Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий
Авторы: Королькова Елена Анатольевна, Паршутина Светлана Владимировна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 24.05.2021
Статья просмотрена: 8 раз
Библиографическое описание:
Королькова, Е. А. Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий / Е. А. Королькова, С. В. Паршутина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/395/16572/ (дата обращения: 16.11.2024).
Музыкальные занятия помогают не только гармонично развивать детей с особыми образовательными потребностями, но и оздоравливать. Многочисленные исследования показали, что музыка, вокальное пение благотворно влияют на физическом уровне, улучшает память, речевые функции, внимание, духовно-эмоциональную сферу. Использование в педагогической деятельности разнообразных оздоровительных методик, помогает достичь определённых результатов не только в процессе освоения общеразвивающей программы, но и в плане улучшения своего физического здоровья. У многих детей с ограниченными возможностями здоровья преобладают трудности в процессе социализации, адаптации в общественной жизни, в детском коллективе. Это приводит к ухудшению нервной системы, повышается тревожность, замкнутость, страх, неуверенность в собственных силах.
Задача педагога заключается в оказании помощи ребёнку почувствовать себя более уверенно, научиться смело преодолевать трудности обучения, общения, поднять самооценку. В каждом ребёнке есть определённый потенциал, который опытный педагог сможет увидеть и развить.
В объединении «Музыкальная страна» Дома детского творчества города Тулы имеется уникальный опыт в использовании нетрадиционных оздоровительных методик средствами музыки, вокального пения. Музыкальные занятия для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья наполнены позитивным содержанием, игровой мотивацией, успокаивающим воздействием, психологическим комфортом, что позволяет улучшать положительную динамику общего развития и оздоровления детей. Каждый контакт детей с педагогом достигается доброжелательным отношением, ласковой речью, мимикой, юмором, положительными эмоциями. Игровая деятельность способствует более лёгкому освоению музыкальных навыков, обязательно включает коррекционно-оздоровительные упражнения на развитие голоса, речи, пальчиковую гимнастику, работа с различными тренажёрами, мягкими модулями. В процессе совместных музыкальных занятий формируется исполнительская, вокальная культура, простейшая музыкальная грамотность. Пение развивает память, мышление, внимание, воображение, фантазию, кругозор, способствует активизации познавательной активности. Формирование вокальной певческой культуры происходит в процессе гармоничного общения педагога и ребёнка.
Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. Перед началом любого занятия необходим положительный эмоциональный настрой ученика, для этого с детьми проводятся игровые весёлые упражнения, с использованием шумовых инструментов, музыкальных игрушек. Постепенно задания усложняются, и незаметно для него переходят в учебное занятие. Играя, ребёнок учиться, осваивает исполнительскую культуру, развивает вокальный слух, узнаёт много новой информации о музыке, манере исполнения, об актёрском мастерстве.
Допустимы динамические и релаксационные паузы, которые зависят от степени утомлённости детей. Если ребёнок напряжён, излишне активен, возбужден, то для таких детей подходят упражнения по релаксации. Наиболее эффективны упражнения на ковриках, на полу, могут сопровождаться спокойной музыкой, записью шума океана, леса, птиц, и т. д. После таких упражнений ребёнок успокаивается, его дыхание нормализуется, воспитанник испытывает психологический эмоциональный комфорт. Если дети вялы, заторможены в процессе занятий, то для них подойдут подвижные игры, сюрпризные моменты с участием каких-либо интересных игрушек, героев. Взбодрить детей также помогут ритмические упражнения, танцевальные движения под весёлую музыку.
У педагога — руководителя вокального объединения всегда имеется «банк» различных наглядно-дидактических материалов, пособий, игрушек, шумовых инструментов, оздоровительных тренажёров, подборка фонограмм для занятий, переменок, динамических пауз, для сопровождения игровых моментов. Но в большей степени успех развития, оздоровления учащихся зависит от личности самого педагога, его психологической самоорганизации, позитивного отношения к детям, его мимики, жестов, интонации. Важен настрой педагога перед занятием, который должен быть гармонично-эмоциональным, в то же время не допустима перегрузка, которая поспособствует профессиональному выгоранию. От личности педагога зависит и степень усвоения материала. Поэтому педагогу приходится много работать над своим самосовершенствованием, саморазвитием, личностным ростом. Эмоциональное благополучие педагога зависит от многих факторов, прежде всего от его настроения, здоровья, уверенности в себе, удовлетворенностью работой, жизнью, желания просто приносить радость детям. В хорошей психологической комфортной атмосфере раскрываются творческие способности детей, а доброе слово лечит душу.
Развитие духовного мира ребёнка, его ощущением нужности окружающим людям, созидательного отношения к себе, возможности самореализации служит источником укрепления его физического, духовного и социального здоровья. В процессе творческого сотрудничества педагога, ребёнка, его родителя, создаются благоприятная среда, в которой ребёнок проявляется как личность, формируются коммуникативные способности, познавательная деятельность, волевые качества (целеустремлённость, самостоятельность, инициативность, выдержка, настойчивость, смелость и др.). Происходит формирование творческой активности, вокально-певческих, музыкальных способностей, а также чувствуется оздоровительный эффект от позитивного общения в процессе занятия. Ведь здоровье ребёнка зависит от его положительного эмоционального состояния и благополучия. Планируя учебное занятие, педагог задумывается прежде всего о том, как улучшить эмоциональное благополучие ребёнка, в соответствии подбирает необходимые игры, упражнения, репертуар.
В течение всего периода обучения педагог составляет для себя необходимый перечень «позитивных» приёмов обучения, апробирует их на практике, определяет наиболее эффективный опыт на будущее. Основываясь на особенностях развития своих воспитанников, сможет легко подобрать индивидуальный маршрут обучения, организовать учебно-оздоровительный процесс, обеспечивающий укрепление психического, физического здоровья, развитие музыкально-творческих способностей, формирование здорового образа жизни.
Таким образом, педагог ставит перед собой многогранную цель комплексной реализации обучающих, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач. На музыкальных занятиях должна прослеживаться связь данных направлений деятельности. Перед началом занятия — позитивная игра, дыхательная, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения для горла, голосовых связок, оздоровительные упражнения с использованием тренажёров для развития мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика, речевые игры, распевки, музыкально-речевые игры, танцевально-ритмические движения, работа по импровизации, элементы музыкотерапии, игра на детских музыкально-шумовых инструментах, беседа, личный пример исполнения, чтение текста песни, заучивание, повторение, исполнение, гармонично сочетается с минутками отдыха и релаксацией, подведение итога занятие с поощрением и одобрением. Из всего перечисленного составляем свой тематический план занятия. Результатами такого обучения можно считать повышение уровня музыкально-творческой грамотности ребёнка, стабильности эмоционального благополучия, улучшение качества речи, снижение уровня заболеваемости, физическая и умственная работоспособность. Эффективно помогают развивать ребёнка логоритмические занятия, которые сочетают в себе музыку и движение, различные игры, упражнения, пение, которые способствуют созданию доброжелательной среды. Каждое последующее занятие идёт с небольшим усложнением, повторением предыдущего материала, изучением и закреплением нового. Использование различной атрибутики, костюмов, масок, предметов для игр стимулирует мотивации к обучению и общению. Много восторга и радости приносят совместные игры, выступления детей и взрослых.
В учреждении дополнительного образования можно легко реализовать творческий проект, в который могут включиться не только дети, но и педагоги, родители, волонтёры. Так, в Доме детского творчества города Тулы, реализуется проект «ДОМ» («Дети открывают мир»), который направлен на обучение, развитие, социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках данного проекта работали дети и взрослые, делились опытом педагоги, проводили тематические мастер-классы, концертные, игровые мероприятия, открытые занятия. Главное — чтобы совместная работа педагога и детей, приносила радость общения, расширяла границы сотрудничества, а содержательная деятельность позволяла получить не только необходимые знания, умения, навыки выбранного вида деятельности, но и помогла детям самореализоваться в современной жизни общества.
Литература:
- Брызжева Н. В., Григорьева А. И.-Тула: Особый ребёнок: сопровождаем, развиваем, воспитываем. ГОУ ДПО «ИПК и ППРО ТО», 2015 г., -160 с.
- Григорьева А. И., Дьячкова Т. В.-Тула: «ИПК и ППРО ТО», 2014 г., -100 с.