Особенности формирования языковых компетенций у конкурентоспособных студентов-медиков в дистанционном формате
Автор: Бибик Инна Анатольевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
XIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)
Дата публикации: 10.09.2021
Статья просмотрена: 14 раз
Библиографическое описание:
Бибик, И. А. Особенности формирования языковых компетенций у конкурентоспособных студентов-медиков в дистанционном формате / И. А. Бибик. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16649/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье автор детально поясняет принципы работ над английским языком в медицинском вузе в дистанционном формате в условиях пандемии COVID-19.
Ключевые слова: компетентность , компетенция,дистанционный, конкурентоспособный специалист, скорочтение.
Вхождение России в общеевропейское образовательное пространство в условиях пандемии предполагает изучение и внедрение широкого спектра инструментов, способов и средств, которые стимулируют языковые компетенции для повышения уровня компетентности будущего конкурентоспособного специалиста в очном и дистанционном форматах.
В современных условиях компетентностный подход является ключевым в процессе подготовки конкурентоспособных профессионалов.
Понятие «компетентность» используют в философии, математике, психологии, социологии.
Под ним понимали «готовность», «способность», «самоконтроль», «уверенность», «ответственность» и др. [3, c.40].
Э. Ф. Зеер объясняет «компетентность» как глубокое доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков; совокупности знаний, позволяющих судить, о чем-либо со знанием дела» [4, с. 94].
Компетентность характеризует опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В широком смысле под компетенцией понимают круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.
Понятие «компетенция» связывают с кругом полномочий, областью подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений [2].
К содержанию компетенций относят когнитивную составляющую (знания, умения, навыки), аффективную (эмоции) и волевую (Н. Н. Тулькибаева, Р. Т. Шрейнер) [5, c. 56].
А. В. Хуторской рассматривал «компетенцию» как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [6, c. 14].
В системе высшего образования необходимо учитывать, что будущего конкурентоспособного специалиста следует рассматривать через призму объективно принятых компетенций, значимых «здесь и сейчас», для определенной сферы профессиональной деятельности с одной стороны, а с точки зрения конкретной дисциплины важно уделять внимание особенностям ее преподавания.
Следует заметить, что будущего конкурентоспособного специалиста в сфере медицины невозможно представить без привязки к телемедицине и без использования иностранного языка.
Так, ФГОСы медицинских вузов последнего поколения предполагают наличие навыков активности разного рода и приобщение будущих специалистов к использованию Интернет-технологий.
К языковым особенностям преподавания иностранных языков традиционно относят четыре основные базовые языковые компетенции. Это аудирование, говорение, чтение и письмо.
Для студентов медицинского вуза актуально активизировать чтение и письмо с последующим продвижением к говорению. Важно отметить, что для решения поставленных задач — повышения уровня компетентности будущего конкурентоспособного специалиста — становится возможным тренировать студентов по всем видам речевой деятельности с использованием Интернет-ресурсов в дистанционном формате.
Из-за пандемии COVID-19 особенно интересным представляется не полновесная Интернет-работа со студентами, например, с использованием платформы Zoom, а посредством частичного использования Интернета только для передачи или получения необходимой информации в режиме преподаватель-студент.
Такой подход экономит Интернет-контент студентов и становится дополнительной нишей учебного общения. Эргономичность частичного использования Интернет-соединения лишь в момент передачи данных является добавочным ресурсом для обеспечения ведения учебного процесса, который позволяет своевременно выполнять задания учебной программы.
Следует отметить, что в дистанционном режиме важно активизировать у студентов навыки воспроизведения.
Контроль осуществляется следующим образом.
Студентам предлагается фиксировать результаты своей работы с помощью фото, аудио, видео носителей (уровень воспроизведения) и прикреплять работы и скрины тестирования в системе Moodle или в папки на yandex/google диски или отправлять по E-mail.
Прибегая к такой тактике ведения дистанционного обучения, преподаватель и студенты могут нивелировать риски «подвисания» Интернета во время стандартного дистанционного соединения (платформа Zoom).
Основным упражнением, с точки зрения воспроизведения, является пересказ.
Студентам предлагается не только подготовить классический текст пересказа/аннотации, но и записать видео сообщения, т. е. презентовать себя и текст сообщения, используя всевозможные технические инструменты. Другими словами, студентам важно продемонстрировать постановочные и режиссёрские навыки преподнесения результатов своего труда.
Видео пересказ учебного текста, аннотирование учебного текста, аннотирование текста медицинской статьи являются ключевыми упражнениями при обучении говорению и написанию своих студенческих работ в научном стиле. При этом общий объём пересказа не должен превышать 5–10 предложений.
К дополнительным плюсам видеоотчетов можно отнести следующее:
– есть возможность переснимать сюжет много раз, корректируя качество итоговой работы,
– можно самому увидеть недочеты и в дальнейшем быть более точным,
– удается частично создавать эффект присутствия «другого»,
– есть возможность бороться с психологическим барьером работы перед любой аудиторией и т. д.
Что касается плюсов Интернет-работы для преподавателя, то к ним можно отнести следующее:
– создание эффекта отдаленного присутствия,
– использование удобного формата проверки всех видов сообщений через E-mail/Yandex/Google-диски в подходящее для преподавателя время,
– возможность оказания консультационной поддержки студентов в удобное время,
– тренировка навыков снятия языкового барьера у студентов в комфортном для преподавателя и студентов формате,
– возможность многократного пересмотра видео домашнего задания для дальнейшего анализа результатов выполненных студенческих работ и т. д.
Видимые плюсы частичного Интернет-присутствия позволяют преподавателю расширить спектр форм работы со студентами в традиционном и дистанционном режимах для отработки всех языковых навыков будущего конкурентоспособного специалиста-медика.
Для недопущения потери качества освоения лексико-грамматических единиц особое внимание уделяется навыку скорочтения выражений из учебного текста (инфинитив «плюс» последующая логическая часть предложения из учебного текста). Такого рода упражнения важны при составлении словаря, при составлении и воспроизведении диалога и для озвучивания текста презентаций как итоговой работы по теме.
Скорость озвучивания фразы дает возможность говорящему приблизить скорость собственного высказывания к скорости высказывания носителя языка. Этот навык значим для снятия языкового барьера, а также способствует быстроте реакции на иноязычное высказывание. Такое упражнение является сжатой формой работы над лексикой в аудиторном формате, которая тождественна работе с использованием традиционных упражнений в обычном режиме.
Результат спецэффекта упражнений на скорочтение языковых единиц (понимание носителя языка и адекватная и быстрая реакция на тезис) студенты-медики апробировали в ходе ежегодных научных студенческих конференций на иностранном языке, которая уже 30 лет проходит в Амурской ГМА в декабре.
Студенты-докладчики стараются показать высокую, адекватную для понимания слушателей, скорость сообщений и быстроту реакции на вопросы с попыткой полного раскрытия сути ответа. А слушатели нацелены на количество задаваемых вопросов, на попытку поддержать дискуссию.
Для поощрения студентов-участников научной конференции проводится конкурс по языковым номинациям. В результате суммирования количества побед по языковым номинациям определяются победители. Студентам вручаются сертификаты кафедрального уровня по номинациям и за призовые места.
Сертификаты учитываются в журналах групп в графе «премиальные баллы».
Следует отметить, что важным аспектом является точное указание критериев оценки студенческих работ, четкость формулировки самих критериев, форма и ясность пояснения домашнего задания от преподавателя в прикрепленных файлах (Word), которые отправляются через E-mail.
К основным критериям оценки домашнего задания уровня «воспроизведение» следует отнести наличие трех частей текста, освещение всех пунктов плана (на основе учебного текста), использование вводных фраз и различных инструментов для введения эффектного перечисления, создания фрагментов текста с элементами классификаций (например, оба, следующее, во-первых, во-вторых и т. д.).
Такой прием позволяет осуществить компрессию текста и приблизить текст высказывания выступающего к научному стилю.
Потенциальные лексические сложности объективно снимались благодаря симметричному ведению в медицинском вузе латинского языка, адекватному объему самих лексических единиц на английском языке и фонетической поддержкой средствами Интернет-ресурсов (U-tube ролики/словари), которые преподаватель подбирал студентам для просмотра.
Важно отметить, что со стороны преподавателя должна быть проведена работа по минимизации пояснений к заданиям. Необходимо делать подборку видео роликов с пояснениями грамматики из U-tube, указывать ссылку в файловом документе (Word), указывать точные страницы параграфов в грамматическом справочнике учебника, осуществлять поддержку грамматического правила схемами и таблицами, указывать номера упражнений и их страницы.
В исследовании в период с 2020 по 2021гг. были активно задействованы 9 групп 1 курса Амурской ГМА, которые изучают английский язык. Следует отметить, что программа 1 семестра предполагает активное повторение грамматического материала с поэтапным введением узко медицинской лексики по темам «Анатомия», «Физиология» и «Микробиология».
Во втором семестре студенты 1 курса занимались изучением темы «Медицинское образование» с активным использованием технических средств для презентаций, Интернета для предоставления результатов своей работы на Yandex/Google платформах, в системе Moodle (тестирование) и для работы в социальных сетях.
Важно уточнить, что ежедневно студентам предлагалось читать медицинскую литературу через социальные сети. Эта работа дает эффект погружения в язык. Студентам становится доступно получение новейшей информации из первоисточников по всем медицинским вопросам в читабельном для студентов виде и доступном объеме. Речь идет о нескольких предложениях в сообщении. В этих предложениях встречаются ключевые слова по теме. Они часто латинского происхождения. В дальнейшем прогнозируется переход пассивной медицинской лексики в активную.
Следует заметить, что отработка навыков подготовки к работе с техническими средствами является значимой для дальнейшего успешного обучения и становления специалистами, соответствующими современным требованиям медицины (телефоны, ноутбуки, компьютеры и т. д.).
Студентов информировали по E-mail о форме проведения занятий, о способах получения учебной информации. Студенты получали консультацию по всем вопросам по E-mail и в аудитории. Вопросы студенты отправляли в любое удобное время по E-mail.
Тема «Медицинское образование» предполагает активизировать знакомую для студентов грамматику (Present Simple, модальные глаголы и типы вопросительных предложений).
Для расширения студенческой аудитории, которая могла бы оценить работы студентов 1 курса и найти что-то интересное для себя, ряд видео студентов были загружены не только на платформе yandex-диск, которую могут просматривать студенты группы, но и на платформе Facebook — BlagoEnglish. Эту Интернет-страничку могут видеть все.
А любые навыки важно нажить, отточить, прочувствовать все нюансы и получить свой опыт. Стоит уточнить, что 1 курс является сензитивным этапом с точки зрения получения специфических профессиональных языковых и технических навыков.
Следует отметить, что старосте было рекомендовано сообщать об итогах работы группы декану.
От преподавателя студенты получали фото/скрины журнала по E-mail через старосту.
Дистанционный формат ведения занятий предполагает, что задание дается на неделю и не привязывается ко дню занятия по расписанию.
Из-за отсутствия возможности соблюдения социальной дистанции в аудиториях работа в таком формате стала самой оптимальной для I семестра 2019–2020 учебного года и частично дистанционной для II семестра 2019–2020 учебного года. В аудитории студентам пояснялась суть выполнения задания, разбирались примеры, а домашние задания студенты отправили через Интернет на Yandex/Google диски или по E-mail.
Как и прогнозировалось, студенты 1 курса справлялись с заданиями.
В результате проведенного исследования можно утверждать, что преподавателям вуза необходимо уделять внимание блоку дистанционной работы, частичному Интернет-погружению и нахождению дополнительных траекторий образовательных услуг.
Следует отметить, что в период пандемии суть работы преподавателей вуза заключается в нахождении дополнительных траекторий оказания образовательных услуг.
При этом работу со студентами в условиях COVID-ограничений необходимо вести в очно/дистанционном формате с понятными для преподавателей и студентов видами упражнений, заданий и проработанными вариантами дистанционных упражнений, которые должны быть ориентированы на уровень воспроизведения.
Таким образом, в условиях пандемии гибкость и заинтересованность самих преподавателей в освоении и применении как очных, так и дистанционных форм ведения занятий позволяет преподавателям вуза, руководствуясь компетентностным подходом, не снижать качество знаний студентов, способствовать становлению будущих конкурентоспособных специалистов в сфере медицины и на языковом уровне.
Литература:
1. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 126 с.
2. С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11624
3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/Пер. с англ. — М., «Когнито-Центр», 2002. — 396 с.
4. Самойлов Е. А. Компетентностно ориентированное образование: социально-экономические, философские и психологические основания: монография. — Самара: Изд-во СГПУ, 2006. — 160 с.
5. Тулькибаева Н. Н., Р. Т. Шрейнер Р. Т. Компетентность и компетенции как теоретико-педагогическая проблема качества образования // Образование и наука. 2008. № 2 (50) — С. 55–64.
6. Хуторской А. В., Хуторской Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. Электронный ресурс: http://www.khutorskoy.ru/books/2008/A. V. Khutorskoy_L. N. Khutorskaya_Compet.pdf
Ключевые слова
компетентность, компетенция, конкурентоспособный специалист, дистанционный, скорочтениеПохожие статьи
Ситуационная методика обучения в формировании иноязычной письменной компетенции
В статье рассматриваются концептуальные возможности ситуационной методики обучения и эффективность ее применения в практике обучения деловой письменной речи на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей на материале аутентично...
Возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп
В статье авторы рассматривают возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп на основе заданий, разработанных на аутентичных материалах.
Применение некоторых современных оценочных средств в преподавании курса "Английский язык в профессиональной сфере" (из опыта работы)
В статье рассматриваются вопросы обучения профессиональной терминологии для решения коммуникативно-речевых задач в сфере профессиональной деятельности.
Методика обучения иностранному языку с применением различных онлайн-технологий
В статье разбирается технологическая и методологическая подготовка к занятиям иностранным языком в дистанционном формате. Обсуждаются ключевые различия в очном и дистанционном обучении, высказываются предложения по оптимизации процесса обучения в бол...
Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену
В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...
Изменения в корпоративном обучении в условиях пандемии
В статье рассмотрены основные изменения в сфере корпоративного обучения. Приведены примеры успешных инновационных решений в бизнес-среде и внедрения новых образовательных технологий. Определены преимущества дистанционного формата и актуальность переп...
Языковая среда в условиях дистанционного обучения в неязыковом вузе
В статье анализируются языковая среда и алгоритмы практических занятий в неязыковом вузе при изучении английского языка в условиях дистанционной и очной работ со студентами медицинского вуза.
Особенности работы с текстом по специальности на занятиях по РКИ на продвинутом этапе
В статье рассматриваются особенности обучения специальной лексике и формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, предлагается вариант проведения занятия с иностранными обучающимися, которые владеют РКИ на втором сертифика...
Использование компенетностной пробы при обучении студентов Ишимского медицинского колледжа
Статья посвящена повышению эффективности диагностики ран на догоспитальном этапе путем внедрения компетентностной пробы при подготовке будущего медицинского специалиста среднего звена («Школа молодого фельдшера»).
Похожие статьи
Ситуационная методика обучения в формировании иноязычной письменной компетенции
В статье рассматриваются концептуальные возможности ситуационной методики обучения и эффективность ее применения в практике обучения деловой письменной речи на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей на материале аутентично...
Возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп
В статье авторы рассматривают возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп на основе заданий, разработанных на аутентичных материалах.
Применение некоторых современных оценочных средств в преподавании курса "Английский язык в профессиональной сфере" (из опыта работы)
В статье рассматриваются вопросы обучения профессиональной терминологии для решения коммуникативно-речевых задач в сфере профессиональной деятельности.
Методика обучения иностранному языку с применением различных онлайн-технологий
В статье разбирается технологическая и методологическая подготовка к занятиям иностранным языком в дистанционном формате. Обсуждаются ключевые различия в очном и дистанционном обучении, высказываются предложения по оптимизации процесса обучения в бол...
Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену
В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...
Изменения в корпоративном обучении в условиях пандемии
В статье рассмотрены основные изменения в сфере корпоративного обучения. Приведены примеры успешных инновационных решений в бизнес-среде и внедрения новых образовательных технологий. Определены преимущества дистанционного формата и актуальность переп...
Языковая среда в условиях дистанционного обучения в неязыковом вузе
В статье анализируются языковая среда и алгоритмы практических занятий в неязыковом вузе при изучении английского языка в условиях дистанционной и очной работ со студентами медицинского вуза.
Особенности работы с текстом по специальности на занятиях по РКИ на продвинутом этапе
В статье рассматриваются особенности обучения специальной лексике и формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, предлагается вариант проведения занятия с иностранными обучающимися, которые владеют РКИ на втором сертифика...
Использование компенетностной пробы при обучении студентов Ишимского медицинского колледжа
Статья посвящена повышению эффективности диагностики ран на догоспитальном этапе путем внедрения компетентностной пробы при подготовке будущего медицинского специалиста среднего звена («Школа молодого фельдшера»).