Профессиональное мастерство педагога СПО — основа подготовки высококвалифицированного специалиста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)

Дата публикации: 02.10.2021

Статья просмотрена: 327 раз

Библиографическое описание:

Кленкова, Г. А. Профессиональное мастерство педагога СПО — основа подготовки высококвалифицированного специалиста / Г. А. Кленкова, Н. В. Кожина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16679/ (дата обращения: 15.11.2024).



Что означают выражения «педагог от Бога», «педагог-профессионал»?

Вот вопрос, который всегда интересует родителей, стремящихся дать своим детям достойное воспитание и образование. Обратите внимание, в XIX веке старались нанять учителя, который чаще всего являлся преподавателем гимназии, он должен был изучать с детьми гимназический курс. Учитель сам должен был знать французский, немецкий и английский языки, арифметику, историю, географию, литературу, и зачастую перечень на этом не заканчивался.

Путь становления у каждого педагога свой. Далеко не все становятся мастерами, но почти все к этому стремятся. Уходят многие годы на это, как правило, молодые, «золотые годы». К сожалению, не все педагоги, заслуживают высокого звания педагога-профессионала.

Педагог — это специалист, который должен владеть практически в совершенстве способами и приемами педагогической деятельности, развивать себя постоянно, для внедрения этой деятельности, в развитие педагогической науки и практики.

Педагогическое мастерство видится как идеал педагогической деятельности, критерием которого считается стопроцентная успеваемость студентов по данному предмету, а также повышенный интерес к предмету. Педагог — мастер, если он добивается высоких успехов тех студентов, которых считают неуспевающими, а высший пилотаж — обучение необучаемых.

Из чего же состоит педагогическое мастерство? Может, достаточно овладеть отдельными этими навыками, и вот и все, ты мастер?

Педагогическое мастерство — это специальные знания, плюс умения, плюс навыки, реализация совершенного владения основными приемами того или иного вида деятельности. Педагог является наставником и организатором индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся. Формирует технику, методику передачи знаний и умений, предусматриваемые преподаваемой дисциплиной или предметом, своим студентам и коллегам — наставникам. Вышеперечисленные виды мастерства в реальности тесно связаны между собой, сочетаются, взаимно дополняя друг друга.

Мастерство преподавателя также должно выражаться в умении с помощью своей мимики, пантомимической выразительности и речи, поддерживать эмоционально-творческое напряжение и управлять своим психическим состоянием. Педагог должен владеть, отчасти, актерским и режиссерским мастерством, а может быть и талантом, способным влиять на эмоции воспитанников, и не всегда на ум, а также делиться с ними опытом эмоционально-ценностного отношения к миру.

Высокий уровень педагогического мастерства характеризуется способностью преподавателя к построению педагогического процесса, направленного на развития индивидуальных особенностей обучающихся, создание условий для достижения личностных результатов ими.

Средний уровень характеризуется воспитанием гуманистических ценностей, знанием основных технологий, принципов, но педагогу не всегда легко применить их на практике, просто не хватает мастерства.

Низкий (недостаточный) уровень. Для него характерно: четкое исполнение методических рекомендаций, деятельность по инструкции, «перенос на себя» манеры преподавания других, как правило, более опытных коллег; акцент внимания сосредотачивается на собственных действиях, не вовлекая в процесс решения педагогических задач обучающихся.

В структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога.

Особое место в педагогическом мастерстве отводится педагогической технике. Это знания, навыки и умения, совокупность которых необходима для эффективного внедрения в систему методов педагогического воздействия на обучающихся, и даже может быть и коллектив в целом: умения выбрать правильный тон в обращении к студенту, правильный стиль и умение управлять вниманием обучающихся, манера и темп речи, демонстрация своего отношения к поведению и поступкам обучающихся и коллег.

В деятельности также необходима правильная дикция, мимика и жестикуляция, поставленный голос, все это культура речи. Педагог должен вести себя так, чтоб каждое его движение воспитывало и чтоб он сам знал, что он хочет в данным момент, а чего не хочет.

Мы живём в мире стремительно развивающихся новых технологий.

Профессиональный стандарт «Специалист со средним медицинским образованием» от 31 июля 2020г. повышает требования к трудовым функциям среднего медицинского профессионала, что в свою очередь требует от преподавателя проявление профессионального мастерства на достаточно высоком уровне. Ведь любая медицинская организация требовательно относится к уровню подготовки молодых специалистов, их способности владеть современными технологиями. В связи с этим в проекте ФГОС СПО предусмотрено внедрение новых профессиональных модулей, а также увеличение количества профессиональных компетенций, отмечается усложнение содержания программ обучения.

Очень важно, чтобы из стен медицинского колледжа вышел специалист, готовый к работе в реальных условиях. Одной из эффективных педагогических технологий подготовки выпускника является симуляционное обучение. Именно симуляционные технологии позволяют достичь максимальной степени реализма при имитации реальных профессиональных ситуаций. Очень важно, чтобы в ходе решения поставленной конкретной задачи были задействованы различные типы симуляционного обучения: деятельность, визуализация, прослушивание. В составлении профессиональных ситуаций, задач проявляется профессиональное мастерства педагога.

В Рязанском медицинском колледже функционирует Обучающий симуляционный центр, в котором проводятся обучающие групповые практические занятия, индивидуальные тренировки для участия в профессиональных конкурсах различного уровня: Региональный чемпионат WorldskillsRUSSIA Рязанской области, Всероссийская олимпиада профессионального мастерства по специальностям, аккредитации выпускников.

Симуляционный центр — это комплекс симуляторов с современным программным обеспечением, позволяющий создать ситуацию максимально приближенную к реальной в профессиональной деятельности; многократно самостоятельно отработать навыки с правом на ошибку, недопустимую в жизни; отработать алгоритмы действий каждого обучающегося и группы в целом; в соответствии с существующими стандартами. Использование образовательных программ на основе симуляционных технологий позволяет повысить качество подготовки обучающихся.

В условиях симуляционного центра содержание обучения направлено на освоение навыков, выработку безопасных форм профессионального поведения, каждому обучающемуся даётся возможность потренироваться, проверить себя.

Основные задачи симуляционного центра:

— Разработка, адаптация и внедрение комплекса организационных мероприятий и современных образовательных медицинских симуляционных технологий;

— Проведение обучения и аттестация медицинских работников с использованием моделируемых манипуляций, согласно разработанных программ;

— Осуществление учебного процесса по отработке и оценке степени сформированности профессиональных навыков с использованием современных медицинских симуляционных технологий;

— Информационное обеспечение в области новейших достижений, передового отечественного и зарубежного опыта по проблемам виртуального медицинского образования, организация и проведение семинаров, конференций, мастер-классов.

От профессионального мастерства преподавателя зависит интенсификация образовательного процесса и повышение его качества, для этого педагог разрабатывает ситуационные задачи по каждой теме, составляет производственную ситуацию, согласно изучаемым темам. Студенты самостоятельно оценивают свои действия, после чего разбирают ошибки совместно с преподавателем.

Успешное выступление на конкурсах профессионального мастерства, прохождение процедуры аккредитации выпускников, быстрая адаптация молодых специалистов к меняющимся условиям подтверждает эффективность применения симуляционной технологии, а также профессиональное мастерство педагога.

Похожие статьи

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Профессиональная компетентность будущего специалиста — ключевая задача системы среднего профессионального образования

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Похожие статьи

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Профессиональная компетентность будущего специалиста — ключевая задача системы среднего профессионального образования

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы