного подхода. Путем анализа теоретических положений и выводов современных исследовател...

Комплексная работа — инструмент оценки сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе

Статья содержит материалы для проведения комплексной диагностической работы для учащихся 3 классов, направленной на проверку одного из основных метапредметных результатов обучения — сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая ...

Формирование готовности педагогических кадров вуза к использованию смарт-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в условиях центра рекрутинга

В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза»; выделены этапы конструирования образовательного процесса с использованием смарт-те...

Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: достижение метапредметных результатов

В данной статье поднимается вопрос о метапредметных результатах обучения на уровне среднего (полного) общего образования. Автором рассматривается ЕГЭ как форма итогового стандартизированного контроля и достижение в его рамках метапредметных результат...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...