Преподавание предмета «Обществознание» в среднем профессиональном образовании (из опыта работы)
Автор: Самодурова Вера Геннадьевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
XIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)
Дата публикации: 26.07.2021
Статья просмотрена: 731 раз
Библиографическое описание:
Самодурова, В. Г. Преподавание предмета «Обществознание» в среднем профессиональном образовании (из опыта работы) / В. Г. Самодурова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16637/ (дата обращения: 15.11.2024).
Принятие новых образовательных стандартов и начало их внедрения в систему СПО заставляет пересмотреть давно сложившиеся стереотипы педагогической деятельности и позволяет педагогам по-новому выстраивать образовательное пространство. В основе Стандарта образования лежит системно-деятельностный подход, сутью которого является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, ориентирующееся на результаты образования обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Конечно же, в первую очередь речь идет идёт о многообразии форм работ с обучающимися, об учете индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), все это направлено на рост потенциала обучающихся. Предмет обществознание, является одним из ключевых предметов обучения как в основной школе, так и на начальном курсе средне специальных учебных заведений. Обществознание позволяет педагогу проводить занятия, активно привлекая студентов к работе, формировать духовно-нравственное направление в своей работе, определять вектор развития познавательной деятельности обучающихся.
С чего же стоит начать педагогу работу? Конечно же с разработки рабочей программы курса обществознания. В первую очередь педагогу необходимо изучить документы по ФГОС и примерную программу по обществознанию. Как мы знаем, рабочая программа курса обществознания содержит: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учётом специфики учебного курса; 2) общую характеристику учебного курса; 3) описание места учебного курса в учебном плане ОУ; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса; 5) содержание учебного курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного курса.
Проходя данный этап, педагог должен понимать, что создавая проект учебного занятия, он должен создавать ситуацию на занятии, в которой будут достигаться учебные цели. Для создания такой учебной ситуации, необходимы задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи, а такой особенностью учебных задач является то, что они нацелены на усвоение способа действия, в ходе которого происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы. При планировании занятия, надо помнить, что решение учебной задачи, это не сам продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. Ставя задачи урока: построение, анализ и оценка модели; разработка и исполнение алгоритма в рамках данной модели; анализ и использование результатов, педагог добивается поставленной цели.
Также, педагогу нельзя забывать о так называемой учебной рефлексии. Вопросы по типу — Что ты делал? Что у тебя не получается? Какова причина твоего затруднения? Как можно выйти из затруднения? Отвечая на эти вопросы, студент должен построить свою версию изученного материала. Если же, обучающиеся не могут выразить своей версии из сложившегося положения, то педагогу необходимо провести демонстрацию материала еще раз, в краткой версии, выбирая основные вехи из материала, с новыми акцентами на тех местах, которые вызвали у обучаемых затруднение. Следующий этап — обеспечения контроля за деятельностью обучаемых. В учебной деятельности учитель должен контролировать изменения, происшедшие в ученике. Изменения являются важным продуктом учебной деятельности. Важно то, что контроль имеет ценность только в том случае, когда он переходит в самоконтроль. Таким образом, проектируя занятие со студентами, педагог должен стимулировать учебные мотивы обучающегося, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию учебной деятельности и осуществлять контроль за процессом и результат
Конечно, новое время требует новых нормативных документов, но прежде чем перестроить систему образования, необходимо перестроить сознание педагога. Педагоги, зачастую бывают достаточно консервативными по своей сути и новшества воспринимают достаточно болезненно, но в то же время именно педагогика больше всего подвержена трансформации. Такой вот парадокс, который предстоит решать и преодолевать педагогам. Все изменения связаны с корректировкой образовательных программ, правками в нормативной базе образовательных учреждений и построением содержания учебных предметов. Давайте попытаемся выделить основные критерии готовности педагога к новым требованиям: в первую очередь это принятие целей и задач у нового образовательного стандарта, овладение различными способами проектирования и достижения этих целей и задач, в третьих — отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, также, немаловажным является отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися; умение педагога предоставить инициативу в руки студента.
Но вместе с тем, педагог может увидеть и определенные трудности в подготовке к занятию. Одна из таких трудностей — психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, следующее за труднее может вызвать неготовность педагога к переходу на новую систему оценивания результатов.
Что же может помочь педагогу в этой ситуации? Конечно же, это необходимый уровень теоретической и методологической подготовки в организации занятия, расширенное владение так называемыми ИКТ технологиями, креативный и гибкий тип мышления. Лишь в этом случае большая часть преподавателей будет мотивирована на перелом в своих методах и приемах обучения. Результаты подобной работы должны стать основой для развития профессиональных компетентностей учителя
Сегодня образование выделяет следующие требования к современному занятию в системе СПО:
- Организованное занятие в оборудованном по последним требованиям кабинете
- Педагог должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока
- Занятие должно быть проблемным и развивающим одновременно
- Педагог сам организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
- Выводы по занятию делают сами учащиеся;
- Времясбережение и здоровьесбережение;
- Планирование обратной связи;
Одной из особенностей урока обществознания по ФГОС, является использование компьютерной техники и информационных технологий, что повышает эффективность процесса обучения, делает его более живым, прогрессивным и затрагивающим интерес обучающихся, позволяющий педагогу и студенту быть на одной волне, если можно так сказать. Это то, что позволит работать с большим результатом, тем самым, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и конечно усилия мотивации обучающихся к учебной деятельности. Важным моментом является то, что обучающиеся должны видеть, чем они занимаются, и видеть результаты своей деятельности. Особенность занятия с ИКТ-технологиями заключается в том, что студенты не только получают информацию от преподавателя, а учатся и могут добывать ее самостоятельно. Умеют анализировать, осуществлять отбор информации. Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.
Выше мы говорили о новом понятии — учебная ситуация, под которым подразумевается такая особенность учебного процесса, в котором студенты с помощью преподавателя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д. частично запоминают. В связи с новыми требованиями перед педагогом ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Особенностью урока обществознания в СПО является то, чтобы активно содействовать воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ; развивать личность, повышать уровень ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, воспитывать уважение к законам, формировать способности к личному самоопределению, к самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; а также, формировать у студентов целостную картину мира, адекватную современному уровню знаний. Педагог на занятиях по обществознанию должен способствовать формированию у обучающихся опыта применения полученных знаний в реальном мире, для осуществления гражданской и общественной деятельности. В изучении курса обществознания студент должен учиться толерантности в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; уметь соотносить собственное поведение и поступки по отношению к другим людям. Знать и понимать процессы, происходящие в мире и стране. Знать законодательную базу, чтобы понимать и соотносить свое поведение по отношению к другим людям с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.