STEAM-технологии в работе учителя-логопеда
Авторы: Таринская Татьяна Александровна, Чекулова Светлана Викторовна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
XIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)
Дата публикации: 09.09.2021
Статья просмотрена: 2283 раза
Библиографическое описание:
Таринская, Т. А. STEAM-технологии в работе учителя-логопеда / Т. А. Таринская, С. В. Чекулова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16653/ (дата обращения: 15.11.2024).
Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний — не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Современные технологии коррекции речевых нарушений в настоящее время считаются вспомогательными средствами в логопедической работе. Однако они являются достаточно уникальными и чрезвычайно эффективными.
Коррекция недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Исследуя речь детей, мы пришли к выводу, что помимо нарушений фонетического, лексико-грамматического строя речи на первый план выходит снижение речевой активности, т. е. в век говорящей техники, дети перестали общаться. И решать эту проблему нам необходимо в соответствии с условиями современных требований. Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения.
Одним из таких путей для нас стали STEAM-технологии. Если ребенок не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, т. е. интерактивен, тактильно связан с этой культурной средой, то мы можем предположить иной результат, а значит, и иную перспективу.
Сегодня мы хотим поделиться, опытом работы по развитию речи, используя STEAM-образование.
Словарный запас детей формируется параллельно с познанием окружающей действительности и предметного мира, и происходит это во время исследования предметов, где дети, рассматривая знакомые им вещи, называют новые слова и выражения.
Есть множество упражнений на запуск речи. Мы же в своей практике пришли к выводу, что самыми эффективными являются игры-эксперименты.
Игра «Голодная гусеница»
Для нее мы используем набор Фрёбеля. Сначала рассказываем ребёнку сказку, сопровождая кормлением гусеницы. Затем ребенок нанизывает ягоды–бусины для гусеницы, при этом идет отработка глагола тяни.
Игра «Регата»
Эта игра не только поднимает настроение и стимулирует появление новых слов, но и помогает сформировать направленную воздушную струю.
Игра «Сокровища»
Заворачиваем в фольгу слова-предметы однослоговой структуры: бусы, часы, мыло, пони и т д. Прячем их в коробку с фасолью.
—Злая колдунья заморозила сокровища и спрятала их от нас. Давай с тобой спасем сокровища!
Достаём предметы со словами: Что там? ИЩИ! ОПА! Нашли. Ура!
В процессе экспериментирования старшие дошкольниками не только расширяют словарный запас, но и учатся применять свои знания на практике.
—Давайте рассмотрим вместе с детьми обычную коктейльную трубочку: она-гибкая, мягкая, пластичная, может менять форму.
—Где можно использовать эти качества?
Это можно использовать при изготовлении цифр, букв, объёмных 3Д фигур, игрушек и движущихся деталей для игрушек.
Продолжая исследование, мы узнаем, что она полая, и в неё можно подуть.
И здесь дети включили свою фантазию и предложили много интересных вариантов игр, где нужна струя воздуха. Это игры: «Собери браслет», «Пройди лабиринт» «Собери картинку», «Воздушный футбол», «Укрась букву».
Данные игры помогают не только в логопедической работе, но и одновременно решают задачи STEAM-образования.
Полученные в процессе экспериментирования знания, дети применяют на практике при изготовлении механических игрушек, поделок, дидактических игр, персонажей для театра с использованием игрового модуля «Лего».
Таким образом развивается основы инженерно-технического мышления и творческого воображения. Все эти умения мы продуктивно используем в логопедической работе:
Игра «Башенка» в процессе игры ребенок выполняет постройку с опорой на схему, параллельно идёт развитие фонематического слуха, дифференциация согласных, формирование умения составлять звуковой анализ слова.
«Артикуляционная гимнастика с ЛЕГО» строим лошадку из деталей ЛЕГО, затем выполняем артикуляционное упражнение «Лошадка». Аналогичная работа и с упражнением «Лопатка» и т. д.
При проведении диагностических мероприятий выяснилось, что дошкольники испытывают затруднения при пересказах, описательных рассказах. И здесь нам на помощь пришли STEAM-технологии. Большой восторг дети испытывали при создании мультипликационных фильмов. А желание озвучить собственный шедевр было очень высоким. Эта работа способствует смысловому пониманию значения слова, что в дальнейшем подготавливает детей к смысловому пониманию прочитанного произведения, что актуально на современном этапе.
В нашей логопедической работе особое место занимает интерактивный стол.
Использование интерактивного стола/экрана помогает сделать коррекционно-развивающую работу увлекательной, динамичной, красочной, получить обратную связь с обучающимися.
Появление у нас в арсенале такого устройства помогает решать многие коррекционно-образовательные задачи:
Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
– ознакомление детей с интерактивным столом и правилами поведения при работе с ним, знакомство детей с компьютерными программами.
Задачи коррекционно-образовательного цикла:
– формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи.
Задачи творческого цикла:
– развитие воображения, познавательной активности.
Работа с интерактивным столом способствует развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, преодолению моторной неловкости, неточности движений.
В своей работе мы используем готовые программы «Умный ребенок» и «Лесная полянка». Игры подбираем как по лексическим темам, так и по направлениям коррекционно-развивающей работы.
Так же эффективно применяем эти игры при проведении логопедического обследования.
Игра «Родственники» в процессе игры фиксируется принятие и понимание задания, уровень развития словарного запаса.
Игра «Найди и назови» -фиксируется умения употреблять имена существительные и прилагательные в правильной грамматической форме.
Игра «Кто как голос подает?» -фиксируется уровень развития слухового восприятия.
Игра «Назови ласково» -фиксируется умение ребенка образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Использование интерактивного стола позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, мобильным, эмоционально-привлекательным, доступным, многофункциональным, что в процессе обучения ведет к положительной динамике речевого развития.
Компьютер не заменяет работу логопеда, а дополняет и делает ее более эффективной, качественной и разнообразной.
STEAM -образование является уникальным инструментом речевого развития, ещё и потому, что даёт возможность развивать у детей речь на интересной для них творческой деятельности. Дети учатся составлять план работы, комментировать свой творческий процесс.
Затем мы с ребятами составляем описательный рассказ готового изделия. При составлении творческих рассказов используем схемы (кодирование), которые являются предпосылками к программированию.
Благодатной почвой для логопеда по развитию и активизации речи являются творческие презентации игрушек, где дети рассказывают, как и во что можно играть с ними, придумывают рассказы, сказки и инсценируют их!
Подводя итог всему сказанному хочется отметить, что SТЕАМ- образования позволяет логопеду повысить эффективность своей работы на основе современной и актуальной для нашего общества деятельности.
Похожие статьи
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования порастающего поколения и в том числе — дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС, одной из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях явл...
Совершенствование приборов для улучшения жизни слабовидящих
Зрение — это удивительный дар, но, к сожалению, не все люди могут наслаждаться им. Но в век развития информационных технологий технический прогресс хорошо помогает людям с ограниченными возможностям и у слабовидящих есть возможность использовать не т...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога
Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...
Интеграционный проект как способ формирования универсальных учебных действий кадет во внеурочной и урочной деятельности
Овладение иностранным языком невозможно без практики общения. Современные информационные технологии дают нам эту возможность. Преподаватели немецкого языка и кадеты Оренбургского президентского кадетского училища, изучающие немецкий язык, активно исп...
Влияние информатизации на процесс преподавания в высшем учебном заведении
В современной высшей школе все более остро встает проблема падения интереса к лекции. За долгую историю существования эта форма обучения уже переживала подобный спад, однако, в условиях стремительного развития информационных технологий и лавинообразн...
Цифровая образовательная среда «Наустим» как эффективный и парадоксальный ресурс в процессе развития речевой деятельности дошкольников с ТНР
В современном обществе, начиная с первых дней жизни, нас окружает цифровое мультимедийное пространство. Для ребенка источниками начального формирования о мире и его месте в нем становятся не только семейные ценности, но и медиаресурсы. Познавательная...
Использование мультимедийных средств при обучении рецептивной стороне иноязычной речи
На сегодняшний день невозможно представить жизнь без технологий, таких как, например, компьютер или интернет, окружающих нас. И эти средства мультимедиа активно внедряются во все сферы бытия. Одним из пластов жизнедеятельности является образование. В...
Использование подхода «Управление сложностью» (Complexity management) не только в пределах логистических процессов
В нынешнем мире бизнес-процессы подвергаются влиянию постоянных катализаторов со стороны информационных и коммуникативных технологий. Назревает время, когда инновационные аппликации требуют изменить традиционный подход в принятии решений на более мно...
Методы защиты веб-приложений от CSRF-атак
Сегодня CSRF-атаки предстают перед нами в числе уязвимостей, которые разработчики веб-приложений не воспринимают всерьез. Это упущение ежегодно приносит серьезные убытки всем, начиная от рядового пользователя сети Интернет, заканчивая крупнейшими IT-...
Современные трекеры для IT-команд: выбор, функциональность, тенденции
В современном мире информационных технологий эффективное управление IT-командами становится все более важным аспектом успешной работы предприятий. Одним из ключевых инструментов для координации задач, контроля процессов и повышения производительности...
Похожие статьи
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования порастающего поколения и в том числе — дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС, одной из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях явл...
Совершенствование приборов для улучшения жизни слабовидящих
Зрение — это удивительный дар, но, к сожалению, не все люди могут наслаждаться им. Но в век развития информационных технологий технический прогресс хорошо помогает людям с ограниченными возможностям и у слабовидящих есть возможность использовать не т...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога
Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...
Интеграционный проект как способ формирования универсальных учебных действий кадет во внеурочной и урочной деятельности
Овладение иностранным языком невозможно без практики общения. Современные информационные технологии дают нам эту возможность. Преподаватели немецкого языка и кадеты Оренбургского президентского кадетского училища, изучающие немецкий язык, активно исп...
Влияние информатизации на процесс преподавания в высшем учебном заведении
В современной высшей школе все более остро встает проблема падения интереса к лекции. За долгую историю существования эта форма обучения уже переживала подобный спад, однако, в условиях стремительного развития информационных технологий и лавинообразн...
Цифровая образовательная среда «Наустим» как эффективный и парадоксальный ресурс в процессе развития речевой деятельности дошкольников с ТНР
В современном обществе, начиная с первых дней жизни, нас окружает цифровое мультимедийное пространство. Для ребенка источниками начального формирования о мире и его месте в нем становятся не только семейные ценности, но и медиаресурсы. Познавательная...
Использование мультимедийных средств при обучении рецептивной стороне иноязычной речи
На сегодняшний день невозможно представить жизнь без технологий, таких как, например, компьютер или интернет, окружающих нас. И эти средства мультимедиа активно внедряются во все сферы бытия. Одним из пластов жизнедеятельности является образование. В...
Использование подхода «Управление сложностью» (Complexity management) не только в пределах логистических процессов
В нынешнем мире бизнес-процессы подвергаются влиянию постоянных катализаторов со стороны информационных и коммуникативных технологий. Назревает время, когда инновационные аппликации требуют изменить традиционный подход в принятии решений на более мно...
Методы защиты веб-приложений от CSRF-атак
Сегодня CSRF-атаки предстают перед нами в числе уязвимостей, которые разработчики веб-приложений не воспринимают всерьез. Это упущение ежегодно приносит серьезные убытки всем, начиная от рядового пользователя сети Интернет, заканчивая крупнейшими IT-...
Современные трекеры для IT-команд: выбор, функциональность, тенденции
В современном мире информационных технологий эффективное управление IT-командами становится все более важным аспектом успешной работы предприятий. Одним из ключевых инструментов для координации задач, контроля процессов и повышения производительности...