Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования и робототехники
Авторы: Плыгунова Ирина Ивановна, Шатова Марина Сергеевна, Леонидова Наталья Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, июль 2021)
Дата публикации: 02.07.2021
Статья просмотрена: 105 раз
Библиографическое описание:
Плыгунова, И. И. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования и робототехники / И. И. Плыгунова, М. С. Шатова, Н. В. Леонидова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/397/16602/ (дата обращения: 16.11.2024).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к условиям, содержанию и результатам образовательной деятельности в ДОО. В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одной из приоритетных задач воспитания детей является «развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества» [4].
Заявленные приоритеты современного образования дошкольников требуют обновления технологий, форм и методов образовательной деятельности. В деятельность детского сада активно внедряются современные развивающие пособия, учебно-методические комплексы, способствующие успешности дошкольников в различных видах деятельности: игровой, творческой, познавательной и др.
В настоящее время продолжается технологический прорыв. Инновационные технологии и высокотехнологичные продукты стали неотъемлемой составляющей современного общества. В том числе и в образовательных организациях разного уровня ведущее место последние годы занимает проектирование, алгоритмизация, моделирование, робототехника и конструирование.
По некоторым данным сегодня в мире работают около 2 млн. самых разнообразных роботов: роботов-игрушек, домашних, промышленных. Время теоретических знаний сменилось эпохой всевозможных роботов и механизмов. При этом необходимо отметить, что конструирование и изобретательство, интерес к роботам, присущи подавляющему большинству современных детей.
С 2016 года наше дошкольное учреждение является участником региональной инновационной площадки «Развитие конструктивной и исследовательской деятельности старших дошкольников в условиях учебно-игрового ЛЕГО-центра», с 2018 года включено в состав федеральной инновационной площадки по теме: «Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «Фребеля до робота».
По результатам проведенного педагогического мониторинга в 2019 году выявлено, что только 46 % детей старшего дошкольного возраста имеют достаточный уровень развития познавательной активности. Анкетирование, проведенное среди родителей воспитанников, показало следующее: 82 % родителей считают важным развитие познавательной активности дошкольников, при этом 65 % родителей испытывают затруднения, каким образом организовать работу в этом направлении дома.
Реализацию системы работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования и робототехники начали с создания в группе необходимых условий.
Главной задачей деятельности на начальном этапе стала задача заинтересовать и вовлечь детей и родителей в мир технического конструирования и робототехники. В 2019 году в нашем образовательном учреждении был создан научно-технический центр «Образовариум», материальная база которого включает более 30 видов различных образовательных конструкторов: LEGО DUPLО, LEGО «Первые конструкции», тематические LEGО конструкторы — аэропорт, муниципальный транспорт, ферма, дикие животные, театр и др., LEGО «Первые механизмы», LEGО WEDО, робо-мыши, робо-пчелы, робо-Завр, Робо-Лиса, робо-пес, робо-Хамелеон, Робот Ботли и др. Активная образовательная среда способствовала включению дошкольников в коммуникативную и конструктивную деятельность.
При разработке и реализации системы работы с воспитанниками мы опирались на основные принципы современного дошкольного образования:
– принцип развивающего обучения;
– принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования;
– принцип решения образовательных задач в самостоятельной деятельности и совместной деятельности взрослого и детей;
– принцип учета ведущего вида деятельности дошкольника — игры.
Основной формой проведения занятий были избраны занятия-практикумы. При этом для поддержания интереса к конструированию и техническому моделированию мы использовали разнообразные формы и методы работы:
– беседы, в ходе которых ребята узнавали новую информацию об объектах конструирования;
– работа по образцу, схеме или заданным условиям,
– самостоятельное проектирование;
– творческое конструирование;
– коллективные работы, коллажи.
При организации работы мы объединяли в единый процесс обучение и игру, что позволило обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач. В процессе работы с конструктором знакомили ребят с ключевыми понятиями и идеями, относящимся к информационным технологиям и робототехнике, содействовали формированию представлений о процессе исследования и решения задач, о возможности деления сложной задачи на более мелкие, о выдвижении всевозможных гипотез и их проверке, а также о том, как обходиться с неожиданными результатами.
Занятия конструированием и робототехникой позволяют решать достаточно широкий спектр задач дошкольного образования, в том числе и в зависимости от формы организации данной работы. Так индивидуальное конструирование в свободное время способствует развитию у ребенка внимательности, усидчивости, наблюдательности, развитию мелкой моторики, познавательной и творческой активности. Работа же в команде позволяет выстроить и наладить коммуникацию между детьми.
В процессе занятий дошкольники становятся строителями, архитекторами, творцами. Играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои творческие идеи. Начиная с элементарных построек по образцу, ребёнок продвигается всё дальше, а, видя свои успехи, становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Развитию познавательной активности и обогащению социального опыта воспитанников способствовали организуемые совместно с родителями и проводимые в нашей группе LEGO-выставки, совместные познавательные (LEGO-бум) и творческие (LEGO-фест) мероприятия. Подобные тематические досуги также создают условия для развития творчества, навыков конструирования и коллективного общения и взаимодействия.
Наблюдения показали, что LEGO-конструирование стало одним из любимых занятий старших дошкольников. Совместно с ребятами было принято решение о завершении тематических недель в течение учебного года коллективным LEGO-творчеством. Также были организованы ряд познавательных и технических совместных проектов взрослых и детей.
Одной из традиций стало проведение среди ребят группы научно-практических конференций, на которых дошкольники делятся друг с другом своими техническими открытиями, представляют созданные ими постройки и освоенные роботы.
Все это способствовало не только развитию познавательной активности дошкольников, что подтвердилось результатами педагогического мониторинга, но и содействовало формированию у детей интереса к занятиям конструированием и техническим творчеством, повышению родительской компетентности в вопросах развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и влиянии конструкторов на детское развитие.
Литература:
- Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: М. С. Ишмакова. — Всерос. уч-мет центр образоват. робототехники.-М. Изд.-полиграф. Центр «Маска». — 2013.
- Куцакова, Л. В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа — М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.
- Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2019 N 1155.
- Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года N 996-р.