Использование средств фитнес-аэробики для подготовки к выполнению норм ГТО
Авторы: Бакурадзе Наталья Сергеевна, Пахомова Светлана Викторовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
XII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, июль 2021)
Дата публикации: 30.06.2021
Статья просмотрена: 481 раз
Библиографическое описание:
Бакурадзе, Н. С. Использование средств фитнес-аэробики для подготовки к выполнению норм ГТО / Н. С. Бакурадзе, С. В. Пахомова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 44-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/397/16619/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: средства физической культуры, фитнес-аэробика, комплекс ГТО, функциональное оборудование, уровень физической подготовленности.
Особую актуальность в нашей стране приобретает проблема сохранения и укрепления здоровья населения. Физическая культура в Вузе рассматривается государством как важный инструмент развития человеческого потенциала, как одно из эффективных средств сохранения и укрепления здоровья молодого поколения, повышения работоспособности будущих профессионалов и увеличения продолжительности активной жизни [3].
Будущая профессиональная деятельность специалистов по экономической безопасности предъявляет повышенные требования к профессиональной, психической и физической подготовке. Использование информационных технологий привело к сокращению двигательной активности и преобладании умственной и психоэмоциональной деятельности. В связи со сложившейся ситуацией особую роль для сохранения здоровья и высокой работоспособности приобретают занятия физической культурой. Физическая подготовка специалистов по экономической безопасности направлена на приобретение умений и навыков, физических и психических качеств, способствующих успешному выполнению служебных задач, сохранению высокой работоспособности. В процессе занятий физической культурой в Вузе будущие специалисты по экономической безопасности приобретают необходимые навыки для будущей работы, совершенствуют их и приобщаются к занятиям спортом и здоровому образу жизни.
Современные средства обучения позволяют эффективно построить учебный процесс по физической культуре. Одним из эффективных средств по внедрению физической культуры в Вузе является подготовка к сдаче норм комплекса ГТО. С 1 января 2016 года началась реализация комплекса ГТО в системе Министерства образования и науки. В центре внимания при внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) в систему образования находится, не только собственно подготовка к выполнению нормативов, но и формирование физической культуры личности.
ВФСК ГТО введен в образовательный процесс в целях создания эффективной системы физического воспитания и представляет собой важнейший социальный проект федерального значения, инструмент реализации государственной политики по привлечению широких слоев населения, в том числе студентов, к занятиям физической культурой и спортом.
Комплекс ГТО задает программную основу и государственные требования к уровню физической подготовленности различных возрастных категорий населения, в том числе и студенческой молодежи [6].
На современном этапе внедрение комплекса ГТО в высшем учебном заведении — инструмент для привлечения молодежи к массовому спорту. В процессе подготовки специалиста по экономической безопасности для успешной сдачи норм ГТО в нашем Вузе мы используем средства и возможности современного вида спорта — фитнес-аэробики.
Фитнес-аэробика — это командный, сложнокоординационный, полиструктурный вид спорта, состоящий из гимнастических и танцевальных элементов, зародившийся в фитнесе, развитием и популяризацией которого занимается ФИСАФ (Международная Федерация спортивной аэробики и фитнеса). Также фитнес-аэробика — это комплекс упражнений, который выполняется под ритмичную музыку группой под руководством инструктора или преподавателя с использованием различного оборудования [2].
Занятия фитнес-аэробикой имеют огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, проявляющийся в повышении уровня развития физических качеств и функциональной подготовленности, а также способствуют удовлетворению личных потребностей в области физической культуры и спорта. Благодаря фитнес-аэробике можно дифференцировать процесс физического воспитания и повысить мотивацию студентов к занятиям физической культурой и спортом [2].
Средства фитнес-аэробики помогают внедрению современного комплекса ГТО в повседневную жизнь студентов. Изначально, комплекс ГТО был направлен на то, чтобы сформировать моральный и духовный облик людей, гармонично и всесторонне развивать их физические и нравственные качества, принять меры по укреплению здоровья и повысить творческую и трудовую активность. В перечень основных задач, которые решает комплекс ГТО, включены следующие задачи:
– использование физической культуры как важнейшего составного элемента здорового образа жизни;
– достижение высокого уровня физической подготовленности, обеспечивающей творческое долголетие, необходимое состояние здоровья, высокопроизводительный труд, готовность к защите Родины;
– широкая и всесторонняя пропаганда физической культуры среди различных категорий населения;
– воспитание потребности в регулярных физических нагрузках на протяжении всей жизни;
– овладение основными положениями системы физического воспитания, знаниями и практическими навыками самостоятельных занятий физическими упражнениями, по гигиене и гражданской обороне;
– массовое вовлечение населения в активную деятельность по участию в управлении самодеятельным физкультурным движением;
– развитие массового спорта, выявление и воспитание спортивных талантов и т. д. [6].
Проанализировав научные труды о возможных путях выхода из создавшейся ситуации с современным состоянием здоровья студентов, одним из главных является введение норм ГТО, и мы считаем, что внедрение фитнес — технологий в физическое воспитание студентов значительно поможет им в дальнейшем успешно сдавать все нормативы.
На современном этапе фитнес-аэробика становится все более популярной, в частности, такие ее виды как танцевальная аэробика, степ-аэробика, йога, фитбол-аэробика, функциональный тренинг и другие.
В данном контексте фитнес-аэробику необходимо рассматривать как одно из эффективных средств физического воспитания и ориентации на здоровый образ жизни подростков и учащейся молодежи, обеспечивающее разностороннее воздействие на организм, способствующее формированию устойчивого интереса к систематическому использованию средств физической культуры и спорта с целью саморазвития и самосовершенствования, подготовки для успешной сдачи норм ГТО [4].
Для осуществления образовательной деятельности на занятиях необходимо использовать современное фитнес-оборудование: степ-платформы, кор-платформы, фитболы, гантели, функциональные петли TRX, гимнастические коврики, эластичные ленты разного размера.
Одним из нормативов для сдачи норм ГТО является тестирование уровня гибкости наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровни скамьи в см). В нормах ГТО тест на гибкость является обязательным испытанием для всех возрастных категорий, что говорит о важности уровня развития гибкости для определения физической подготовленности организма. В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела [5]. Упражнения для развития гибкости необходимо включать в содержание каждого занятий по физической культуре. В формате занятия фитнес-аэробикой 10–15 минут отводится специальным комплексам упражнений для развития гибкости. Средствами развития гибкости являются: упражнения на расслабление; — плавные движения по большой амплитуде; — повторные пружинящие движения; — пассивное сохранение максимальной амплитуды; — активное сохранение максимальной амплитуды; — махи с постепенным увеличением амплитуды. Регулярное выполнение упражнений на развитие гибкости позволяет укреплять суставы и мышечные волокна, повышает эластичность и упругость мышц, помогает сохранять правильную осанку, уменьшает риск возникновения травм.
Для подготовки к сдаче норматива по отжиманиям и подтягиваниям можно использовать петли TRX, которые используются в фитнес-программах. TRX-петли, прежде всего, — прекрасный инструмент для эффективного метаболического тренинга. Гибкая конструкция петель превращает самые простые отжимания в сложнейшее комбинационное упражнение, задействующее массу мышечных групп одновременно. Благодаря этому, а также из-за повышенной координационной сложности большинства упражнений, занятие на TRX-петлях способствует более активному расходу энергии во время занятия, а также созданию высокого уровня метаболического отклика, который позволит тратить калории спустя многие часы после окончания тренировки. С помощью них можно выполнять приседы на одной ноге, отжимания, когда одна нога находится в петле, сгибания на бицепс двумя руками, отжимания в петлях, Y-разводки — все эти упражнения способствуют укреплению мышц ног и рук и развитию выносливости в целом и подготовке студентов к сдаче нормативов ГТО.
Для общей тренировки мышц, вестибулярного аппарата, развития координации движений, подготовки к сдаче беговых нормативов (100м и 2000м) и, как следствие, для лучшего результата комплекса ГТО с использованием средств фитнес-аэробики рекомендуем использовать степ-платформу. Занятия степ-аэробикой, как и любые аэробные или кардио- тренировки, благотворно влияет на состояние сердечно сосудистой системы, повышают уровень выносливости и мышечной силы. При регулярных занятиях у человека увеличивается объем сердечной мышцы и максимальный сердечный выброс, повышается плотность капилляров, нормализуется пульс в состоянии покоя, снижается пульс при нагрузках, снижается риск болезней сердца и инфарктов.
Также к средствам фитнес-аэробики, способствующим увеличению уровня физического развития, можно отнести эластичную ленту или фитнес-резинку и гантели. Упражнения с отягощениями увеличивают мышечную силу рук, ног, спины и живота. Эластичная лента очень проста в использовании, но чрезвычайно эффективна при работе над основными мышцами тела. При выполнении упражнений с помощью эластичной ленты повышается уровень развития мышечной силы, выносливости, гибкости. Эластичная лента позволяет проработать все мышцы тела, но особенно мышцы ног, рук, плеч, груди, спины. В современных силовых и кардио-тренировках чаще используют именно фитнес-резинки. Они дают отличную нагрузку на мышцы верхних и нижних конечностей, мышцы спины и груди, что позволит успешно сдать такие нормативы комплекса ГТО, как: прыжок в длину, метание гранаты, поднимание туловища из положения лежа на спине. Эластичную ленту часто используют в самостоятельных тренировках, а также во время пилатеса и стретчинга.
В результате мы можем сделать вывод, что уровень физической подготовленности очевидно значительно выше у студентов, дополнительно занимающихся фитнес-аэробикой. Важным аспектом является то, что эти студенты успешнее сдают нормативы ГТО и являются обладателями знаков отличия. Использование средств фитнес-аэробики оказывает положительное воздействие на оптимизацию самостоятельной физической деятельности студентов, влияет на общую подготовленность организма, на уровень скоростных, силовых и координационных качеств. Организм студента укрепляется, повышается уровень физических качеств, так же стабилизируется психологическое и психофизическое состояние студента, что в совокупности дает дальнейший прогресс будущего личностного роста, способствующих успешному выполнению служебных задач, сохранению высокой работоспособности, повышению мотивации к занятиям спортом.
Литература:
- Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры/Под ред. Е. Б. Мякиченко и М. П. Шестакова. — М. — СпортАкадемПресс, 2002. — 304с.
- Богданова, Т. В. Технология реализации программы по аэробике для студенток высших учебных заведений: дис.... канд. пед. наук / Т. В. Богданова; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. — Санкт-Петербург, 2012. — 213 с.
- Максименко А. М. Теория и методика физической культуры/Учебник. — М. — «Физическая культура», 2005.- 533с.
- Понарина О. С., Пономарева Е. Ю. «Методические рекомендации по построению, содержанию и организации процесса подготовки к сдаче нормативов физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательных учреждениях высшего профессионального образования»: учебно-методическое пособие / О. С. Понарина, Е. Ю. Пономарева. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2015.
- Шалавина А. С., Шафикова Н. Ю., Сергеева Н. Б. Развитие гибкости студентов. /А. С. Шалавина, Н. Ю. Шафикова, Н.Б Сергеева.– Казань: Казан. ун-т, 2016, — 39 с.
- ВФСК ГТО электронный ресурс: https://www.gto.ru/
Ключевые слова
комплекс ГТО, средства физической культуры, фитнес-аэробика, функциональное оборудование, уровень физической подготовленностиПохожие статьи
Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике
Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеуст...
Оценка физической подготовленности обучающихся I–II ступени в выполнении нормативов комплекса ГТО
В статье представлены результаты физической подготовленности обучающихся I-II ступени, добровольно принявших участие в выполнении нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде
В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...
Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге
В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...
Совершенствование технической подготовки квалифицированных пауэрлифтеров
В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...
Готовность студентов к сдаче норм комплекса ГТО
В статье рассмотрены основные позиции подготовки студентов 18–24 лет к выполнению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)». При этом установлено, что степень готовности у студентов спортивных и гуманитарных об...
Сочетание средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов
Предполагается, что внедрение сочетании средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов повысит уровень подготовленности легкоатлетов в тренировочном процессе, что позволят повысить уровень физической подготовленнос...
Физическая подготовленность детей по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе
В статье авторы изучают уровень физической подготовленности гимнастов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки с целью разработки планирования тренировочного процесса.
Система тренировочного процесса на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера
В статье представлен примерный вариант тренировочной нагрузки по ОФП, а также примерный план тренировок на месяц по СФП на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера, указаны особенности тренировочного процесса на данном этапе.
Похожие статьи
Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике
Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеуст...
Оценка физической подготовленности обучающихся I–II ступени в выполнении нормативов комплекса ГТО
В статье представлены результаты физической подготовленности обучающихся I-II ступени, добровольно принявших участие в выполнении нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде
В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...
Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге
В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...
Совершенствование технической подготовки квалифицированных пауэрлифтеров
В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...
Готовность студентов к сдаче норм комплекса ГТО
В статье рассмотрены основные позиции подготовки студентов 18–24 лет к выполнению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)». При этом установлено, что степень готовности у студентов спортивных и гуманитарных об...
Сочетание средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов
Предполагается, что внедрение сочетании средств аэробной и анаэробной направленности в тренировочном процессе легкоатлетов повысит уровень подготовленности легкоатлетов в тренировочном процессе, что позволят повысить уровень физической подготовленнос...
Физическая подготовленность детей по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе
В статье авторы изучают уровень физической подготовленности гимнастов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки с целью разработки планирования тренировочного процесса.
Система тренировочного процесса на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера
В статье представлен примерный вариант тренировочной нагрузки по ОФП, а также примерный план тренировок на месяц по СФП на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера, указаны особенности тренировочного процесса на данном этапе.