Тренинг с элементами маскотерапии «Маска, маска, я тебя знаю» для родителей и обучающихся групп старшего возраста компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тренинг с элементами маскотерапии «Маска, маска, я тебя знаю» для родителей и обучающихся групп старшего возраста компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи) / Т. А. Рюмина, Н. В. Соболенко, Т. И. Плотникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16667/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается один из способов арт-терапии, «маскотерапия», по оказанию помощи родителям обучающихся в поиске эффективных способов взаимодействия со своим ребенком, способствовании гармонизации эмоциональных отношений в группе, в семье. Маскотерапия влияет на положительный эмоциональный настрой, облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. В процессе которой создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии. Навыки, приобретенные в процессе маскотерапии, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой, с родными и социумом.

Ключевые слова: коммуникации, технология «маскотерапии», эмпатия, гармоничные отношения.

Одной из основных и самых ранних возрастных задач при созревании дошкольника является появление и развитие навыков эмоционального общения с окружением. На основе этого закладывается важнейшее человеческое качество эмпатия — умение понимать и сопереживать другим людям.

Современные дети, как это ни грустно, разучились общаться и друг с другом, и с родителями — зачастую общение, непосредственное общение с человеком, им заменяют «гаджеты». Сейчас абсолютно не является редкостью увидеть картину, когда ребенок, который еще толком не научился говорить, уже уверенно пользуется «гаджетами», но при этом у него возникают огромные проблемы в установлении позитивных контактов с окружением.

Педагоги стараясь найти выход из создавшейся ситуации, остановились на методе арт-терапии — маскотерапия, который по их мнению можно успешно применять в детском саду в своей работе с детьми, независимо от их возраста. Методика маскотерапии может применяться не только в развивающей деятельности, а также в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи и в работе с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся при проведении тренингов, нетрадиционных родительских собрании.

Для эмоционального сближения и установления доверительных отношений между детьми и их родителями, сверстниками и педагогами был проведен тренинг с элементами маскотерапии «Маска, маска, я тебя знаю» в группе старшего возраста компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи).

Цель тренинга : оказать помощь родителям в поиске эффективных способов взаимодействия со своим ребенком, способствовать гармонизации эмоциональных отношений в семье.

Задачи тренинга:

— создание условий для эмоционального сближения членов семьи, установление доверительных отношений между участниками встречи;

— поиск, выявление и защита уникального и неповторимого в себе и своем ребенке посредством маскотерапии;

— развитие адекватного самовосприятия через акцентирование уникальности и значимости каждого участника;

— формирование у родителей и детей умения выражать свое эмоциональное состояние, понимать друг друга.

Материалы: Листы бумаги А-4, краски, карандаши, фломастеры, ножницы, декор (ленточки, бусинки, стразы), музыка.

Участники: семьи обучающихся старшего дошкольного возраста.

Ход тренинга:

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые папы, мамы и ребятишки. Предлагаем вам в самом начале нашего тренинга поприветствовать друг друга.

Приветствие «Я уникален» . Нужно представится, передавая мяч и назвать свое имя, а также слово, отражающее настроение, при этом нужно поприветствовать участников тренинга необычным способом. (Н апример, сказать: «Катя — дружелюбная» и погладить соседа по голове, при этом все участники повторяют движение приветствия) .

Упражнение «Сказочные маски». Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие — путешествие в любимую сказку под волшебную музыку Петра Ильича Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».

«Закройте, пожалуйста, глаза. Вы слышите эти звуки? Сказка ждет вас. Мы отправляемся в путь. Глубоко вдохните, выдохните. Мы переносимся с вами в удивительный лес, это сказочный лес, в самое его сердце — на Волшебную поляну… В этом мире оживают наши воспоминания и наши сказки. У каждого есть своя любимая сказка. Взрослым их читали, когда они были маленькими. На Волшебной поляне мы видим сказочных героев, их очень много, но среди них есть один самый любимый…, вы можете встретиться со своим любимым сказочным героем, какой он..., можно поговорить с ним. Мы может повстречать и вымышленного, придуманного героя из нашего воображения и можем и с ним поговорить. Но нам пора возвращаться. Постепенно можно открывать глаза». «Каждый из вас встретился с любимым героем из сказки. Я предлагаю вам нарисовать маску своего героя.

Но сначала поговорим, что такое маска.

Ведущий 2. Маска (в переводе с арабского языка — шут) — накладка на лицо с вырезами для глаз, носа и рта, надеваемая с целью ролевого перевоплощения, сохранения своего инкогнито или как оберег, это средство защиты и достижения целей. Малышам очень нравится представлять себя в роли какого-либо животного, а на детских праздниках можно увидеть парад зайчиков, лисичек, мишек, белочек, лягушат, забавных динозавриков.

Ну а мы с вами нарисуем маску своего героя, ее мы рисуем на листе фломастерами, красками или карандашами, вырезаем и делаем прорези для глаз». Родители, при необходимости, помогают сделать маску ребенку, но при этом, ребенок отражает через маску свои особенности и предпочтения (выбирает героя, цвет, величину маски и т. д. и украшает (декорирует) ее по желанию). Ребенка можно спросить, почему он выбрал этого героя, какой он, чем он ему нравится.

В процессе изготовления масок ведущие беседуют с родителями, рассказывая о маскотерапии и о использовании масок в работе с детьми.

В маске сочетается изобразительное искусство и драма. Маску можно рассматривать как разновидность скульптуры, произведение искусства, которое можно повесить на стену, рассмотреть, а затем привести в движение с помощью воображения. Хозяин маски может делать с ней что хочет: переносить куда хочет, оживлять и заставлять двигаться. И маски могут помочь человеку продолжить движение вперед, если он чувствует, что застрял. Личность всегда отражает в себе образы иных людей, часто перевоплощаясь в них «заражаясь» ими и «теряя себя».

Работа с масками — это поиск, выявление, оздоровление, закрепление и защита уникального и неповторимого своей личности. С истинным лицом связаны ее энергия и смысл жизни. Создавая, с помощью изобразительных инструментов те или иные маски, образы и формы, человек обретает самого себя, а вместе с этим возможность разрешать для себя многие кризисные и проблемные ситуации, выстроить эффективную модель поведения».

В результате беседы о маскоперапии, под сопровождение презентации «Маска, маска, я тебя знаю», у взрослых и детей получаются оригинальные, интересные маски.

Задание 1. Когда маски будут готовы, взрослым и детям предлагается посмотреть через маску и определить эмоцию своей маски (радость, грусть, страх, злость, гнев, отчаянье, восторг и т. д.) Родителям предлагается пообщаться со своим ребенком от лица маски, учитывая выбранное эмоциональное состояние.

Затем, участники могут попробовать взаимодействовать с любым взрослым или ребенком от лица маски, вынимая из «волшебного мешочка» картинку с изображением эмоции «грусть», «радость», «страх» и т. д.

Ведущий 1 организовывает обсуждение детей и родителей: «Легко ли было взаимодействовать через маску? Маска помогала или мешала? Как помогала? Чем мешала? И т. д.

Задание 2. «Послушный — непослушный» , нужно всем разбиться на пары: «дети-родители» и сесть на стулья лицом друг другу (дети сидят в масках).

Цель упражнения : психоэмоциональная разрядка. Ведущий 2 начинает говорить: «Дети представьте, что вы послушные малыши. Мама задает вопросы, дети ведут себя как послушные малыши. Когда ребенок послушный, тогда мама его гладит по голове, обнимает. Давайте, когда я буду говорить «непослушный» вы будете вести себя, как не послушные малыши, при этом мамы будут огорчаться. Вопрос детям, что они чувствуют, когда они «послушные» и когда «непослушные», что им больше нравится, какие эмоции возникают когда мама гладит по голове..., а когда огорчается?

«Обратная связь» по завершению тренинга детям и родителям предлагается взять веселую или грустную маску в зависимости от того, понравился или нет тренинг и прикрепить к доске. Ведущие приглашают танцевать детей и родителей в масках под веселую, озорную музыку.

Поделившись опытом о применении метода маскатерапии в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями, хочется сказать, что этот метод является достаточно эффективным, экологичным, позволяет развивать эмоциональную сферу детей, их воображение и творческие способности. Кроме того, что не менее важно, этот метод позволяет педагогам ДОО постоянно находиться в творческих исканиях и саморазвитии.

Литература:

  1. Копытин, А.И. «Основы арттерапии» /А. И. Копытин. — СПб. — 1999. — 125с.
  2. Познавательные сказки для детей 4–7 лет. Методическое пособие/ Сост. Л. Н. Вахрушева. — М.: ТЦ Сфера. —2011. —80с.
  3. Ткач Р. М. «Сказкотерапия детских проблем» /Р. М. Ткач. СПб. — Речь. — 2008. — 118с.

Ключевые слова

эмпатия, коммуникации, технология «маскотерапии», гармоничные отношения

Похожие статьи

Речевое развитие ребенка с ОВЗ как важный компонент социализации

В статье рассматриваются основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду, уделяя особое внимание речевому развитию. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода, междисциплинарного сотрудничества и ...

Театрализованный квест как основа творческого взаимодействия взрослого и ребенка

Статья посвящена инновационному подходу в работе воспитателя в детском саду — театрализованному квесту, который объединяет элементы игры, театра и обучения. Этот метод способен не только развить творческое мышление и коммуникационные навыки детей, но...

Развитие познавательной мотивации через использование квест-игры в образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения

В статье рассматривается особенности использования квест технологии в образовательной деятельности детей с нарушениями зрения. Раскрываются возможности квест-игры, как средства развития познавательной мотивации, психических процессов, коммуникативных...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Использование социально-ориентированных игровых технологий в восстановлении развития детей с расстройством акустического спектра

Рассматриваются игровые технологии в работе с детьми с расстройством акустического спектра и других ментальных нарушений. Игра — одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. Игра-имеет преимущества перед вс...

Педагогическая технология «Клубный час» как средство социализации детей дошкольного возраста

В статье представлена технология социализации ребенка-дошкольника, позволяющая эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность — качества, необходимые не только для успешной адаптац...

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование

В статье рассмотрена интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование посредством слияния образовательных областей и обучающих средств, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Ав...

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы

Данное исследование посвящено изучению методов формирования положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе рассматриваются педагогические подходы и практики, направленные на повышение уверенности в...

Похожие статьи

Речевое развитие ребенка с ОВЗ как важный компонент социализации

В статье рассматриваются основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду, уделяя особое внимание речевому развитию. Автор подчеркивает важность индивидуального подхода, междисциплинарного сотрудничества и ...

Театрализованный квест как основа творческого взаимодействия взрослого и ребенка

Статья посвящена инновационному подходу в работе воспитателя в детском саду — театрализованному квесту, который объединяет элементы игры, театра и обучения. Этот метод способен не только развить творческое мышление и коммуникационные навыки детей, но...

Развитие познавательной мотивации через использование квест-игры в образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения

В статье рассматривается особенности использования квест технологии в образовательной деятельности детей с нарушениями зрения. Раскрываются возможности квест-игры, как средства развития познавательной мотивации, психических процессов, коммуникативных...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Использование социально-ориентированных игровых технологий в восстановлении развития детей с расстройством акустического спектра

Рассматриваются игровые технологии в работе с детьми с расстройством акустического спектра и других ментальных нарушений. Игра — одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. Игра-имеет преимущества перед вс...

Педагогическая технология «Клубный час» как средство социализации детей дошкольного возраста

В статье представлена технология социализации ребенка-дошкольника, позволяющая эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность — качества, необходимые не только для успешной адаптац...

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование

В статье рассмотрена интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование посредством слияния образовательных областей и обучающих средств, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Ав...

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы

Данное исследование посвящено изучению методов формирования положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе рассматриваются педагогические подходы и практики, направленные на повышение уверенности в...