Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта работы образовательной организации «Доступная среда»
Авторы: Ахаимова Надежда Викторовна, Болотова Галина Александровна, Сибирякова Наталья Александровна, Шмакова Оксана Петровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)
Дата публикации: 09.09.2021
Статья просмотрена: 170 раз
Библиографическое описание:
Ахаимова, Н. В. Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта работы образовательной организации «Доступная среда» / Н. В. Ахаимова, Г. А. Болотова, Н. А. Сибирякова, О. П. Шмакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16652/ (дата обращения: 15.11.2024).
Каждый ребёнок особенный, все дети равные!
Современное общество требует развития всех сфер жизнедеятельности, но особое место среди этих сфер занимает система дошкольного образования. В настоящее время от дошкольного образовательного учреждения требуется не только предоставление качественных образовательных услуг здоровым детям, но и предоставление образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья.
МБДОУ детский сад № 21 «Золушка» уже давно занимается образованием детей с ТНР. Однако, так же как и во многие другие детские сады, к нам приходят родители детей с более сложными нарушениями и даже родители детей со сложной структурой дефекта. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом отношении к себе. Нам, важно, чтобы родители таких детей получили поддержку, приобрели чувство уверенности в себе, и чтобы их покинуло чувство одиночества.
Дети с ОВЗ обучаются в группах общеразвивающей направленности. Воспитатель ведет работу по намеченному и разработанному маршруту совместно с которым, занимаются специалисты: учитель — логопед — дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Со временем мы пришли к выводу, что родителям детей с ОВЗ очень важно показать образовательные перспективы ребёнка с ОВЗ. Создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ОВЗ в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий. Для детей с ОВЗ и их родителей очень важно:
— создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ;
— обеспечение психолого-педагогических условий для развития личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
— целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
— выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных способностей;
— подготовка детей с ОВЗ ко второй ступени (начальная школа) обучения с учетом целевых ориентиров ДО;
— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
— оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционного воспитания, обучения и оздоровления детей с ОВЗ;
— обеспечение необходимых санитарно-гигиенических специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта.
Также нужно отметить, что проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее «экологичным» методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.
Хотим отметить, что для детей с ОВЗ в нашем детском саду, благодаря руководителю детского сада, существует кружок «Арт-терапия». Арт-терапия представляет собой особый метод развития посредством творчества. Необходимо подчеркнуть, что наиболее важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Техники арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.
Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше ребёнок умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач. Программа кружка «Арт-терапия» направлена на гармоничное развитие детей посредством использования различных форм художественной экспрессии, создающей условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, приобретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству и навыки саморегуляции поведения.
Важно для особенных детей:
— развитие творческого мышления, воображения, креативности и создание условий для самопознания и самовыражения;
— развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе и снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;
— развитие навыков общения и эффективного взаимодействия и развитие навыков рефлексии;
— воспитание востребованной личности, способной самостоятельно мыслить и решать поставленные задачи, а также воспитание чувства взаимопомощи и умения работать в коллективе;
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество воспитателя, психолога, логопеда-дефектолога в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы нашего детского сада. Большой плюс нашей работы, мы считаем, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
Литература:
- Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. т. 1, № 1, с. 13–18.
- Артемова Т. А., Ковалева А. В. физиологические и психологические предикторы умственной работоспособности детей шестилетнего возраста // Материалы Первой Российской конференции по экологической психологии. М., 1996, с. 14–16.
- Борисова Е. М., Арсланьян В.П. Тест умственного развития младшего школьника. М.: Изд-во РАО, 1997. 30 с.
- Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.
- Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 208 с.
- Дети с временными задержками развития // Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 2003. 208с.
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 1999. № б. С. 25–34.
- Ратанова Н. Я., Андрющенко Е. В. Психологическое сопровождение взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: методическое пособие для педагогов ДОУ. — Челябинск: Цицеро, 2009.